Понятие и принципы административной
Ответственности
Любое общество устанавливает для граждан определенные запреты, нарушение которых предполагает ответственность. Одной из них является административная ответственность, которая устанавливается администратино-деликтным законом за совершение общественно опасного деяния, именуемого административным правонарушением.
Совершение административного правонарушения предполагает не только административную ответственность, но и моральное его осуждение со стороны общества.
Ответственность – это наступление каких-то неблагоприятных последствий, в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера для лица, совершившего административное правонарушение.
Административная ответственность заключается в государственном принуждении, соединенном с порицанием неправомерного поведения.
Административная ответственность наступает вне зависимости от желания лица, совершившего административное правонарушение в принудительном порядке.
Административная ответственность – это правоотношение, возникающее между лицом, совершившим административное правонарушение и государством в лице компетентных органов (должностных лиц). Административная ответственность реализуется только компетентными органами (должностными лицами).
Административной ответственности подлежат лишь лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Это единственное основание для привлечения лица к административной ответственности.
Административная ответственность наступает только за те деяния, которые определены административным деликтным законом в качестве административного правонарушения.
Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Под принципами административной ответственности понимаются закрепленные законом основополагающие положения, которые в течение длительного времени не претерпевают значительных изменений, обеспечивают выполнение поставленных перед ней задач. Принципы это идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, конструирующий нормы административного деликтного права так и исполнители этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане.
Принципы административной ответственности, хотя и являются относительно самостоятельными, но объединены общими целями и задачами, обусловливают друг друга и представляют собой единую систему руководящих положений. Такая связь принципов наглядно проявляется при их сопоставлении. Например, принцип справедливости требует от должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, соблюдения принципа виновной ответственности. В свою очередь, реализация этого принципа требует обеспечения принципа неотвратимости наказания. Необеспечение этого принципа влечет нарушение принципа законности, что ведет в итоге к отмене вынесенного постановления.
Система принципов административной ответственности призвана обеспечивать их существование только в диалектическом единстве.
Административная ответственность основывается на принципах:
- законности,
- равенства перед законом,
- неотвратимости ответственности,
- виновной ответственности,
- справедливости
- гуманизма.
Принцип законности означает, что все должностные лица, граждане обязаны исполнять и соблюдать предписания Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и что всякое отступление от требований кодекса, какими бы мотивами оно не было вызвано, является недопустимым. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Это положение соответствует ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Согласно ст. 27 Конституции - никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Юридические гарантии соблюдения требований закона включают в себя:
1) систематический контроль со стороны вышестоящих органов;
2) прокурорский надзор.
Важные юридические гарантии соблюдения законности при привлечении к административной ответственности заключаются в нормах процессуально- исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в которых подробно регламентированы права, лиц привлекаемых к административной ответственности и других участников производства по делам об административных правонарушениях.
Обеспечивая выполнение принципа равенства всех граждан перед законом (ст. 22 Конституции Республики Беларусь) в статье 4.2. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях закреплено, физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.
Согласнопрезумпции невиновности (ст. 26 Конституции Республики Беларусь) лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, пока не будет доказано в установленном порядке, что именно оно совершило деяние, предусмотренное Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те совершенные им противоправные деяния и наступившие вредные последствия, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, в отношении которых установлена его вина. Административная ответственность за невиновное деяние не допускается, говорится в статье 4.2. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной,то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.
Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.
Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.