Группировка источников в библиографическом списке

В курсовую и дипломную работы, диссертацию включают только те источники, на которые сделаны ссылки в основном тексте и которые были фактически использованы при их написании. Эти источники должны быть сгруппированы. Существуют следующие способы их группировки: алфа­витный, по главам работы (тематический), хронологический, по видам из­даний и др.

Алфавитный способ группировки источников состоит в том, что все монографии, учебники, статьи, комментарии располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если фамилия автора не указана, то при расположении произведения в списке учитывается первая буква его на­звания. Работы одного и того же автора располагаются по алфавиту загла­вий, затем указывают его работы, написанные в соавторстве.

При группировке источников по главам работы сначала указывают литературу, имеющую отношение ко всем главам, а затем - относящуюся к той или иной главе. Внутри этих групп источники могут располагаться в алфавитном или ином порядке.

Хронологический способ группировки характерен тем, что источники располагаются по году публикации (принятия). Такой способ применяют, ко­гда необходимо показать историю законодательства, движения науки или изучения темы.

В научных работах по юриспруденции чаще всего применяют груп­пировку источников по видам изданий. Список составляется по разделам в следующем порядке:

I. Законы и иные нормативные акты: Конституция Российской Феде­
рации, конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, по­
становления Правительства РФ, постановления Конституционного Суда
РФ, нормативные акты других федеральных органов государственного
управления (министерств, комитетов, служб), нормативные акты субъектов
Федерации (конституции, уставы, решения, постановления), акты органов
местного самоуправления.

II. Судебная и другая практика: руководящие постановления Плену­
ма Верховного Суда РФ (РСФСР, СССР) и Пленума Высшего Арбитраж­
ного Суда РФ; опубликованные обзоры и обобщения практики Верховно­
го Суда РФ; приговоры, решения, определения и постановления высших
судебных органов страны; неопубликованная следственная, судебная,
прокурорская, нотариальная и иная практика (архивные уголовные, граж­
данские и административные дела, отказные материалы и т.д.).

III. Монографии, учебники, учебные пособия, лекции, статьи, тезисы,
комментарии, авторефераты диссертаций. Некоторые авторы периодические
издания, диссертации и авторефераты диссертаций выделяют в отдельные
разделы.

IV. Литература на иностранных языках.

Внутри главных разделов этого списка применяются другие группи­ровки. Например, нормативные акты, руководящие постановления Пле­нума Верховного Суда РФ, работы одного автора, архивные дела могут быть расположены в хронологическом порядке, а монографии, учебники, статьи и тезисы - в алфавитном. Способ группировки источников зависит от вида работы, ее назначения, характера и количества документов.

Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка - это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте до­кумента другом документе, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Такие ссылки рекомендуются: при цитировании; заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных; анализе опубликованных работ; необходимости ото­слать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в данной работе.

По месту расположения ссылки бывают внутритекстовые, подстроч­ные и затекстовые. По форме описания различают ссылки первичные и повторные.

Внутритекстовая ссылка используется, когда значительная ее часть вошла в основной текст таким образом, что изъять ее оттуда нельзя, а также в случае, если читателю она необходима по ходу чтения. Такая

ссылка включается в текст путем указания в скобках выходных данных и номера страницы.

Например:

В учебнике А.И. Алексеева «Криминология» (М., 1998. С. 4) говорит­ся, что «криминология - буквально означает учение (logos) о преступлении (crimen)».

Из ст. 17 Федерального закона от 10 апреля 1996 г. «О производст­венных кооперативах» (Рос. газ. 1996. 16 мая) следует, что исполнитель­ным органом кооператива является правление.

Подстрочные ссылки применяются чаще, чем внутритекстовые, по­скольку они не загромождают основной текст и дают возможность чита­телю сразу же установить использованный источник. Для связи текста с подстрочной ссылкой, расположенной в конце страницы, используются знаки сноски в виде цифры, звездочки и др. В студенческих работах, как правило, применяются цифровые знаки. Знак сноски ставится там, где по смыслу необходима сноска, преимущественно после законченного пред­ложения.

Например:

В тексте: И. Соловьев выделил пять типов налоговых преступников7.

В ССЫЛКе: 7 Соловьев И. О типологии налоговых преступников // Рос. юстиция. 2001. №8. С. 70-72.

Нумерацию ссылок можно делать для каждой страницы свою или сквозную (сплошную) по каждой главе либо всему произведению в зави­симости от количества ссылок. Слово «См.» употребляется, когда из тек­ста нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, ибо неясна

логическая связь между ними

Например:

В тексте: Притон - это помещение, которое систематически предос­тавляется для потребления наркотических средств1.

В ССЫЛКе: 1 См.: Мирошниченко Н.А. Уголовно-правовая борьба с наркоманией / А.Н. Мирошниченко, А.А. Музыка. Киев; Одесса, 1988. С. 102 - 103.

Библиографические ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствований, например: «Цит. по:».

Затекстоеые ссылки используются в тех случаях, когда автор сде­лал большое количество ссылок, которые большинству читателей не нуж­ны по ходу чтения, но могут быть полезны в дальнейшей работе. Связь основного текста и затекстовой ссылки осуществляется цифровым поряд­ковым номером на верхней линии строки или в квадратных скобках в строке.

Группировка источников в библиографическом списке - student2.ru 108 См.: Кузин Ф.А. Магистерская диссертация... М., 1998. С. 124.

Например:

В основном тексте: Б.В. Волженкин утверждает, что мотивы контра­банды, как правило, корыстные15.

В затекСТОВОМ перечне ССЫЛОК: 15 Волженкин Б.В. Экономические преступле­ния. СПб., 1999. С. 190.

В основном тексте: Б.В. Волженкин утверждает, что мотивы контра­банды, как правило, корыстные [15, с. 190] или: [15, 190], что означает 15-й источник, страница 190.

В затекстовом перечне ссылок: 15. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

Рекомендуется в перечне источники располагать по алфавиту неза­висимо от порядка их упоминания в тексте, что дает возможность избе­жать повторов, унифицировать библиографические описания 109.

При повторных ссылках на источник его полное описание дается только при первой ссылке.

Если повторная ссылка располагается на той же странице, что и пер­вая, то она оформляется словами «Там же» и при необходимости простав­ляют номер страницы.

Например:

1 Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. М., 1989. С. 10. См.: Там же.

3См.: Там же. С. 12.

Если повторная ссылка располагается на другой странице (при усло­вии, что в работе упоминается только одно произведение автора), то она оформляется словосочетанием «Указ. соч.».

Например:

4 Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 16.

Если делаются повторные ссылки на несколько работ автора, то ука­зываются его фамилия, заглавие источника и номер страницы.

Например:

1 См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 61; Его
же. Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообло­
жения // Уголовное право. 1999. № 2. С. 47.

2 См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. С. 115.

3 См.: Кучеров И.И. Особенности объекта... С. 48.

Группировка источников в библиографическом списке - student2.ru 109 См.: Редактирование отдельных видов литературы. С. 119.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТАНИЮ РУКОПИСИ

Текст рукописи должен быть напечатан через два интервала шрифтом 2,7 мм (кегль 14) на одной стороне стандартной писчей бумаги формата А 4 (210 х 297 мм). Поля страниц рукописи должны быть: верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 25 - 30 мм. Более широкое поле слева остав­ляют для переплета. При таких полях на каждой странице сплошного тек­ста должно быть 30 строк, а в каждой строке - 60±2 знака, причем каждый пробел между словами считается за один знак.

Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.

Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. В середине верх­него поля следующей страницы ставится цифра «2» и т.д.

Все структурные элементы работы, за исключением параграфов (во­просов) внутри глав, печатаются с новой страницы.

Заголовки глав, слова «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» печатаются прописными буквами, в кавычки не заключаются и размещаются посередине строки. Точка в конце заглавий не ставится. Перенос слов в заглавиях недопустим. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интер­валами. Не рекомендуется их подчеркивать. Заголовок не должен быть по­следней строкой на странице.

Размер абзацного отступа равен пяти знакам и должен быть одина­ковым по всему тексту.

Все библиографические ссылки и подстрочные примечания печата­ют с абзацного отступа на той странице, к которой они относятся, через один интервал кеглем 10. От основного текста они отделяются короткой сплошной чертой.

Текст на иностранном языке может быть напечатан или вписан от руки черной тушью или пастой. Размер вписываемых символов, букв и слов должен быть таким же, как и у основного текста.

Таблицы, рисунки, графики, схемы должны быть выполнены на лис­тах формата А4 или наклеены на такие листы.

Отпечатанную рукопись следует внимательно вычитать. Все ошибки и опечатки необходимо исправить. Можно их устранить с помощью белил типа «штрих» или путем заклеивания, а нужные буквы и слова аккуратно вписать или наклеить. Не разрешается набивка буквы на букву, дорисовка букв, впечатывание слов между строк.

Глава VII. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Реферат - это научно-исследовательская работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов (монографий, учебных пособий, научных статей) по заданной теме. В ре­ферате студент излагает основные положения (идеи, решения, предложе­ния и т.д.), содержащиеся в нескольких источниках, приводит различные точки зрения, обосновывает свое мнение по ним.

Работа над выбранной (заданной) темой проходит следующие этапы: поиск и изучение источников и составление библиографии, разработка плана, написание реферата.

Реферат состоит из титульного листа, оглавления (соответствует плану), введения, основной части и списка использованной литературы.

Объем реферата - не менее 5 и не более 15 страниц, отпечатанных через 2 интервала (11 страниц, отпечатанных через полтора интервала). В реферате следует сделать ссылки на использованные источники. Они должны быть оформлены в соответствии с установленным стандартом.

Готовый реферат представляется преподавателю для проверки. Оце­нивая реферат, он учитывает умение студента работать с научной литера­турой, анализировать различные точки зрения по спорным вопросам, ар­гументировать свое мнение, навыки оформления ссылок, списка исполь­зованной литературы.

Если реферат будет оценен положительно, то он может послужить зачетной работой по пройденным темам. В некоторых вузах практикуется защита реферата на кафедрах или заседаниях методической комиссии по проверке знаний студентов 110.

Доклад - это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конферен­ции. Нередко студенческие доклады являются зачетными работами. Вы­ступление с докладом (сообщением) на научной конференции может быть зачтено за курсовую работу.

Если текст доклада должен быть сдан преподавателю, то он оформляет­ся так же, как и текст реферата. В тех случаях, когда сдать текст не требуется, достаточно его подготовить для себя без оформления.

Группировка источников в библиографическом списке - student2.ru 110 См.: Михеев Р.И. Реферат по спецкурсу: Как подобрать материал, написать, оформить и защитить. Владивосток, 1997.

При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на вы­ступление. Поэтому написанный доклад следует не торопясь прочесть вслух. Если вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь выводы.

Текст доклада может быть написан полностью либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.

Студенческие доклады, как правило, состоят из трех частей: ввод­ной, основной и заключительной. В первой части обосновываются акту­альность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излага­ются основные научные положения, в третьей - выводы и предложения.

§2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа - это предусмотренная учебным планом письмен­ная работа студента на определенную тему, содержащая элементы науч­ного исследования. Выполнение курсовых работ предусмотрено Государ­ственным образовательным стандартом высшего профессионального об­разования по специальности «Юриспруденция». Ее написание помогает студентам углубить и закрепить полученные знания по дисциплине, при­обрести навыки самостоятельного проведения научных исследований, анализа и обобщения юридической практики, литературного оформления результатов творческого труда.

В течение учебного года пишется только одна курсовая работа. Сро­ки написания и защиты курсовых работ устанавливаются деканатом.

Перечень тем курсовых работ по каждой дисциплине определяется кафедрами. Студенту предоставляется право выбора темы. По согласова­нию с научным руководителем студенту разрешается выполнение работы по теме, которая хотя и не значится в перечне, но имеет прямое отноше­ние к изучаемой дисциплине.

Не допускается написание курсовых работ несколькими студентами на одну тему, за исключением тех случаев, когда по разрешению научного руководителя каждым из них рассматриваются различные аспекты этой темы.

Выбранная тема должна быть зарегистрирована на соответствующей ка­федре.

Научным руководителем студента является, как правило, преподава­тель, ведущий занятия в той группе, в которой он учится. С ним необхо-

димо согласовать план работы, список нормативных актов и специальной литературы, методы сбора и обработки практических материалов и сроки ее представления на проверку.

В целях упорядочения основных этапов работы полезно составить рабочий план с указанием сроков их выполнения. Например, в него можно включить следующие этапы: 1) выбор темы; 2) изучение нормативных ак­тов и специальной литературы; 3) составление плана курсовой работы; 4) консультация у научного руководителя; 5) изучение практики; 6) напи­сание первого (чернового) варианта работы; 7) представление работы на­учному руководителю и консультация у него; 8) устранение недостатков, редактирование и представление на кафедру окончательного варианта ра­боты; 9) подготовка доклада и защита работы.

Структура курсовой работы: а) титульный лист (см. прил. 9); б) ог­лавление (план) (см. прил. 10); в) введение; г) основная часть; д) заключе­ние; е) список использованной литературы, в том числе нормативных ак­тов и материалов практики; ж) приложения (факультативно).

Объем курсовой работы должен составлять примерно один печатный лист, то есть 2СН-25 страниц машинописного текста (компьютерной распе­чатки), исполненного на стандартной писчей бумаге формата А4, не счи­тая приложений.

При использовании в тексте работы положений, выводов, предложе­ний, заимствованных из различных источников, ссылки на них обязатель­ны.

Теоретические положения и выводы рекомендуется иллюстрировать материалами опубликованной и неопубликованной практики. При этом необходимо сделать ссылку на источник, откуда они взяты. Это требова­ние не относится к работам теоретического характера, не имеющим выхо­да в практику.

Выполненная курсовая работа к установленному сроку сдается на ка­федру и передается на рецензирование научному руководителю. Отзыв ру­ководителя пишется в произвольной форме, но в нем обязательно следует отметить достоинства работы, ошибки и другие недостатки, соответствие работы установленным требованиям и указать, допускается ли она к защите или не допускается.

Не допускаются к защите работы:

выполненные только на основе учебника, без использования и ана­лиза законодательства, специальной литературы, материалов практики или содержащие примеры, взятые из учебников, учебных пособий, моно­графий и журнальных статей;

выполненные не самостоятельно, а путем списывания, без ссылок на автора и источник, или являющиеся конспектом учебника, учебного посо­бия или монографии;

не раскрывающие содержания темы и имеющие грубые юридиче­ские ошибки;

имеющие большое число грамматических и стилистических ошибок, а также небрежно и неправильно оформленные.

Такие работы возвращаются для устранения недостатков. К повтор­но выполненной работе студент обязан приложить отзыв руководителя о первоначально выполненной работе, чтобы он мог проверить, устранены ли отмеченные в нем недостатки.

Студент защищает курсовую работу перед научным руководителем. Если руководитель по объективным причинам не может принять защиту, то заведующий кафедрой может поручить эту работу другому преподавателю. В некоторых вузах курсовые работы защищаются перед комиссией в составе 2 -3 преподавателей .

На комиссионной защите студент кратко излагает основные положе­ния, выводы и результаты исследования, а также поясняет, какие из ука­занных в отзыве руководителя недостатков устранены и какие замечания считает спорными. Затем он отвечает на вопросы членов комиссии. При защите курсовой работы перед руководителем студенту нет необходимости делать доклад, он лишь дает пояснения по содержащимся в отзыве замеча­ниям и отвечает на его вопросы.

Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе, с учетом ее содержания и оформления, а также уровня защиты. Критериями оценки являются: научность, самостоятельный и творческий подход к исследова­нию; объем и качество выполненной работы, в том числе количество изу­ченной литературы, материалов практики; стиль и грамотность написания текста; умение защитить результаты исследования.

По решению кафедры за курсовую работу может быть зачтен доклад на заседании научного кружка или на научно-студенческой конференции, перевод научного источника на иностранном языке, а также материалы на­учно-исследовательской деятельности студента (например, справка об ито­гах анализа и обобщения следственной, судебной или иной практики по ка­федральной теме).

Группировка источников в библиографическом списке - student2.ru 111 См.: Михеев Р.И. Курсовая работа: Как подобрать материал, написать и оформить: Учеб. пособие. Владивосток, 1995. С. 12; Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. Минск, 2000. С. 178.

Курсовые работы, отличающиеся актуальностью и новизной темы, теоретической и практической значимостью разработанных вопросов, са­мостоятельностью и глубиной исследования, могут быть представлены на конкурсы студенческих научных работ либо использованы в учебном процессе.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Дипломная работа - это выпускная квалификационная работа, пред­ставляющая собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими зна­ниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему само­стоятельно решать профессиональные задачи. Ее выполнение предусмот­рено Государственным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования по специальности «Юриспруденция» с присвоени­ем квалификации «юрист». В этом стандарте указано, что выпускная ква­лификационная работа юриста должна:

носить творческий характер с использованием актуальных статисти­ческих данных и действующих нормативных правовых актов;

отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, пра­вильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Дипломная работа должны быть научно-практическим исследовани­ем, в котором теоретические положения и выводы сочетаются с анализом и обобщением практического опыта, разработкой научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства, деятельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния, судов, правоохранительных органов, а также юридических служб различных организаций. Научность работы выражается в анализе различ­ных концепций, взглядов по тем или иным проблемам, их сопоставлении, аргументации собственной позиции, в решении теоретических и практи­ческих задач, выдвижении новых идей и т.д.

Дипломная работа - самостоятельное, творческое исследование. В результате ее выполнения студент должен: показать знание основных тео­ретических положений и научных проблем по теме, уровень освоения ме­тодов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать тео­ретические обобщения и практические выводы; свободно ориентироваться в нормативных актах и литературе; изучить как положительный, так и от­рицательный практический опыт; сформулировать обоснованные предло­жения и рекомендации по совершенствованию законодательства и прак­тики его применения.

Выполнение дипломной работы проходит следующие этапы: 1) вы­бор темы, 2) изучение литературы, 3) составление плана, 4) определение методов исследования, 5) изучение практики, 6) работа над текстом и оформление. Далее следуют подготовка к защите и защита работы.

Дипломная работа по своей структуре состоит из следующих эле­ментов: 1) титульного листа (см. прил. 11), 2) оглавления (см. прил. 12), 3) введения, 4) основной части, 5) заключения, 6) списка использованной литературы, 7) приложений (если они необходимы).

Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. Согласно Государст­венному образовательному стандарту высшего профессионального обра­зования оптимальный объем выпускной квалификационной работы -2-К2,5 печ. л. (5(Н60 страниц машинописного текста, отпечатанного через 2 интервала).

Готовая дипломная работа подписывается ее исполнителем и сдается научному руководителю в срок, установленный заданием и планом-графиком. После ее прочтения руководитель составляет на нее письмен­ный отзыв. В отзыве следует отразить положительные и отрицательные стороны дипломного сочинения примерно по следующей схеме: актуаль­ность, новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования; правильность построения плана; полнота освещения вопро­сов темы, использования литературы и практического материала (опубли­кованной и (или) неопубликованной практики); степень самостоятельно­сти автора в раскрытии темы; обоснованность выводов, логичность аргу­ментов; наличие предложений и рекомендаций по совершенствованию за­конодательства и практики его применения; практическая значимость по­лученных результатов, возможность их внедрения в учебный процесс или юридическую практику; соответствие оформления работы установленным правилам; неточности, ошибки, спорные положения, замечания по содер-

жанию работы и ее оформлению (с указанием страниц, на которых они содержатся); соответствие работы предъявляемым требованиям и заклю­чение о допуске работы к защите (см. прил. 14). Научный руководитель может дать предварительную оценку дипломного сочинения в общем виде (например, «работа заслуживает высокой (положительной) оценки»), по­скольку окончательную оценку дает комиссия, учитывающая результаты защиты.

Затем дипломная работа вместе с отзывом научного руководителя представляется заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите, ставя на титульном листе свою подпись. Если же заве­дующий кафедрой не считает возможным допустить дипломника к защи­те, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием выпу­скника и научного руководителя. Протокол заседания кафедры представ­ляется через декана факультета на утверждение ректору вуза (п. 14 Инст­рукции по подготовке дипломных проектов (работ) в высшем учебном за­ведении, утвержденной приказом Минвуза № 245 от 14 марта 1974 г.).

Дипломная работа не может быть допущена к защите при следую­щих обстоятельствах:

она представляет собой плагиат или компиляцию;

выполнена только на основе учебников, одной монографии или од­ного учебного пособия без использования другой специальной литерату­ры;

в ней отсутствуют материалы судебной и иной практики либо при­меры из практики заимствованы из учебника, учебного пособия, моногра­фии или научной статьи;

ее содержание не соответствует теме, либо тема в основном не рас­крыта;

она содержит множество опечаток, грамматических ошибок, ссылки на источники и список использованной литературы оформлены непра­вильно.

Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рецензирование. В качестве рецензентов могут привлекаться профессора и преподаватели других кафедр факультета или другого вуза, работники на­учно-исследовательских учреждений, высококвалифицированные специа­листы правоохранительных органов и различных организаций. Передача работы на рецензирование члену той кафедры, на которой работает науч­ный руководитель, нежелательна, чтобы исключить влияние служебных отношений на ее оценку. Рецензия пишется по той же схеме, что и отзыв научного руководителя (см. прил. 15). Иногда рецензенты дают рецензии

не более чем на одну страницу, где называется тема, в нескольких пред­ложениях излагается, о чем говорится в каждой главе (цитируется оглав­ление работы), и высказывается мнение о положительной оценке работы. При этом содержание работы не анализируется, недостатки, спорные мо­менты не затрагиваются. Прав Р.И. Михеев, что такое формальное отно­шение к рецензированию - это неуважение к студенту и вузу, показатель общей, правовой и профессиональной культуры самого рецензента. По­этому такого рода рецензии не должны приниматься во внимание кафед­рой и Государственной аттестационной комиссией (ГАК)112.

Выпускающая кафедра знакомит дипломника с отзывом руководите­ля и рецензией, чтобы он смог учесть содержащиеся в них замечания при подготовке к защите. Затем первый экземпляр дипломной работы с этими документами передается в ГАК.

К защите дипломных работ допускаются выпускники, представив­шие их в установленный деканатом срок, имеющие на них положительные отзыв и рецензию, успешно прошедшие все предшествующие аттестаци­онные испытания. При отрицательном отзыве и (или) рецензии решение о допуске к защите принимается деканатом по представлению выпускаю­щей кафедры.

Деканат извещает студентов и преподавателей о месте и времени защиты.

Готовясь к защите дипломной работы, студенту целесообразно под­готовить текст выступления. В нем необходимо обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, сформулировать его цели и задачи, указать методы их решения, кратко изложить основные положения, выводы и полученные результаты, особо выделив новые данные, предложения по совершенствованию законода­тельства и практические рекомендации.

В каждом вузе установлено ориентировочное время для доклада на защите. Так, на юридическом факультете МГУ оно составляет 1СН-12 ми­нут113, в вузах МВД РФ - не более 1СН-15 минут114, на юридическом фа­культете Дальневосточного государственного университета - 8-^10 ми­нут115. Поэтому доклад необходимо прочитать вслух размеренным темпом и скорректировать его объем с учетом времени выступления. Если высту-

Группировка источников в библиографическом списке - student2.ru 112 См.: Михеев Р.И. Дипломная работа... С. 40.

113 См: Уголовное право России. Особенная часть: Учеб. пособие. М., 1995. С. 259.

См.: Методические рекомендации по организации выполнения и защиты дипломных ра­бот (проектов). Утв. МВД России 17 сент. 1998 г. М., 1999. С. 10. 115 См.: Михеев Р.И. Дипломная работа... С. 41.

пающий не уложится в регламент, то председательствующий прервет его и он не успеет сказать что-то важное, необходимое.

Если в процессе выступления дипломнику необходимо показать ил­люстративный материал (схемы, таблицы, слайды и т.д.), то его следует заранее оформить и продумать процедуру демонстрации.

После ознакомления с отзывом научного руководителя и рецензией целесообразно подготовить письменные ответы на содержащиеся в них замечания и вопросы, чтобы на защите правильно и уверенно высказать свое мнение по ним.

Защита дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава при обязательном присутствии ее председателя или его заместителя. На этом заседании желательно при­сутствие научного руководителя. Защита начинается с доклада дипломни­ка. Чтобы произвести лучшее впечатление на членов комиссии, не реко­мендуется читать текст, не отрываясь от бумаги.

По окончании доклада члены комиссии и присутствующие могут за­дать дипломнику вопросы по теме дипломной работы. Вопросы можно за­писать, обдумать и высказать ответы на каждый из них. Ответы должны быть по существу заданных вопросов, краткими и аргументированными.

Затем зачитываются отзыв руководителя и рецензия (замечания и основные выводы из них) или предоставляется слово руководителю и ре­цензенту, которые сообщают свое мнение о дипломной работе. Диплом­нику дается возможность в корректной форме ответить на замечания, за­щитить те положения, которые встретили возражения. Вместе с тем со справедливыми замечаниями следует согласиться.

Решения комиссии об оценке дипломных работ и итогах защиты принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя (при его отсутствии - заместителя) является решающим. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетвори­тельно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

При определении оценки по результатам защиты учитываются: акту­альность и новизна темы, качество и объем выполненной работы, само­стоятельность исследования, теоретическая и практическая значимость его результатов, использование материалов практики, научный аппарат и оформление работы, ответы на вопросы, защита содержащихся в работе положений, выводов и предложений, оценки, предлагаемые научным ру­ководителем и рецензентом. Поощряется самостоятельное проведение

студентами социологических, криминологических, криминалистических исследований, использование литературы на иностранных языках, компь­ютерной техники, внедрение результатов в практику, подтвержденное справкой (актом) о внедрении.

По итогам защиты ГАК может рекомендовать лучшие дипломные работы для использования в учебном процессе, практической деятельно­сти правоохранительных органов или иных заинтересованных организа­ций, а их авторов - для обучения в аспирантуре.

Если студент не удовлетворен полученной оценкой, то он вправе в день защиты подать апелляцию. ГАК рассматривает апелляцию и сообща­ет свое решение в день ее поступления.

В случае неявки дипломника на защиту работы по уважительной причине председатель ГАК вправе назначить защиту в другое время, но не позже даты окончания работы комиссии. В случае неявки на заседание ГАК по неуважительной причине дипломнику выставляется оценка «не­удовлетворительно».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В одном учебном пособии невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все основы научных исследований и научно-исследовательской работы студентов. Чтобы не увеличивать его объем, некоторые вопросы изложены кратко, а другие вовсе не затронуты. Читатель может найти на них ответы в источниках, рекомендуемых для изучения. Возможно, неко­торые положения работы, например касающиеся методологии научных исследований, встретят возражения. Однако при всем этом автор стремил­ся дать в пособии тот объем сведений, который предусмотрен программой курса «Основы научных исследований» и необходим студентам, готовя­щимся стать юристами, для качественного выполнения учебно-научных работ и приобретения элементарных знаний в области научно-исследовательской деятельности.

Студенты по-разному относятся к работе в научных кружках и про­блемных группах, к написанию рефератов, докладов, курсовых и диплом­ных работ. Одни берут любую тему, лишь бы выполнить учебный план и получить положительную оценку своей работы. Они прибегают к быстро­му и легкому способу выполнения работы - списыванию ее из каких-либо источников, соединению результатов чужих исследований без самостоя­тельной обработки источников (к компиляции). Таким студентам будет по нраву книга Ю. Эхо «Письменные работы в вузах» (М., 1997), в которой содержатся инструкции по технике списывания и подготовке работ за три

дня. Других же студентов привлекает сам процесс научного исследования. Они уделяют серьезное внимание выбору темы (ее актуальности и новиз­не) и методов исследования, его подготовительному этапу, аналитической работе и решению научных задач. Именно этим студентам будут полезны все главы настоящего пособия.

Самостоятельная научно-исследовательская работа более эффективна по сравнению с обычным списыванием. Овладев навыками научного ис­следования и написания научных работ, в дальнейшем выпускник юриди­ческого учебного заведения с успехом может использовать приобретен­ный опыт для умножения своих знаний, повышения качества практиче­ской деятельности, а также для получения послевузовского образования в виде обучения в аспирантуре или в порядке соискательства.

список рекомендуемой литературы

Ко всем темам

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации сту­дентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и кол­леджей. - Ростов н/Д, 2001.

Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. - М., 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практ. пособие.-М., 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Д, 2001.

Ефременков Н.В. Основы научного исследования и методы само­стоятельной работы студента-историка. - Калинин, 1989.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, прави­ла оформления и порядок

Наши рекомендации