Правовая технология как основа научного конструирования правовой системы (предмет, объект, функции)
Сущностные характеристики правовой технологии. В условиях перехода России к новым реалиям для успешной правотворческой и правоприменительной деятельности остро нужен эффективный инструментарий познания и преобразования правовой системы. Одним из инструментов изучения и формирования правовой системы могла бы стать правовая технология.
Предмет правовой технологии обладает сложной структурой. Во-первых, он содержит методы познания конкретной правовой реальности, микросоциально-правового пространства, методы познания специфических для этого пространства закономерностей и социально-правовых взаимосвязей. Эти методы должны быть адекватны природе объекта правовой технологии, его микроструктуре. Используя эти методы, мы можем ответить на вопрос о том, что представляет собой научная основа правовой технологии, какова ее специфическая природа. Во-вторых, в предмет правовой технологии входит система методов, способов и процедур конструирования, т.е. построения и изменения правовой действительности, правовых систем и институтов. Задача методологии права в целом (и правовой технологии в частности) состоит в том, чтобы выявить эти методы, провести их анализ, показать, как они применяются, и какие результаты мы можем получить, используя их, объяснить, насколько эффективно (или, наоборот, неэффективно) их применение для формирования правовой системы общества. В-третьих, предмет правовой технологии включает в себя систему мер, направленных на использование общественных и правовых институтов в качестве инструментов для решения конкретных задач — для создания эффективных и рациональных правовых структур в разных сферах формирования правовой реальности, согласно целям, которые мы определили.
Должно уточнить, и что подразумевается, когда мы говорим о правовом институте. Традиционно под правовым институтом понимается обособленная внутри права или его отрасли группа юридических норм. В рамках правовой технологии понимание правового института не сводится к традиционному определению. Для правового технолога правовой институт, помимо нормативного компонента, содержит и иные реальности, в том числе правовую политику, механизм реализации правовых норм и т.д. В этом смысле в предметном поле правовой технологии находятся все общественные институты, имеющие правовое значение, в том числе и институты, функциями которых являются законотворчество или правоприменительная деятельность, — институты судебной власти, прокуратуры, МВД и др.
Итак, основу правовой технологии составляет система методов, способов и средств эффективного и рационального конструирования правовых институтов и правовых систем, в соответствии с поставленными целями, которые детерминированы конкретно-историческими потребностями и интересами, закономерностями социального развития. Право в этом случае выступает как активное, деятельностное начало в системе факторов изменения и развития общественных отношений.
Второй проблемой, анализ которой дает возможность раскрыть концептуальную основу правовой технологии, является проблема основных направлений действия правовой технологии, т.е. ее функций. Правовые технологии выполняют ряд функций.
Мировоззренческая функция — это условие формирования личности как правового технолога, выработки у человека социально-правовой активности, гражданской ответственности перед обществом и самим собой. Степень развития мировоззрения во многом определяет степень эффективности используемой правовой технологии как системы конструктивных методов и процедур, ведь именно мировоззрение выражает систему взглядов и принципов, ценностей, создающих убеждение в способности права и самой личности преобразовывать институты государства, правовой системы и общества.
Методологическая функция, с одной стороны, обеспечивает получение знаний с помощью метода конкретного анализа, то есть познание конкретной ситуации; с другой — позволяет исследовать и применять методы и способы формирования и изменения правовой системы общества и ее элементов.
В силу раздвоенности своей природы методологическая функция реализуется в аналитическом и конструктивно-прагматическом направлениях. Аналитическая функция и соответствующий ей аналитический метод предполагают движение мысли от единичного, эмпирического правового явления к особенному и к общему, от явления — к сущности правовой реальности. Благодаря этому, конкретные правовые явления и процессы выступают не как отдельные, независимые друг от друга эмпирические правовые феномены, а как конкретная целостная система. Конструктивно-прагматическая функция является опорной в правовой технологии. В ней непосредственно отражается специфическая природа последней. Она предполагает применение методов, способов не только в русле познания правовой действительности, но, прежде всего, для изучения и использования тех или иных методов, способов и приемов изменения имеющейся правовой реальности, для формирования новых, более совершенных, социально значимых и эффективных правовых институтов и правовой системы общества в целом.
Одну из главных ролей в этом процессе играет функция критического рационализма. Эта функция также важна в правовой технологии. Ее роль - в выявлении скрытых ресурсов и потенциалов. В целом правовая технология, как научная дисциплина, по сути, есть теория критического анализа и рационального конструирования эффективных правовых институтов и систем.
Содержание гносеологической функции определяет возможности и пределы воздействия правовых технологий на правовую сферу и ее компоненты; служит критерием истинности знания, используемого правовой технологией.
Наконец, аксиологическая функция задает гуманистические и нравственные критерии мер, используемых правовыми технологами. Эта функция рассмотрена нами в работе «Целевая составляющая и аксиологические основания правовой технологии», где аксиологические основания целевой составляющей правовой технологии были раскрыты с помощью понятий «ценность», «свобода», «право», «обязанности», «ответственность», «равноправие», «справедливость» и др.[7]