Система государственной службы российской федерации

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРУДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

1. Особенности применения трудового законодательства в вопросах государственной гражданской службы >>>

2. Должности государственной гражданской службы >>>

2.1. Должности государственной гражданской службы категории "руководители" >>>

2.2. Должности государственной гражданской службы категории "помощники (советники)" >>>

2.3. Должности государственной гражданской службы категории "специалисты" >>>

2.4. Должности государственной гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" >>>

2.5. Группы должностей государственной гражданской службы >>>

Особенности применения трудового законодательства в вопросах государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба РФ осуществляется только в государственных органах, т.е. в органах государственной власти и управления, организующих управляющие воздействия государства на общественные отношения, процессы и явления. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

Отношения в сфере государственного управления, реализация исполнительной власти, упорядочение функционирования судебной и законодательной ветвей власти, прокурорский надзор регулируются специальным законодательством.

Трудовой кодекс РФ указывает, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной гражданской службе (ст. 11 ТК РФ). Если по какому-либо вопросу возникает противоречие между нормами специального законодательства о государственной службе и законодательства о труде, то действует законодательство о госслужбе. В тех случаях, когда законодательство о государственной службе отсутствует, применяются нормы законодательства о труде.

Прохождение государственной службы, осуществляемое на основе административно-трудовой правовой модели, включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина или дипломатического ранга, аттестацию, квалификационный экзамен и другие события, связанные с выполнением профессиональной служебной деятельности на должностях государственной гражданской службы.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

1. Право поступления на государственную гражданскую службу >>>

2. Способы замещения должностей государственной гражданской службы >>>

2.1. Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы >>>

2.2. Назначение на должность государственной гражданской службы >>>

2.3. Ротация гражданских служащих >>>

2.4. Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу >>>

2.5. Временное замещение должностей государственной гражданской службы >>>

Способы замещения должностей государственной гражданской службы

В общем порядке поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса (ч. 1 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).

Иное предусмотрено ч. 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ.

Содержание и форма служебного контракта на государственной гражданской службе

Форма и содержание служебного контракта определены ст. 24 Закона N 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159.

В служебном контракте указываются следующие сведения (ч. 2 ст. 24 Закона N 79-ФЗ, примерная форма служебного контракта, утвержденная Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159):

- фамилия, имя, отчество гражданина (гражданского служащего), а также паспортные данные, домашний адрес и номер телефона лица, поступающего на гражданскую службу;

- наименование госоргана (представителя нанимателя). Необходимо указать наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя госоргана (аппарата госоргана) или лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо их представителя;

- документ (вид, дата, номер), в силу которого представитель нанимателя наделен правом назначения на должности государственной гражданской службы РФ;

- акт госоргана о назначении лица на должность государственной гражданской службы РФ (вид, дата, номер), на основании которого заключается служебный контракт. Например, заключение служебного контракта с лицом, назначаемым на должность федеральной государственной гражданской службы Правительством РФ, осуществляется на основании постановления (распоряжения) данного органа (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 N 230).

Перечень существенных (обязательных) условий, включаемых в служебный контракт, предусмотрен ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ. Такими условиями являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей (число, месяц, год);

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

Одна группа прав и обязанностей гражданского служащего обусловлена его статусом и предусмотрена ст. ст. 14, 15 Закона N 79-ФЗ и другими положениями данного Закона, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом в письменной форме представителя нанимателя за две недели.

Гражданский служащий должен:

- исполнять обязанности, предусмотренные ст. 15 Закона N 79-ФЗ;

- соблюдать ограничения, связанные с гражданской службой (ст. 16 Закона N 79-ФЗ);

- выполнять обязательства и требования к служебному поведению гражданского служащего (ст. 18 Закона N 79-ФЗ; Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885);

- не нарушать запреты, установленные ст. 17 Закона N 79-ФЗ.

Другая часть прав и обязанностей гражданского служащего непосредственно связана с замещаемой им должностью. Это отражается в служебном контракте и должностном регламенте гражданского служащего, что следует из положений п. 3 ч. 3 ст. 24 и ст. 47 Закона N 79-ФЗ;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя.

Права и обязанности представителя нанимателя установлены п. п. 7, 8 примерной формы служебного контракта.

Представитель нанимателя имеет право:

а) требовать от гражданского служащего исполнения должностных служебных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом гражданского служащего, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа;

б) поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

в) привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им должностного проступка;

г) реализовать другие права, предусмотренные Законом N 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе.

Представитель нанимателя обязан:

а) обеспечить гражданскому служащему организационно-технические условия для исполнения должностных обязанностей (оборудование служебного места средствами связи, оргтехникой, обеспечение доступа к информационным системам);

б) предоставить гражданскому служащему государственные гарантии, установленные Законом N 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, служебным контрактом;

в) соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе, положения нормативных правовых актов государственного органа и условия служебного контракта;

г) исполнять другие обязанности, предусмотренные Законом N 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе.

Права и обязанности представителя нанимателя, специфичные для данного служебного контракта, могут быть связаны с дополнительными правами и обязанностями гражданского служащего;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность во вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (если он отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью профессиональной служебной деятельности);

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 10 ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ).

Стороны могут включать в служебный контракт и дополнительные условия. Например, в силу п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ в служебном контракте может быть предусмотрено условие об испытании, которое устанавливается в соответствии со ст. 27 указанного Закона.

К дополнительным условиям служебного контракта может относиться требование о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений (п. 2 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется положениями ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1.

В служебном контракте может отражаться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не меньше срока, установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучение, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета (п. 3 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Типовые формы договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, Правила заключения и расторжения таких договоров утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Кроме того, Указом Президента РФ от 21.12.2009 N 1456 утверждено Положение о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином РФ с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы.

Форма и содержание типового договора на обучение утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 469.

По отдельным должностям государственной гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ). Такие показатели должны быть отражены в срочном служебном контракте гражданского служащего (п. 4 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ).

В служебном контракте, заключенном на определенный срок, обязательно должны быть указаны срок действия контракта и причины, послужившие основанием для заключения срочного контракта (ч. 6 ст. 24 Закона N 79-ФЗ).

В служебном контракте также могут предусматриваться и другие дополнительные условия, не ухудшающие положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Законом N 79-ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами (п. 5 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ).

Служебный контракт заключается в письменной форме (ч. 8 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Она обязательна как при поступлении на гражданскую службу впервые, так и при переводе гражданского служащего на другую должность гражданской службы, если после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются. Служебный контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Такие правила установлены в ч. 8 ст. 24 Закона N 79-ФЗ.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Внесение изменений и дополнений в контракт оформляется в форме дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами. Данное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта. Такой порядок соответствует, в частности, положениям примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159.

ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

1. Служебное время на государственной гражданской службе >>>

2. Основные и дополнительные отпуска на государственной гражданской службе >>>

ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

1. Поощрения и награждения на государственной гражданской службе >>>

2. Дисциплинарные взыскания на государственной гражданской службе >>>

Дисциплинарные взыскания на государственной гражданской службе

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на гражданского служащего обязанностей, к нему могут применить дисциплинарное взыскание. Порядок применения и снятия таких взысканий установлен ст. 58 Закона N 79-ФЗ.

Существуют следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 57 Закона N 79-ФЗ):

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы.

Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя. При этом следует учитывать тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства его совершения, степень вины гражданского служащего, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Важно! Не могут быть освобождены от занимаемой должности и уволены по инициативе представителя нанимателя:

- беременные женщины, если увольнение не связано с ликвидацией соответствующего государственного органа (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П);

- служащие в период отпуска (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);

- служащие в период временной нетрудоспособности, если продолжительность их отсутствия на службе не превышает четырех месяцев подряд (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);

- служащие в период временной нетрудоспособности по причине увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, полученного вследствие исполнения должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).

Случаи, когда служебный контракт расторгается по инициативе представителя нанимателя, перечислены в ст. 37 Закона N 79-ФЗ. К их числу, в частности, относятся:

а) неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительной причины при наличии дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);

б) однократное грубое нарушение должностных обязанностей, например прогул, т.е. отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня (пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ);

в) утрата доверия со стороны представителя нанимателя из-за того, что гражданский служащий не соблюдал требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнял обязанности, установленные для противодействия коррупции (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, ст. ст. 7.1, 8, 8.1 Закона N 273-ФЗ).

Понятие "конфликт интересов", порядок предотвращения или урегулирования таких конфликтов содержатся в ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ст. 11 Закон N 273-ФЗ. Описания типовых ситуаций конфликта интересов и рекомендации по их урегулированию представлены в письме Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий государства, органов государственной власти и управления и лиц, замещающих государственные должности. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".

Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Поэтому обеспечивающая государственную власть служба осуществляется в государственных органах всех ветвей государственной власти.

Государственная служба подразделяется на три вида: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Виды государственной службы имеют собственные правовые и организационные статусы.

Государственная служба является механизмом реализации государственной власти на всей территории страны - как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ. Правовые и организационные основы системы государственной службы регулируются Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ).

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба состоит из двух уровней:

- федеральной государственной гражданской службы. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ;

- государственной гражданской службы субъектов РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и соответствующего субъекта. А организация государственной службы в субъекте РФ является специфическим полномочием данного субъекта. К вопросам исключительной компетенции субъекта РФ относятся установление порядка прохождения государственной службы в отдельных государственных органах субъекта РФ, ведение реестров должностей гражданской службы субъекта РФ, установление категорий и групп должностей, размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу, случаев и порядка предоставления транспортного обслуживания и т.д.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).

Государственная военная служба осуществляет функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации (п. "м" ст. 71 Конституции РФ). Военная служба - вид федеральной государственной службы. Она осуществляется гражданами на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Вопросам военной службы и ее прохождения посвящены Федеральные законы от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Государственная правоохранительная служба осуществляет функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (п. "в" ст. 71 Конституции РФ). Поэтому государственная правоохранительная служба является видом федеральной государственной службы, осуществляемой гражданами на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. В частности, прохождение правоохранительной службы предусмотрено в ФСКН России и ее территориальных органах (Указ Президента РФ от 05.06.2003 N 613).

В государственных органах могут быть учреждены должности государственной службы различных видов, а также не являющиеся должностями государственной службы. К последним относятся должности по техническому обслуживанию деятельности государственного органа, по охране и обслуживанию зданий и помещений и т.д.

В настоящее время соотносимость должностей государственной службы различных видов (гражданской, военной, правоохранительной), воинских званий, классных чинов и специальных званий и размера оплаты труда устанавливается принятием на уровне указов Президента РФ табелей соответствия (см., например, Указы Президента РФ от 09.06.2006 N 577, от 19.11.2007 N 1554).

На практике под государственной службой понимают не только профессиональную служебную деятельность осуществляющих ее граждан, но и самих государственных служащих, а также социальные отношения, связанные с организацией и функционированием государственной службы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРУДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

1. Особенности применения трудового законодательства в вопросах государственной гражданской службы >>>

2. Должности государственной гражданской службы >>>

2.1. Должности государственной гражданской службы категории "руководители" >>>

2.2. Должности государственной гражданской службы категории "помощники (советники)" >>>

2.3. Должности государственной гражданской службы категории "специалисты" >>>

2.4. Должности государственной гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" >>>

2.5. Группы должностей государственной гражданской службы >>>

Наши рекомендации