Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг
Очевидно, что при рассмотрении договора на возмездное оказание услуг необходимо прежде всего опираться на его позитивно-правовое закрепление в действующей гражданско-правовой кодификации. Между тем, небольшое количество статей гл. 39 ГК РФ крайне затрудняет нормативно-правовую регламентацию договора, и только детальный анализ различных положений Кодекса во взаимосвязи с норма образующими признаками гл. 39 ГК РФ позволяет правильно его квалифицировать.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги[13].
П. 2 ст. 779 ГК РФ раскрывает содержание тех действий или деятельности, которые представляют собой конкретный вид услуги. Это - услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Этот перечень не является исчерпывающим.
Деятельность по оказанию некоторых видов услуг подлежит лицензированию (медицинская, аудиторская, правовая, связи и другие). А одним из условий получения лицензии, как правило, является наличие высшего образования в соответствующей области и стажа работы по специальности. Например, для получения лицензии на оказание платных юридических услуг лицо должно иметь высшее образование и стаж работы не менее 3-х лет.
Характеристика договора: консенсуальный, возмездный, взаимный, публичный (когда коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому, кто к ней обратится. Публичным договором является договор об оказании гражданам услуг связи, медицинских, гостиничных, туристических и т.п. услуг), присоединения (договоры, условия которых определены исполнителем в разработанных им формулярах или иных стандартных формах. Например, договоры об оказании туристических, экскурсионных услуг).
Стороны договора - исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). В их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица. Однако специальный субъект этого договора может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги. Так, юридическое лицо может быть исполнителем по договору оказания услуг телефонной связи и заказчиком по договору оказания аудиторских услуг.
Предмет договора - как нематериальные, так и материальные услуги. Например, договоры оказания услуг связи по поводу отправления писем, бандеролей, посылок; оказание медицинских услуг по различным видам протезирования.
Отметим, что определение понятия услуги в гражданском законодательстве, в отличие от налогового, отсутствует. Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. И здесь следует определить, что же является потреблением услуги. По мнению С.Д. Шаталова, поскольку результаты такой деятельности потребляются после ее завершения, услуги по оценочной деятельности, а в равной степени и финансовые, банковские, страховые и аудиторские услуги не подпадают под понятие «услуга», установленное п. 5 ст. 38 НК РФ.
С этой точкой зрения можно поспорить. Как представляется, потребление перечисленных услуг заказчиком производится именно в момент получения результатов деятельности заказчиком. То есть, получив оказанную услугу (информацию о рыночной цене), заказчик в этот же момент и потребляет ее (знакомится с этой информацией, получает ее). А дальнейшее использование заказчиком в своей деятельности сведений (информации, отчетов и т.п.), полученных в результате оказания услуги, будет представлять собой не потребление услуги, а использование результатов, полученных при оказании услуги.
Поэтому такие виды деятельности, как аудиторские, консультационные, юридические и т.п. услуги в полной мере соответствуют понятию, содержащемуся в п. 5 ст. 38 НК РФ, и представляют собой услугу.
Следует также обратить внимание на другой квалифицирующий признак услуги - отсутствие материального результата. Данный признак является основным, отличающим услугу от работы. В соответствии с п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Процесс оказания услуги и ее результат неотделимы.
При оказании нематериальной услуги результат деятельности исполнителя (услуга) и результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги, не всегда совпадают. Например, родители желают, чтобы их ребенок поступил в престижное учебное заведение, и приглашают для подготовки ребенка к вступительным экзаменам репетитора. В этом случае результатом, которого желает достичь заказчик (родители), является поступление в соответствующее учебное заведение. Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя. Репетитор может предоставить возможность обучаемому усвоить определенный набор знаний, необходимый для поступления в вуз, однако он не может гарантировать сам факт поступления, поскольку этот результат зависит не только от услугодателя, но и от влияния других факторов (способностей самого ребенка, числа абитуриентов и т.д.). Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного отношения. Риск не достижения результата несет заказчик. Объясняется это тем, что в силу самого характера нематериальной услуги достижение нематериального результата не гарантируется.
Как отмечает Е.А. Зверева, предмет договора возмездного оказания услуг предполагает лишь процесс, но не результат действий исполнителя, выполняемых по заданию заказчика, хотя и не исключает того, что в процессе оказания услуги будут созданы какие-либо материальные объекты, как, например, проект договора или искового заявления и т.п.[14]. Разделяя точку зрения Е.А. Зверевой, В. Вайпан подчеркивает, что обязанности адвоката по договору возмездного оказания правовых услуг могут включать в себя не только совершение определенных действий или деятельности (например, консультирование), но и предоставление заказчику результата этих действий (письменное заключение по правовому вопросу, проект документа и т.д.). Следует присоединиться по данному вопросу к точке зрения Е.Г. Шабловой, что способ выражения мнения - устный или письменный - не меняет экономической сущности услуг, то есть предмета договора.
Как утверждает Е.А. Зверева, предмет договора, имея комплексное содержание, зачастую не может быть односложно указан в названии договора. Автором вводится понятие консалтингового договора, в который могут входить элементы договора подряда, НИОКР и возмездного оказания услуг. Следует отметить, что такой подход автора является спорным. Возражая Е.А. Зверевой, для определения предмета договора следует обратиться к специфике деятельности, например, по оказанию консультационной услуги, при этом:
- если предметом выступает консультация (в любой форме), то необходимо оформить договор на возмездное оказание консультационных услуг с указанием той предметной области, в которой будет оказываться консультация, например: « договор на возмездное оказание правовых услуг, договор на возмездное оказание консультационных услуг по подбору персонала, договор на возмездное оказание инженерно-консультационных услуг, договор на оказание консультационных услуг антикризисного управления и т.д.»;
- если же в рамках договора предусматривается участие консультанта в выработке советов, рекомендаций и в их реализации, то предмет договора должен включать в себя элементы других договоров, например, договор на возмездное оказание инженерно-консультационных услуг по подготовке, техническому обеспечению процесса производства и передаче продукции. В данном случае рассматриваемый договор включает в себя элементы договора подряда, регулируемого нормами гл. 37 ГК РФ; элементы договоров на выполнение НИОКР гл. 38 ГК РФ; элементы договора возмездного оказания услуг, предусмотренных гл. 39 ГК РФ. Об этом говорится и в Постановлении Федерального арбитражного суда.
Однако следует помнить, что «всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения».
Место и срок исполнения договора обязательства по оказанию услуг определяются по соглашению сторон.
Способ оказания услуги конкретизируется в договоре.
Форма договора- применяются общие правила о форме сделок и форме договора.
Обязанности сторон договора возмездного оказания услуг:
- Исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Обязанность исполнителя может быть конкретизирована путем описания той услуги, которая должна быть оказана.
- Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и сроки, указанные в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Отказ от исполнения договора возможен в любое время, как до начала оказания услуги (например, отказ от междугородного телефонного разговора), так и в любое время ее оказания до завершения (например, прекращение междугородного телефонного разговора раньше времени, которое было определено при заказе в качестве продолжительности разговора). При отказе от исполнения договора до начала оказания услуги заказчик возмещает исполнителю его фактические расходы, в процессе оказания услуги - фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой заказчик отказался.
Положения о бытовом подряде должны применяться к отношениям по возмездному оказанию услуг, когда услуга оказывается лицом (гражданином или организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность) гражданину в целях удовлетворения его бытовых или других личных потребностей. Помимо этих положений, к услугам, оказываемым в целях удовлетворения личных потребностей граждан, применяются Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (с последующ. изм. и доп.) и правовые акты Правительства РФ, принятые в соответствии с указанным Законом.
Цена договора законодательством не определена. Однако имеется ряд документов в виде прейскурантов, тарифов и т.п., которые, как правило, исходят от исполнителя.
Как показывает судебная практика, спорным вопросом является формирование цены, например, на консультационные услуги как ключевой фактор формирования и планирования бюджета консультационных (консалтинговых) фирм, индивидуального консультанта и т.д. Следует заметить, что цена платных консультационных услуг в общем нормативном порядке не регулируется, что означает необходимость руководствоваться на этот случай общей нормой - ст. 424 ГК РФ. Имеется в виду, что расчеты за оказание услуги должны производиться по цене, предусмотренной соглашением сторон (цена договора складывается из двух составляющих: компенсации издержек исполнителя и причитающегося ему вознаграждения - п. 2 ст. 709 ГК РФ), кроме случаев, когда для договора с участием заказчика-потребителя применяются, в соответствии с законом, цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами (соглашением сторон не может предусматриваться более высокая цена). Однако случаи применения данного порядка определения цены являются, скорее, исключением из обычно существующего договорного порядка.
Поскольку в России существует произвольная практика определения цены на консультационные услуги, то в своем большинстве консалтинговые фирмы разрабатывают свои локальные документы по оплате оказываемых услуг, при этом диапазон цен значительно колеблется в зависимости от объема, личности консультанта, степени сложности, сроков исполнения консультирования, количества консультантов, используемых технических средств и других инструментов консультирования. Даже в тех случаях, когда в консалтинговых фирмах имеются разработанные ими тарифы на оказываемые услуги, размер вознаграждения и порядок его выплаты согласовываются с каждым клиентом. В процессе согласования допустимы отступления от тарифов исполнителя, поскольку они не носят обязательного характера, хотя по разовым услугам - консультирование, составление документов, экспертиза, аудит - исполнители, как правило, не отступают от своих тарифов. Чаще всего согласование цены с клиентом устанавливается в договорах на абонементное консультационное обслуживание, договоре на возмездное оказание инжиниринговых услуг, бухгалтерское обслуживание. При заключении данных видов договоров условие о цене принято фиксировать в дополнительном документе путем составления протокола соглашения о договорной цене, в котором структура цены, т.е. элементы, ее составляющие, фиксируется в смете. Величина оплаты оговорена заранее и обычно производится в установленное время либо в соответствии с графиком.
Привычными стали условия договора на оказание услуг, предусматривающего выплату исполнителю вознаграждения только при достижении положительного результата, например, в виде процента от взысканных в пользу заказчика сумм дебиторской задолженности или сумм налогов и налоговых санкций, которые удалось оспорить. Другими словами, выплата вознаграждения исполнителю прямо или косвенно (через специфический механизм расчета вознаграждения) обусловливается характером решения правоприменительного органа - в пользу или не в пользу клиента.
Таким образом, на практике широкое распространение получило заключение так называемых двойных договоров, в которых предусмотрена оплата на случай положительного, с точки зрения заказчика, «эффекта». Подобная форма оплаты неоднозначно рассматривается судебной практикой, встречаются примеры, когда одни и те же вопросы находят принципиально разное решение. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа удовлетворены требования исполнителя (истца) к заказчику (ответчику) о взыскании дополнительного вознаграждения в размере 15 млн. рублей за деятельность исполнителя, способствовавшую полной отмене налоговых санкций в отношении заказчика. Также были отклонены доводы ответчика о неправильном применении судом норм гл. 39 ГК РФ, не предусматривающих оплату конкретного результата, поскольку в договоре был прописан определенный размер оплаты выполненных услуг.
В другом случае тот же Суд занял принципиально иную позицию, основанную на разъяснении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ о вопросах заключения договоров об оказании правовых услуг. В своем информационном письме от 29 сентября 1999 г. №48 ВАС РФ выразил отрицательное отношение к подобным договорным условиям: требование исполнителя о выплате вознаграждения не подлежит удовлетворению, если данное требование истец обосновывает условиями договора, ставящими размер оплаты услуг в зависимость от решения суда или государственного органа, которое будет принято в будущем. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном ст. 424 ГК РФ, с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности). Эту точку зрения разделяет В.В. Кванин, утверждающий, что данным правилом необходимо руководствоваться и по другим договорам о возмездном оказании услуг, в то время как, по мнению Л.В. Санниковой, такая позиция Президиума ВАС РФ представляется необоснованной и противоречащей принципу свободы договора.
Рассматриваемые споры не утихают и в экономической литературе, где М.Л. Тюнякин говорит, что такой критерий для ценообразования, как «эффект», может отражать любые количественные и одновременно качественные экономические показатели. Например, цена на консалтинговые услуги может исчисляться по достигнутому результату от объема инвестиций за экономию средств, минимизацию издержек, объем продаж и т.п.
Хотя практика «двойных договоров» получила широкое распространение, тем не менее при установлении цены в «двойном договоре» следует исходить из особенностей предоставляемой услуги с учетом судебной практики в каждом конкретном случае. Например, справедливым было бы ввести запрет на условие договора, ставящее обязанность оплаты услуг (а не размер оплаты) в зависимость от решения суда (государственного органа), которое будет принято в будущем.
Итак, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Отметим, что, подчеркивая, безусловно, возмездный характер договора, выраженный уже в самом определении ст. 781 ГК РФ, вместе с тем вопросы порядка оплаты услуг следует относить к договорным условиям, которые должны быть конкретизированы в каждом конкретном случае.
Содержание договора возмездного оказания услуг