Тема 2.4. Федеральные арбитражные суды в Российской Федерации
I. Задания для самостоятельной работы
По первому, второму, третьему, четвертому вопросам: изучить рекомендованные законодательные акты, учебную литературу и на этой основе (в пределах вопросов Рабочей программы по теме 2.4):
а) приобрести знания о правовой основе, задачах, функциях, принципах организации и деятельности арбитражных судов Российской Федерации; о системе, компетенции, полномочиях и формах деятельности арбитражных судов; о статус судей, председателей и заместителей председателей арбитражных судов; об организационном обеспечении организации и деятельности арбитражных судов;
б) прививать и развивать умения и навыки научного анализа законодательных актов и учебной литературы, рекомендованных для изучения Рабочей программой по теме 2.4;
в) прививать и развивать способности к дискуссионному обсуждению учебных вопросов, кратких тезисов и графоаналитических таблиц по теме 2.4;
г) разработать тезисы по вопросам практического занятия;
д)* составить фрагмент словаря юридических терминов и юридических понятий, с включением следующих терминов и понятий: арбитражные суды в РФ; Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда; президиумы арбитражных судов; аппарат арбитражных судов; организационное обеспечение организации и деятельности арбитражных судов в РФ; подведомственность и подсудность дел арбитражным судам; арбитражное судопроизводство;
е) разработатьграфоаналитические таблицы: «Компетенция и полномочия арбитражных судов в Российской Федерации»; «Формы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации»; «Статус судей арбитражных судов», «Статус председателей и заместителей председателей арбитражных судов»;
ж) подготовиться к дискуссионному обсуждению на групповом занятии вопросов по теме 2.4, разработанных студентами кратких тезисов и графоаналитических таблиц.
Каждому студенту заочной формы обучения направить по электронной почте преподавателю для проверки и выставления оценок разработанные им: а) фрагмент словаря юридических терминов и понятий; б) графоаналитические таблицы;
Mail: [email protected]
II. План практического занятия
Форма обучения: очная
1. Правовая основа, задачи, функции, принципы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
2. Система, компетенция, полномочия и формы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
3. Статус судей, председателей и заместителей председателей арбитражных судов в Российской Федерации.
4. Организационное обеспечение организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
Дискуссионное обсуждение вопросов учебного занятия совмещается с обсуждением подготовленных студентами тезисов, графоаналитических таблиц и фрагментов словаря юридических терминов и понятий
Подведение итогов занятий.
Сдача старостой учебной группы преподавателю для проверки и выставления оценок разработанных студентами: а) тезисов; б) графоаналитических таблиц.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию
По первому, второму, третьему, четвертому вопросам темы 2.4:
При изучении студентами очной и заочной форм обучения вопросов по теме 2.4 следует уделить внимание: истории возникновения в Российской Федерации арбитражных судов, экономических предпосылок для их образования и правового регулирования организации и функционирования действующих арбитражных судов, особенностям системы арбитражных судов по сравнению с системой федеральных судов общей юрисдикции, инстанционным связям судопроизводства по арбитражным делам о спорах, возникающих из гражданско-правовых (экономических) отношений, и о спорах, возникающих из административных правоотношений.
Характеристику федеральных арбитражных судов студентам рекомендуется изучать в такой последовательности: арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные арбитражные суды, федеральные арбитражные суды округов (кассационные арбитражные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. При этом применительно к каждому из звеньев арбитражной судебной системы необходимо изучить следующие вопросы: правовая основа организации и деятельности суда; порядок образования суда, его структура и его состав; порядок наделения судебными полномочиями судей, председателя и заместителя председателя суда; задачи, компетенция и полномочия суда и его структурных подразделений; порядок работы суда и его структурных подразделений; состав суда при рассмотрении арбитражных дел; председатель суда и его заместители, их процессуальные полномочия и полномочия по организации деятельности судов соответствующих звеньев.
В процессе самостоятельного изучения вопросов по теме 2.4 каждому студенту рекомендуется составить тезисы по вопросам группового учебного занятия и одновременно продолжить составление словаря юридических терминов и юридических понятий, а также осуществить разработку графоаналитических таблиц как по вопросам, рекомендованным преподавателем, так и по иным вопросам по усмотрению студента. Важная задача самостоятельной работы студентов заключается в приобретении ими способностей, умений и навыков дискуссионного обсуждения учебных вопросов по теме 2.3 на групповом учебном занятии. Решению данной задачи поможет подготовка каждым студентом тезисов его выступления на групповом учебном занятии, при этом по каждому вопросу практического занятия. Тезисы рекомендуется готовить на основании, прежде всего, соответствующих положений законодательства, а не только и даже не столько на основе учебной литературы. Правильно поступают те студенты, которые под звукозапись тренируются к своему публичному выступлению. Такие тренировки должны войти в привычку каждого студента, ибо приобретение умений и навыков публичного выступления по юридическим вопросам является составной неотъемлемой частью приобретения каждым студентом юридического факультета профессии правоведа.
IV. Рекомендуемы источники
Нормативные правовые документы
1. Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. — М.: Юрайт-Издат, 2011. — Ст. 10 и глава 7.
2. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ. Официальный текст. — М.: Юрайт-Издат, 2011. —Ст. 1-17, 23-25, 29-34.
3. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ. — М.: Юрайт-Издат, 2011.
4. Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: «Омега-Л», 2011. — Ст.1, 2, 4, 17, 27, 34, 40, 41, 44, 125.
Основная литература
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник/ Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Зерцало, 2010. — С.187-221 (гл. IX).
Дополнительная литература
1. Правоохранительные органы России: Учебник /Под ред. В. П. Божьева. - М.: Высшее образование,2010. — С. 129–139 (гл. 7).
V. Контрольные вопросы для самопроверки
2. Место в судебной системе Российской Федерации федеральных арбитражных судов.
3. Принципы организации и деятельности федеральных арбитражных судов в Российской Федерации.
4. Порядок наделения полномочиями судей, председателей и заместителей председателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
5. Порядок наделения полномочиями судей, председателей и заместителей председателей арбитражных апелляционной судов.
6. Порядок наделения полномочиями судей, председателей и заместителей председателей федеральных арбитражных судов округов.
7. Порядок наделения полномочиями судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
8. Порядок формирования судебных коллегий, судебных присутствий и судебных составов арбитражных судов в Российской Федерации.
9. Порядок формирования арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
10. Подведомственность и подсудность дел арбитражных судов в Российской Федерации.
11. Функции и полномочия федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации,
12. Функции и полномочия арбитражных апелляционных судов.
13. Функции и полномочия федеральных арбитражных судов округов.
14. Функции и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
15. Звенья системы арбитражных судов в Российской Федерации.
16. Судебные инстанции в системе арбитражных судов.
17. Судебные коллегии арбитражных судов в Российской Федерации.
18. Президиумы арбитражных судов в Российской Федерации, их состав, порядок формирования и полномочия
19. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, его полномочия и состав
20. Полномочия председателей арбитражных судов в Российской Федерации и их заместителей.
21. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его состав и полномочия.
22. Юридическое значение разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
23. Полномочия Совета Федерации и Президента Российской Федерации по формированию корпуса судей арбитражных судов в Российской Федерации, их председателей и заместителей председателей
24. Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей по формированию корпуса судей арбитражных судов в Российской Федерации, их председателей и заместителей председателей.
25. Полномочия квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации по формированию корпуса судей арбитражных судов в Российской Федерации. .
26. Структура аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации.
27. Организационное обеспечение организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
Раздел 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность и расследование преступлений
Тема 3.1. Оперативные подразделения и органы предварительного расследования
I. Задания для самостоятельной работы
По первому, второму, третьему, четвертому вопросам: изучить рекомендованные законодательные акты, учебную литературу и на этой основе (в пределах вопросов Рабочей программы по теме 3.1):
1) приобрести общие знания о понятиях:
«оперативно-розыскная деятельность», «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», «оперативное подразделение», «оперативный работник», «руководитель оперативного подразделения», «руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность», «конфидент»;
«предварительное расследование», «орган предварительного расследования», «дознание», «орган дознания», «дознаватель», «начальник органа дознания», «начальник подразделения дознания»; «предварительное следствие», «следственный орган», «орган предварительного следствия», «следователь», «руководитель следственного органа»;
2) приобрести общие знания:
о правовой основе, целях, задачах, функциях, принципах организации и деятельностиорганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о понятии и системе оперативно-розыскных мероприятий; о компетенции оперативных подразделений, их полномочиях и правовых формах борьбы с преступностью; о системе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о полномочиях оперативного работника, начальника оперативного подразделения; о системе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о требованиях, предъявляемых к кадрам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в системе Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
о правовой основе, целях, задачах, функциях, принципах организации и деятельности органов дознания и органов предварительного следствия; о компетенции органов дознания и органов предварительного следствия, их полномочиях и правовых формах борьбы с преступностью; о понятии и системе следственных и иных процессуальных действий и процессуальных решениях, используемых в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия; о полномочиях дознавателя, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа; о системе органов дознания; о системе органов предварительного следствия; о требованиях, предъявляемых к кадрам органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации; о требованиях, предъявляемых к кадрам органов предварительного следствия, в том числе к кадрам Следственного комитета Российской Федерации.
3) разработать тезисы по вопросам семинарского занятия;
4) разработатьграфоаналитические таблицы: «Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность», «Система оперативно-розыскных мероприятий», «Система органов дознания», «Система органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации», «Система органов предварительного следствия», «Система Следственного комитета Российской Федерации», «Система следственных действий»;
5)* составить фрагмент словаря юридических терминов и юридических понятий, с включением терминов и понятий, указанных выше в п.1;
6) прививать и развивать умения и навыки научного анализа законодательных актов и учебной литературы, рекомендованных для изучения Рабочей программой по теме 3.1;
7) прививать и развивать способности к дискуссионному обсуждению учебных вопросов, кратких тезисов и графоаналитических таблиц по теме 3.1;
8) подготовиться к дискуссионному обсуждению на групповом занятии вопросов по теме 3.1, подготовленных студентами кратких тезисов, графоаналитических таблиц.
Каждому студенту заочной формы обучения направить по электронной почте преподавателю для проверки и выставления оценок разработанные им: а) фрагмент словаря юридических терминов и понятий; б) графоаналитические таблицы.
Mail: [email protected]
II. План семинарского занятия
Форма обучения: очная
1. Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в РФ, правовая основа организации и деятельности данных правоохранительных органов, их система.
2. Задачи, функции, принципы и компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Российской Федерации.
3. Полномочия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Дискуссионное обсуждение вопросов учебного занятия совмещается с обсуждением подготовленных студентами тезисов и графоаналитических таблиц.
Подведение итогов занятия.
Сдача старостой учебной группы преподавателю для проверки и выставления оценок подготовленных студентами: а) тезисов, б) графоаналитических таблиц.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Первая часть первого вопроса практического занятия по теме 3.1:Чтобы разобраться с понятиями «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», «органы дознания», «органы предварительного следствия», студентам следует прежде всего уяснить существо таких понятий, как «оперативно-розыскная деятельность», «дознание», «предварительное следствие» и формы их деятельности, для чего надо хотя бы в общих чертах познакомиться с положениями ст. 1-4, 6-11, 13-17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и статьями 38-41, 150, 152, 156, 157158, 162, 164, 171-174, 176-220 УПК РФ.
Понятие оперативно-розыскной деятельности предусмотрено ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Оперативно-розыскные мероприятия, их всего 14, они предусмотрены ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; посредством выполнения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется оперативно-розыскная деятельность. Общее представление по данным вопросам студенты могут получить, познакомившись с содержанием 7-13 данного федерального закона.
Понятие об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в самом общем виде заключено в их названии. Таковыми являются те оперативные подразделения в системе соответствующих право-охранительных ведомств РФ, которые правомочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
О системе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, студенты могут узнать из ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Должностными лицами органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются: начальник данного органа, оперативные работники, непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и начальники структурных подразделений органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (например, в системе МВД РФ таковыми являются: начальник уголовного розыска, начальник отдела (отделения) экономической безопасности и противодействия коррупции, начальник оперативно-розыскной части).
Предварительное расследование — это правовая (уголовно-процессуальная) форма правоохранительной деятельности, осуществляемая по уголовному делу посредством исследования обстоятельств совершенного преступления. Материалы уголовного дела являются основанием для судебного разбирательства и осуществления акта правосудия в порядке, в установленном УПК РФ.
Понятие «предварительное расследование» является родовым; его видовыми понятиями являются дознание и предварительное следствие.
Дознание — это одна из форм предварительного расследования преступлений; осуществляется по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Орган дознания — это государственный орган или должностное лицо, уполномоченное осуществлять дознание и другие формы досудебного производства (ст. 40, 140-149, 223-225 УПК РФ).
Должностными лицами органа дознания являются: начальник органа дознания, начальник специализированного подразделения дознания, дознаватели (см. ст. 40-41 УПК РФ).
Органы дознания — это совокупность органов дознания, указанных в статье 40 УПК РФ.
Систему органов дознания студенты могут познать, изучив положения ст. 40 УПК РФ.
Предварительное следствие — это одна из форм предварительного расследования преступлений.
Орган предварительного следствия (следственный орган) — это государственный правоохранительный орган, уполномоченный в соответ-ствии со ст. 140-220 УПК РФ осуществлять борьбу с преступлениями посредством производства следователями предварительного следствия.
Органы предварительного следствия — это совокупность следственных органов.
Систему органов предварительного следствия студенты могут установить из содержания: статей 38, 39, 151 УПК РФ; Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г.№ 1004; ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности»; Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976.
Должностными лицами органа предварительного следствия являются: следователи, руководитель следственного органа, его заместители
Следственные действия. Дознание и предварительное следствие проводятся посредством выполнения следственных действий. Общие представления о системе следственных действий студенты могут получить, познакомившись со ст. 167-207 УПК РФ.
Процессуальные решения. Они имеют форму постановлений, указаний, санкций. С видами процессуальных решений студенты могут познакомиться из содержания ст. ст. 145, 146, 148, 171, 177, 182-186, 195, 183, 208, 212 УПК РФ.
Обвинительное заключение венчает предварительное следствие, а обвинительный акт — дознание (ст. 220, 225 УПК РФ). Производство дознания и предварительного следствия осуществляется под надзором прокурора, который принимает решение о направлении уголовных дел в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом (ст. 222, 226 УПК РФ).
Уголовно-процессуальная форма. Производство дознания и производство предварительного следствия осуществляются посредством применения уголовно-процессуальных форм, совокупность которых образует процессуальную форму досудебного производства по уголовному делу. Следственные действия, процессуальные решения, обвинительные заключения, обвинительные акты, иные процессуальные действия являются видами уголовно-процессуальной формы. Соблюдение уголовно-процессуальной формы является залогом законного проведения предварительного следствия и дознания.
Вторая часть первого вопроса практического занятия.Правовую основу организации и деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, студенты могут познать, изучив: п. «г», «о» ст. 71 и ст. 83 Конституции РФ; ст. 1-4, 6-17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; ст.10, 19 ФЗ «О федеральной службе безопасности», ст. 1, п. 2, 3 ч. 1 ст. 2, п. 1, 2, 9, 10, 12 ч. 1 ст. 12, п. 4, 9, 10 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», ФЗ от 28. 12. 2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; Положение о Следственном коми-тете Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 14.01. 2011 № 38; ст. 5, 16, 20-28, 38–41, 140–226 УПК РФ.
Второй вопрос практического занятия.О задачах, функциях, принципах, компетенции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, студенты могут получить общие представления из ст.2, 3, 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». О задачах, функциях, компетенции органов дознания и органов предварительного следствия студенты могут получить общие представления из ст. 6, 7, 9-14, 16-23, п. 4 ч. 2 ст. 38, 40, 40.1, 73-118, 140-161, 164-170, 176-214, 223-226 УПК РФ.
Третий вопрос практического занятия.О полномочиях должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, студенты могут получить общие представления из ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». О полномочиях должностных лиц органов дознания и должностных лиц органов предварительного следствия студенты могут получить общие представления из ст. 38-41 УПК РФ. Соответствующая информация по данным вопросам содержится в рекомендованной учебной литературе.
IV. Рекомендуемые источники