Формальная и реальная демократия. Факторы реальной демократии
Проблемы демократии
Одной из основных проблем в теории демократии и использовании этой теории для развития государства является проблема раскрытия форм самой демократии. В крупном плане можно выделить две формы:
формальная или процедурная демократия;
реальная или ценностная демократия.
Развитие и существование этих форм связано с самим понятием демократии и его использованием в государственной и правовой политике.
«Демос + кратос» - народ и власть. Само понятие не раскрывает конкретной исторической природы как народа, так и власти. В условиях рабовладельческого общества в состав народа не входили рабы, хотя они и составляли большую часть населения. Понятие власти также имеет сугубо конкретных исторический характер. Поэтому необходимо знание демократии с учётом двух подходов:
конкретно-исторического;
формальных и реальных факторов демократического процесса. Такой подход позволяет нам дать научную оценку действительному демократическому процессу и лжедемократии (псевдодемократии).
Формальная демократия – её сущность составляет абсолютизация формальных свобод и прав человека на основе формального равенства. В современных условиях наиболее ярко это проявляется в формах организации выборов, проведения референдумом и технологиях организации выборов и других демократических процессов.
(Вернуться к проблемам процедурной демократии – см. Курс Философии права).
Реальная демократия. Факторы реальной демократии
Основные факторы:
Экономический фактор – проявляется в том, что при реальной демократии эффективно развивается экономика в различных формах собственности. Благодаря этому заметно растёт благосостояние человека и удовлетворение его материальных и духовных интересов. Этот фактор может служить одним из основных критериев оценки степени развития реальной демократии.
Политический фактор – состоит в том, что большая часть населения реально участвует в общественно-политической жизни, причём государство учитывает политические интересы и потребности общества, т.е. большей части населения, воздействует механизм контроля общества и его общественных структур за деятельностью государства и государственных органов. Существует реальная гласность действия этого механизма посредством средств массовой информации. Более того, создаётся механизм, благодаря которому общественно-политическая деятельность большей части населения воспр-тся *** и самосовершенствуется, т.е. роль и влияние власти народа постоянно возрастает. Критерий политической реальности демократии.
Социальный фактор – выражается в том, что существует и развивается социальная функция государства. Благодаря которой создаётся система социальной защиты, особенно слабых слоёв населения (пенсионеры и дети, инвалиды). Реальность социального фактора выражается также в том, что приоритет государства отдаётся социальным сферам общества, таким, как образование, культура, наука, здравоохранение. В данном случае мы имеем критерий, с помощью которого можно оценить социальную реальность демократии.
Юридический фактор. Смысл его выражается в реальности и неукоснительности юридических гарантий, особенно в сфере прав и свобод человека, в неукоснительных положений, в строгом соблюдении законности и правопорядка. В данном случае реальная демократия проявляется в оценке степени эффективности законодательства, в снижении преступности и установлении высокой степени правопорядка.
Факторы реальной демократии могут быть поделены на:
1. объективные (обусловленные реально существующими жизненными условиями):
- материальные факторы (экономические условия жизни общества и различных его слоев; уровень жизни населения, позволяющий участвовать ему в управлении делами государства; экономические и финансовые возможности государства, гарантирующие нормальное функционирование демократических политических институтов. Финансовые возможности гарантируют демократию как с точки зрения граждан, так и с точки зрения государства, предполагая наиболее широкие возможности в реализации своих прав, свобод, и т.д.
- юридические факторы (предполагают закрепление прав и свобод в конституции и законах, а также строгое следование им правоприменительной деятельности. Наряду в внутригосударственными гарантиями могут исследоваться и международные правовые механизмы.