Права и обязанности плательщиков
Налоговый кодекс содержит исчерпывающий перечень прав и обязанностей плательщиков. Они имеют следующие права: получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства; получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства; представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя; использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством; на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном налоговым законодательством; присутствовать при проведении налоговой проверки; получать акт налоговой проверки; представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок; требовать соблюдения налоговой тайны; обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц; на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, а также иные права, установленные налоговым законодательством.
В соответствии со ст. 22 НК РБ плательщики обязаны: уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); стать на учет в налоговых органах, вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы; вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности; обеспечивать должностным лицам налоговых органов при проведении выездных проверок возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации; подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, представлять возражения по этому акту; выполнять законные указания налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства; сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке, об участии в белорусской или иностранной организации, о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателям – о прекращении предпринимательской деятельности; представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот; обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского и налогового учета; при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов; являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных налоговым законодательством, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги и сборы при выплате денежных средств другими юридическими и физическими лицами.
23. Иные обязанные лица в налоговых
Правоотношениях
Плательщики налогов и сборов, с одной стороны, налоговые стороны – с другой не являются единственными участниками налоговых правоотношений. Та и другая стороны делегируют часть своих полномочий третьим лицам. Так, на таможенные органы возложена обязанность взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при пересечении товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Обязанность по исчислению и взиманию подоходного налога с физических лиц осуществляют организации, их правовой статус в этом качестве определяется понятием «налоговый агент». Обязанности налогового агента состоят в правильном и своевременном исчислении, удержании из причитающегося плательщику денежных средств и перечислении их в бюджет; вести учет начисленных и выплаченных доходов; представлять налоговым органам документы, необходимые для осуществления последними налогового контроля. Что же касается прав, то они идентичны правам плательщиков налогов и сборов. В основном также одинакова ответственность налоговых агентов и налогоплательщиков.
Кроме подоходного налога налоговоагентские функции осуществляются при выплате акционерными обществами дивидендов. Статус налоговых агентов имеют все организации, в том числе и иностранные, выплачивающие доходы лицам, не являющимся налоговыми резидентами Республики Беларусь.
Налогоплательщики могут участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством непосредственно, а также через своих представителей. Такая возможность есть как у организаций, так и у индивидуальных предпринимателей. НК РБ указывает на два вида представительства: законное и уполномоченное.
Законными представителями организации являются, как правило, руководители организаций. Особенности законного представительства существуют у общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственостью, коммандитных товариществ. Этот вопрос находит отражение в учредительных документах данной категории юридических лиц. Законными представителями для физических лиц являются родители (для несовершеннолетних), опекуны, попечители, доверительные управляющие имуществом. В правоприменении налоговые органы в данном случае пользуются соответствующими статьями Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Уполномоченными представителями плательщика признаются физические и юридические лица, уполномоченные плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченные представители плательщика – юридического лица осуществляют свои полномочия на основании доверенности.
Налоговый кодекс в гл. 2 «Плательщики налогов, сборов (пошлин) и иные обязанные лица» не называет среди иных обязанных лиц дебиторов плательщика. Однако в главе, где речь идет об исполнении налогового обязательства, указывается, что такое исполнение может быть возложено на дебиторов плательщика, гарантов и поручителей. Поэтому, по нашему мнению, их также следует включить в перечень иных налогообязанных лиц.
24. Кредитные организации как участники
Налоговых отношений
Прежде всего, банки как субъекты предпринимательской деятельности относятся к категории налогоплательщиков. Порядок налогообложения кредитных учреждений в Беларуси неоднократно менялся. В настоящее время на них распространяется общий порядок, как и к другим предпринимательским структурам.
Банки в налоговых правоотношениях выступают и как налоговые агенты в связи с выплатой заработной платы своим работникам, дивидендов акционерам.
Но кроме статусов налогоплательщика и налогового агента банк выступает в налоговых правоотношениях в качестве особого субъекта, наделенного специальными публично-правовыми правами и обязанностями, однако последние возникают у них в результате гражданско-правового договора банковского счета. Плательщики налогов и сборов юридические лица и индивидуальные предприниматели пользуются услугами банков для исполнения своих налоговых обязательств.
Публично-правовые обязанности банков в налоговых правоотношениях включают в себя такие обязанности, как: исполнять поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в соответствующие бюджеты; принимать участие в процедуре постановки и снятия с налогового учета; предоставлять налоговым органам в случаях, установленных законом, информацию о состоянии счетов плательщиков и проводимым по ним операциям; исполнять поручения налоговых органов на бесспорное списание со счетов плательщиков сумм недоимки, пени, финансовых санкций; выполнять указания налоговых органов о приостановлении операций по счетам плательщиков по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством.
Банки не имеют права открыть расчетный счет клиенту без предоставления последним наряду с другими документами дубликата извещения о постановке на налоговый учет и присвоении учетного номера налогоплательщика. При исполнении поручений клиентов банки обязаны учитывать, что платежные поручения на перечисление средств в виде налогов в бюджет белорусским законодательством отнесены к первоочередным.
Публично-правовой характер банков как участников налоговых правоотношений проявляется и в ответственности банков в связи с совершаемыми ими налоговыми правонарушениями. Так, Декретом Президента Республики Беларусь № 419 от 30.06.2006 на банки налагается штраф, поступающий в доход государства в связи с ненадлежащим исполнением (как правило, несвоевременным) перечисления средств в бюджет.
Указанным Декретом регулируется также ответственность банков за необоснованное открытие счетов, за неисполнение поручений налоговых органов на бесспорные взыскания задолженности перед бюджетом; за игнорирование указаний налоговых органов о приостановлении операций по счетам плательщика, имеющего проблемы в отношениях с налоговыми органами.