Тема №10. Права и обязанности родителей.
Целью данного практического занятия является формирования у студентов знаний о правах и обязанностях родителей и детей, формирование у них на основе этих знаний следующих компетенций.
№ п/п | № ОК и ПК | Содержание компетенций | Примечание |
ОК № 1.4 | Осознание социальной значимости семьи - как основы развития и сохранения нации, гаранта духовного и материального благополучия граждан. | ||
ОК № 3.1 | Способность четко определять объект своей профессиональной деятельности. | ||
ОК № 9.3 | Осознание ведущей роли благополучной личности, воспитанной в полноценной семье, ее влияния на формирование семейной политики и в целом демократических институтов и гражданского общества современной России. | ||
ПК № 5.1.1 | Общие навыки поиска юридических норм. | ||
ПК № 5.3.9 | Владение навыками поиска и использования судебной практики по гражданским, предпринимательским, трудовым, жилищным, семейным делам, в частности основных Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. | ||
ПК № 5.3.10 | Уметь квалифицированно общаться с государственными и муниципальными служащими органов и работниками организаций призванных следить за соблюдением прав несовершеннолетних. | ||
ПК№ 5.3.31 | Уметь толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения алиментных соглашений, брачных договоров, соглашений об определении места жительства ребенка. | ||
ПК№ 6.3.3 | Способен верно интерпретировать обстоятельства дела в области гражданско-правовой специализации, дать им оценку и юридическую квалификацию. | ||
ПК№ 16.3.4 | Уметь давать профессиональные консультации по вопросам правового регулирования брачных отношений субъектов, режима супружеского имущества, установления происхождения детей, прав несовершеннолетних детей, прав и обязанностей родителей. |
Письменные экспресс контрольные вопросы
1. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ОК№1.4, ПК№ 16.3.4).
2. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (РК№ 16.3.4).
3. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ОК№ 9.3, ПК№ 5.3.31).
4. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей (ОК№ 3.1, ПК№ 5.3.9).
5. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах (ОК№ 9.3, ПК№ 6.3.3).
6. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав (ОК№ 9.3, ПК№ 6.3.3).
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите об осуществлении родительских прав несовершеннолетними родителями. Вправе ли несовершеннолетние родители самостоятельно осуществлять родительские права, если они не состоят в браке? (ПК№ 16.3.4)
2. Как устанавливается место жительства детей при раздельном проживании родителей? Какими критериями руководствуется суд при разрешении спора между раздельно проживающими родителями о том, при ком из них должны проживать несовершеннолетние дети? (ПК№ 5.3.31)
3. Какими правами и обязанностями наделяет закон родителя, проживающего отдельно от детей? Расскажите о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ПК№ 5.3.31).
4. В каких случаях проживающий отдельно от ребенка родитель может требовать в судебном порядке передачи ребенка ему на воспитание? (ПК№ 6.3.3)
5. Кто из родственников ребенка имеет право на общение с ним? Какие органы наделены полномочиями по разрешению возникающих спорных ситуаций между родителями ребенка и близкими родственниками по поводу реализации ими права на общение с ребенком? (ПК№ 5.1.1)
6. Какие правовые последствия предусмотрены законом для родителей, лишенных родительских прав? Какая обязанность за ними сохраняется? Какие права сохраняются за ребенком, в отношении которого родители лишены родительских прав? По истечении какого срока допускается усыновление ребенка в случае лишения родительских прав? (ПК№ 6.3.3)
7. При каких обстоятельствах возможно восстановление в родительских правах? Каким органом решается этот вопрос и по чьему заявлению? (ОК№ 9.3, ПК№ 6.3.3)
8. Назовите правовые последствия ограничения родительских прав. В чем их отличие от правовых последствий лишения родительских прав? (ОК№ 3.1, ПК№ 16.3.4)
9. В каких случаях закон разрешает отобрание ребенка у родителей (одного из них) органом опеки и попечительства? Какие обязанности возлагаются на орган опеки и попечительства при отобрании ребенка? (ПК№ 5.3.8)
10. Раскройте формы участия органов опеки и попечительства в рассмотрении споров о воспитании детей (ПК№ 5.1.1).
11. Какие меры могут быть приняты к родителю, препятствующему исполнению судебного решения по делу, связанному с воспитанием детей? (ПК№ 5.1.1)
12. Как осуществляется принудительное исполнение судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу? Каковы правовые последствия невозможности исполнения такого решения без ущерба интересам ребенка (ПК№ 5.3.10).
Тест-контрольные задания
Вариант 1. Мерами семейно-правовой ответственности являются:
а) предусмотренная ст.156 и 157 УК РФ ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей;
б) предусмотренная ст. 5.35 КОАП РФ ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
в) лишение родительских прав и ограничение родительских прав. (ПК№ 5.1.1)
Вариант 2. В связи с лишением родительских прав родители утрачивают:
а) все права, основанные на факте родства с ребенком, право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, возможность приобретения некоторых личных неимущественных прав в сфере семейных отношений;
б) право на воспитание и образование ребенка, право на получение алиментов от совершеннолетних детей, право на наследование по закону, право быть усыновителями, опекунами, попечителями;
в) не утрачивают никаких прав (ПК№ 16.3.4).
Вариант 3. Ограничение родительских прав допускается:
а) если родители уклоняются от выполнения своих обязанностей;
б) в случае злостного уклонения родителей от уплаты алиментов;
в) если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (ПК№ 6.3.3).
Вариант 4. Особенностью рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей, является:
а) обязательное участие в них руководителей воспитательных учреждений;
б) обязательное присутствие органов местного самоуправления;
в) обязательное участие прокурора и органов опеки и попечительства (ПК№ 5.3.9).
Задачи
Задача 1
Супруги Марковы прекратили совместную жизнь и вскоре расторгли брак. По решению суда двухлетняя дочь осталась с матерью. Марков из г. Находки переехал в соседний г. Владивосток. Будучи очень привязан к дочери, Марков каждую субботу или воскресенье приезжал в Находку, чтобы повидаться с ней и провести несколько часов. Однако через некоторое время бывшая жена заявила Маркову, что больше не будет отпускать с ним дочь, так как его встречи с девочкой, тоже очень любившей отца, травмируют ее психику. После этого Маркова стала прятать дочь, отправлять ее по субботам и воскресеньям то к своим родителям, то к знакомым. Марков обратился в суд с требованием обязать Маркову дать ему возможность видеться с дочерью и принимать участие в ее воспитании.
Правомерны ли требования Маркова? Какое решение будет принято судом по его требованию? Может ли суд на определенный срок лишить родителя, проживающего отдельно от ребенка, права на общение с ним? Какие меры могут быть применены к родителю, не выполняющему решение суда о порядке осуществления родительских прав другим родителем, проживающим отдельно от ребенка? (ПК№ 5.3.31)
Задача 2
Родив от случайной связи девочку, Н.К.Ильина отдала ее в дом ребенка. Спустя три года она забрала девочку к себе, а еще через год соседи Ильиной обратились в местную администрацию с требованием лишить ее родительских прав. В заявлении указывалось, что Ильина ведет аморальный образ жизни (систематически пьянствует, приводит домой мужчин), за дочерью не следит. Девочка всегда голодная, запущенная, предоставлена самой себе, одежды у нее почти нет. Когда у матери собирается очередная компания друзей, ей приходится спать в коридоре.
Имеются ли основания для лишения Ильиной родительских прав? Какой орган рассматривает дела о лишении родительских прав? Кто вправе требовать лишения родительских прав. Если Ильина будет лишена родительских прав, может ли она через некоторое время ставить вопрос о восстановлении в родительских правах? (ПК№ 5.3.10, ПК№ 6.3.3)
Задача 3
В июне 2006 г. в связи с систематическим пьянством и аморальным поведением супруги Дятловы по решению суда были лишены родительских прав в отношении их сына Бориса 1996 г.р. После этого мальчик был передан под опеку своего дальнего родственника Э.И.Никонова и прожил более года в его семье. В течение 2007 г. Дятловы прошли курс лечения от алкоголизма и трудоустроились. В марте 2008 г. Дятловы обратились в суд с исковым заявлением о восстановлении их в родительских правах и возврате сына. В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства дал заключение о возможности восстановления Дятловых в родительских правах с учетом изменения в лучшую сторону их образа жизни и поведения. Однако опрошенный судом Борис заявил о своем категорическом несогласии возвращаться к родителям, обосновав это тем, что не может забыть прошлое поведение и их плохое отношение к нему.
Какое решение должен принять суд? Обязателен ли учет мнения ребенка по данной категории дел? (ОК№ 1.4, ПК№ 5.3.9)
Литература
1. Батова О. С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 139-144.
2. Блохина О. Ю. Сочетание частного и публичного в деятельности органов опеки по обеспечению интересов детей // Право и политика. 2004. № 10. С. 75-82
3. Зубарева О.Г. Действие ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в системе норм семейного законодательства // Материалы международной научно-практической конференции Государство и право: вызовы 21 века (Кутафинские чтения): Сборник тезисов. - М.: ООО «Изд-во «Элит», 2010.
4. Ильина О.Ю. Публично-правовые основания учета интересов ребенка при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей // Семейное и жилищное право. 2005. № 3. С. 16-21.
5. Мардахаева П. Практика применения ст.77 СК РФ «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» // Семейное и жилищное право. 2005. № 4. С. 9-10.
6. Михеева Л.Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства // Семейное и жилищное право. 2005. № 4. С. 16-23.
7. Нечаева А.М. Защита прав ребенка // Закон. 2005. №10. С.45-51.
8. Низамиева О.Н. Некоторые проблемы защиты прав ребенка на содержание // Семейное и жилищное право. 2005. № 3. С. 24-26.
9. Осипова С. В. Правовое значение разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. 2006. № 2. С. 25-30.
10. Татаринцева, Е. А. Правовой статус родителей // Закон. 2005. № 10. С. 4-12.
11. Чашкова, С. Интересы детей при разделе имущества // Домашний адвокат. 2006. № 5. С. 2-3.