По оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физические лица – владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Субъекты агроэкотуризма вправе оказывать следующие виды услуг: предоставлять жилые комнаты (но не более пяти); обеспечивать питание; организовывать спортивные и развлекательные мероприятия; оказывать иные услуги, связанные с приемом, размещением агроэкотуристов.

Субъекты агроэкотуризма обязаны до начала своей деятельности уплатить сбор в размере одной базовой величины за календарный год, стать на налоговый учет, проинформировать соответствующий Совет депутатов первичного территориального уровня о намерении осуществления такой деятельности.

Субъекты агроэкотуризма также обязаны иметь жилой дом, соответствующий установленным санитарным и техническим требованиям, ежегодно до 31 декабря представлять в налоговый орган информацию о договорах на оказание услуг, заключенных в истекшем году, уплачивать сбор не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года.

68 Налог на доходы от проведения электронных

Интерактивных игр

Плательщиками налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр являются организации – организаторы указанных игр. Объектом налогообложения признается выручка от проведения данных игр. Выручка не облагается налогом на прибыль, обороты по приему ставок не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Налоговая база определяется как разница между суммой выручки от проведения игр и суммой сформированного выигрышного фонда. Ставка налога установлена в размере 8 процентов. Сумма налога определяется нарастающим итогом по окончании каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки. Налоговый период – один календарный месяц.

Организаторы указанных игр до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговые органы декларацию, а уплачивают налог до 22-го числа. Организаторы игр за их регистрацию уплачивают государственную пошлину в размере 30 базовых величин.

69. Налогообложение в свободных экономических зонах, крестьянских (фермерских) хозяйств,

Коллегий адвокатов

Свободной экономической зоной (СЭЗ) признается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычно, условия осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.

В части налогообложения резиденты СЭЗ: освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления прибыли, а в дальнейшем уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от базовой ставки (18 процентов с 2012 г.); также на 50 процентов уменьшается ставка по налогу на добавленную стоимость по реализации товаров собственного производства и являющихся импортозамещающими.

По остальным налогам на резидентов СЭЗ распространяется общий порядок налогообложения. Президентом Республики Беларусь им могут предоставляться и иные налоговые преференции.

Однако специальный правовой режим не распространяется на общественное питание, игорный бизнес, торговую деятельность, операции с ценными бумагами, деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет в части деятельности по производству продукции растениеводства и животноводства освобождаются от налогов, сборов и пошлин.

Коллегии адвокатов освобождаются от уплаты налогов, сборов и пошлин, за исключением таможенных платежей, местных налогов и сборов, обязанностей налоговых агентов.

Национальный банк Республики Беларусь освобождается от налогов, сборов и пошлин, за исключением таможенных платежей, обязанностей налогового агента.

Денежные средства, получаемые государственными органами и государственными организациями, могут освобождаться от налогов, сборов и пошлин в случаях, определяемых законом о республиканском бюджете на новый финансовый год, и используются в порядке, устанавливаемом Советом министров, облисполкомами, Минским горисполкомом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и законами республики.

Местные налоги и сборы

Институт местных налогов и сборов с давних пор известен в зарубежных странах. Право на установление местных налогов и сборов – конституционное право местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). Местные налоги имеют свои особенности. Во-первых, поступления по этим платежам используются на местные нужды в пределах территории соответствующего органа местного самоуправления. Во-вторых, они зачисляются в местные бюджеты или внебюджетные фонды. В-третьих, введение и взимание данных налогов осуществляется местными органами власти.

Начало использования местных налогов для пополнения доходной части местных бюджетов было положено постановлением Верховного Совета от 29 июня 1993 г. «О временном порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь». До принятия Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь порядок применения местных налогов и сборов несколько раз менялся.

В Налоговом кодексе приведен следующий перечень: налог на владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

Местные Советы депутатов самостоятельно определяют плательщиков, объекты и базу налогообложения, налоговые ставки (в соответствии с указанными в законодательстве ограничениями), льготы, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты.

Налог на владение собаками. Плательщиками налога являются физические лица – владельцы собак, проживающие на территории определенного населенного пункта, например, города Минска. Объектом налогообложения является владение собаками в возрасте трех месяцев и старше. Налоговая база определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на первое число первого месяца налогового периода, который равен календарному кварталу. Ставки налога устанавливаются в зависимости от высоты в холке. Так, в городе Минске владелец собаки, размер которой в холке до 40 см, уплатит 0,4 базовой величины, от 40 до 70 см – 1,2 базовой величины, владельцы собак, включенных в перечень потенциально опасных, – 1,5 базовой величины. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Декларация по этому налогу не предоставляется. Владельцы собак уплачивают налог путем внесения сумм организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением. От уплаты налога освобождаются владельцы собак: инвалиды по зрению, для которых содержание собаки-поводыря является жизненной необходимостью; неработающие пенсионеры; инвалиды первой и второй группы – за одну собаку.

Сбор с заготовителей. Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом обложения является промысловая заготовка дикорастущих растений, грибов и лекарственного сырья в целях их промышленной переработки и реализации. Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки или закупки с учетом закупочной цены. Ставка сбора – 5 процентов. Налоговый период – календарный квартал. Сумма сбора определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора. Плательщики до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют налоговым органам декларацию, а уплачивают сбор до 22-го числа. От уплаты сбора освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку лекарственного сырья растительного происхождения в целях промышленного производства или аптечного изготовления лекарственных средств на территории Республики Беларусь. Суммы сбора включаются плательщиками в затраты по производству продукции.

Курортный сбор. Плательщиками сбора признаются физические лица, находящиеся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Объектом обложения является нахождение физического лица в указанных организациях. Налоговая база определяется исходя из стоимости путевки. Ставка – 3 процента. Налоговый период – календарный квартал. Сумма сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки. Уплата сбора – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим календарным кварталом, а до 25-го числа в налоговый орган представляется соответствующая информация.

Справочно. С 2007 г. в бюджеты первичного уровня (сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения) поступают: налог на недвижимость по незавершенным строительным объектам, земельный налог, уплачиваемый физическими лицами, сбор за услуги в сфере агроэкотуризма, сбор с заготовителей. В Беларуси насчитывается 1 385 сельских, 67 поселковых и 13 городских районного подчинения Советов и их исполкомов. У них нет права вводить местные налоги и сборы. Это компетенция Советов более высокого уровня, в частности, областных, Минского городского Советов депутатов.

Государственная пошлина

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу.

Государственная пошлина взимается с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов; с надзорных жалоб на судебные постановления, подаваемые в органы прокуратуры, а также за выдачу прокуратурой копий документов; с исковых заявлений, подаваемых в хозяйственные суды, а также с заявлений и жалоб о пересмотре решений хозяйственных судов; за нотариальные действия, совершаемые государственными нотариальными конторами и местными исполнительными и распорядительными органами, а также за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов; за составление местными исполнительными и распорядительными органами проектов сделок и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них; за регистрацию актов гражданского состояния и за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации, а также за выдачу свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния; а также за некоторые другие услуги.

Ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. За нотариальное засвидетельствование договоров, которые подлежат оценке, государственная пошлина взимается в процентном отношении от суммы договора, за осуществление других нотариальных действий – в процентном отношении от размера базовой величины, установленной на момент осуществления нотариального действия.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах истцы – по искам о взыскании алиментов; истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; истцы (реабилитированные граждане, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и наследники по закону, относящиеся к первой очереди) – по искам, подаваемым в суды о восстановлении в правах и возмещении ущерба; истцы (органы социального страхования и органы социального обеспечения) – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему; органы социального обеспечения – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и мотоколясок и запасные части к ним, на обучение инвалидов вождению автотранспорта, а также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий; истцы – по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о котором заявлено в деле и по которому не вынесено решение о ходе рассмотрения уголовного дела; стороны – по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением вкачестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; а также некоторые другие категории физических и юридических лиц.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, граждане – за выдачу или засвидетельствование верности копий документов, необходимых для получения государственных пособий и пенсий, а также по делам опеки (попечительства) и усыновления (удочерения); бюджетные предприятия (организации) – за выдачу им свидетельств о праве на наследство имущества, переходящего им по завещанию; налоговые органы – за выдачу им свидетельств о праве государства на наследство; граждане – за выдачу им свидетельств о праве на наследство имущества лиц, погибших при выполнении государственных заданий, в связи с выполнением иных государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; а также граждане, обращающиеся в нотариальные конторы.

От уплаты государственной пошлины в органах записи актов гражданского состояния освобождаются: граждане – за регистрацию рождения, смерти, усыновления (удочерения) и установления отцовства, за выдачу свидетельств при изменении, дополнении и исправлении записей актов о рождении в случаях установления отцовства, усыновления (удочерения), а также в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния; граждане – за выдачу им органами загса свидетельств о смерти военнослужащих и военных строителей, погибших в период прохождения военной службы в мирное время, в связи с изменением, дополнением и исправлением записей, а также за выдачу повторных свидетельств; инвалиды Великой Отечественной войны, а также другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидамивследствие ранения, контузии или увечья, полученных при выполнении государственных заданий или при исполнении других обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, – за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления или совершения облагаемого пошлиной действия либо при выдаче документа. Пошлина по действиям, в которых одна сторона освобождена от уплаты пошлины, уплачивается полностью второй стороной. Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами, пошлинными марками, а также путем перечислений со счета плательщика в банке.

Государственная пошлина поступает в местный бюджет, кроме государственной пошлины, взимаемой хозяйственными судами, которая в соответствии со ст. 43 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь поступает в республиканский бюджет.

Патентные пошлины

Плательщиками патентных пошлин являются организации и физические лица, которые обращаются в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».

Объектом обложения признаются юридически значимые действия, связанные: с патентами на изобретения; патентами на промышленные образцы; патентами на сорта растений; с регистрацией товарного знака и знака обслуживания; с регистрацией места происхождения товара; с регистрацией топологии интегральной микросистемы; с иными юридически значимыми действиями в отношении объектов промышленной собственности; с деятельностью патентных поверенных.

Ставки патентных пошлин приведены в приложении к НК РБ. Ставки могут уменьшаться на 20, 25 и 50 процентов в зависимости от значимости действий и лиц, обратившихся в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».

Резидентами Республики Беларусь патентная пошлина уплачивается в белорусских рублях, нерезидентами – в евро, долларах США, швейцарских франках. Пошлина уплачивается путем перечисления денежных средств на текущий счет указанного государственного учреждения с последующим их перечислением в республиканский бюджет. Суммы пошлины относятся плательщиками на затраты по производству продукции.

Понятие налогового процесса

Налоговый процесс имеет сложную внутреннюю структуру. Высказываются две точки зрения по поводу сущности налогового процесса. Сторонники первой точки зрения под налоговым процессом понимают производство по делам о налоговых правонарушениях, т.е. видят в нем исключительно юрисдикционный институт.

Специфика налоговых правоотношений обусловливает приоритет трактовки налогового процесса в широком его понимании, предполагающей включение в него всех налогово-правовых норм, связанных с определенной упорядоченной процедурой реализации нормативных предписаний при осуществлении субъектами налоговых правоотношений установленных материальными нормами их прав, обязанностей и ответственности.

Налогово-процессуальные отношения связаны: с возникновением, изменением, прекращением обязанностей по уплате налогов и сборов; установлением, введением в действие как государственных, так и местных налогов и сборов; порядком возникновения, изменения и прекращения обязанностей налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых органов и иных участников налоговых правоотношений; применением различных форм и методов налогового контроля; обжалованием актов налоговых органов, действий их должностных лиц; возвратом излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов; предоставлением налоговых льгот, включая отсрочку, рассрочку, предоставление налогового кредита. Указанные отношения по своей сущности отличаются от иных видов правоотношений.

Налоговые процессуальные отношения обусловлены публично-имущественным характером материальных налоговых правоотношений. Закрепленные в налоговом законодательстве правила, порядок, сроки совершения процессуальных действий отличаются от аналогичных положений в других неналоговых процессах. Налоговому процессу присущи свои процессуальные документы, свои способы доказывания, свои критерии относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

Процессуальные нормы налогового права закрепляют не только порядок исследования обстоятельств и решения индивидуально-конкретных дел в сфере налогообложения (что является предметом налогово-контрольного производства и производства по делам о налоговых правонарушениях), но и порядок осуществления обязанности по исчислению и уплате налогов – от установления такой обязанности до ее исполнения.

Содержание налогового процесса раскрывается через такие категории, как налоговое производство и налоговые процедуры. В налоговом процессе исходя из сущности налоговых правоотношений можно выделить следующие производства: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения: налоговое контрольное производство: производство по делам о нарушениях налогового законодательства: производство по обжалованию актов налоговых органов, действий их должностных лиц, т.е. все производства осуществляются в рамках налогового правотворческого процесса и налогового правоохранительного процесса.

Налоговое производство складывается из совокупности взаимосвязанных правовых процедур, которые представляют собой последовательность действий, которые должны быть осуществлены в определенном порядке с целью достижения конкретного результата. Налоговая процедура является особой процедурой, ее правовой статус прописан в законе или подзаконных актах.

Налоговый процесс – это динамично развивающийся институт налогового права как с точки зрения нарастающего массива налогово-процессуальных норм, так и с точки зрения качества этих норм. Подавляющее большинство ученых склонны трактовать налоговый процесс в широком его понимании как совокупность правотворческого и правоохранительного процессов. Таким образом, налоговый процесс – это вид юридического процесса, регулирующего реализацию материальных норм налогового права.

Наши рекомендации