Убийство бывшего верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина.
Радиограмма Крыленко. В ночь на вчера в Москве получена из ставки следующая радиотелеграмма за подписью прап. Крыленко:
«Именем революции – всем солдатам революционных армий и флота.
Товарищи! Сего числа я вступил в Могилев во главе революционных войск.
Окруженная со всех сторон, ставка сдалась без боя; последнее препятствие делу мира пало.
Не могу молчать о печальном факте самосуда над бывшим верховным главнокомандующим ген. Духониным.
Народная ненависть слишком накипела; несмотря на все попытки спасти его, он был вырван из вагона на станции Могилев и убит.
Бегство ген. Корнилова накануне нападения ставки было причиной этого эксцесса.
Товарищи! Я не могу допустить пятен на знамени революции.
С самым строгим осуждением относитесь к подобным фактам.
Будьте достойны революционной свободы, не пятнайте власти народа.
Революционный народ грозен в борьбе, но должен быть мягок после победы.
Товарищи! С падением ставки борьба за мир получает новую силу.
Во имя революции и свободы я зову вас к революционной сплоченности и революционной дисциплине».
Подробности убийства. Вчера в Петроград прибыли очевидцы убийства ген. Духонина.
Ужасная картина дикого самосуда толпы матросов над ген. Духониным, по рассказам очевидцев, рисуется в следующем виде.
В понедельник, 20 ноября, около 4 час. дня, ген. Духонин был доставлен по приказанию прап. Крыленко из ставки на ст. Могилев, где находился поезд прап. Крыленко с эшелоном матросов и «красногвардейцев».
Когда ген. Духонин находился уже в вагоне прап. Крыленко, настроение среди войск нового главнокомандующего заметно повысилось. Матросы и «красногвардейцы» окружили со всех сторон вагон, в котором находился ген. Духонин.
Толпа, поджигаемая матросами, стала требовать выдачи ген. Духонина, чтобы над ним был учинен «суд народа».
Крыленко вышел из вагона и обратился к толпе с речью:
— Я слышу, — сказал Крыленко, — здесь раздаются крики, — требования о выдаче бывшего верховного главнокомандующего. Считаю это требование незаконным. Как уполномоченный советом народных комиссаров, я должен выполнить данное мне предписание доставить ген. Духонина в Петроград для водворения его в Петропавловскую крепость и предания его военно-революционному суду. Я обращаюсь к товарищам-матросам, которые, надеюсь, не дадут возможности противникам революции клеймить истинных революционеров в том случае, если бы вы учинили над ген. Духониным самосуд.
Стоящий рядом с Крыленко матрос с крейсера «Авроры» в ответ на эту речь заявил, что требование о выдаче ген. Духонина является прямым следствием общей политики ко всем контр-революционным генералам, которая велась до сих пор. «Ген. Корнилов бежал, Керенского нет, Каледин тоже неуязвим, генерал же Духонин сейчас находится в наших руках, и мы должны сами судить его здесь, на месте».
Крыленко тогда заявил, что, если толпа не верит новому верховному главнокомандующему, то она может из своей среды выбрать и поставить у вагона, в котором находится ген. Духонин, специальный караул. Нельзя, во всяком случае допустить, чтобы над ген. Духониным был учинен самосуд.
— Только тогда, когда вы меня убьете, вы возьмете ген. Духонина, — закончил Крыленко.
Через несколько минут картина резко изменилась. Крыленко, очевидно, почувствовал, что он не в состоянии справиться с толпой и решил остаться простым зрителем, боясь стать жертвой самосуда своих же товарищей.
Между тем, ген. Духонин, услышавший, что идут переговоры о его выдаче, подошел к окну и сделал знак рукою, очевидно, желая что-то сказать толпе.
В это время из толпы раздался выстрел. Пуля, пробив окно, ранила ген. Духонина. Крыленко был оттеснен. Толпа с криком ворвалась в вагон и выволокла ген. Духонина на полотно железной дороги.
Стреляли в ген. Духонина и били его, по выражению очевидцев, все, кому было не лень.
Голова генерала была превращена в бесформенную массу. В бездыханный труп Духонина продолжали стрелять.
Крыленко в это время прогуливался вдоль полотна железной дороги и отдавал распоряжения матросам не пропускать никого к трупу.
Через некоторое время, были доставлены носилки, и обезображенный труп ген. Духонина был доставлен в приемный покой на ст. Могилев.
Манифестация.Во время вчерашнего спектакля в Мариинском театре один из публики предложил почтить вставанием память трагически погибшего ген. Духонина.
Вся публика, как один человек, встала.
Раздались требования, чтобы оркестр сыграл похоронный марш. Требование это не было исполнено лишь потому, что у оркестра не оказалось нот.
(Раннее утро)
Ноября
Декрет об упразднении суда.
В «Правде» напечатан декрет о судах, подписанный Лениным и остальными комиссарами. Декрет гласит:
«Совет народных комиссаров постановляет упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военный и морской суды всех наименований, а также коммерческие суды с заменой всех этих установлений судами, образуемыми на основании демократических выборов.
Приостановить действия существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне не прямыми выборами – местными судами в лице постоянного местного суда и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей.
Местные суды избираются впредь на основании принятых демократических выборов и решают все гражданские дела, ценою до 3,000 рублей, а уголовные дела, если обвиняемым угрожает не свыше двух лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3,000 руб. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. По делам, по коим признаны денежные взыскания свыше 100 руб. или лишения свободы свыше 7 дней, допускаются кассации.
Упразднить доныне существующий институт судебных следователей, прокурорского надзора и равно институты присяжной и частной адвокатуры. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства представительное следствие по уголовным делам возлагается на местные суды, при чем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всех членов местного суда. В роли же обвинителей и защитников, допускаемых стадией предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола.
Для дальнейшего направления дел и производств, как судебных постановлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы Рабочих С. и Кр. Депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архив и имущество этих учреждений.
По всем спорным гражданским и частным уголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду.
Права помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежат судебной власти.
Для борьбы против контр-революционных сил, в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством, хищничеством, саботажем чиновников, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернским или городским Советом Р., С и Кр. Депутатов.
Все следственные комиссии, доныне существующие, отменяются с передачей их дел и производств во вновь организуемые при советах следственные комиссии».
Резолюция сената.23 ноября состоялось общее собрание всех департаментов сената, созванное для обсуждения декрета Ленина и Стучки об уничтожении сената и всех судов. Отметим, что общее собрание всех департаментов сената не созывалось уже несколько десятков лет. Вынесена следующая резолюция:
«Со времени возникновения в конце октября текущего года мятежа против законной власти Временного Правительства, правительствующий сенат продолжал непрерывно работать и неуклонно исполнять веления закона об осуществлении высшего надзора в порядке управления и соблюдения беспристрастного и нелицемерного правосудия, не допуская и мысли о возможности вторжения в его деятельность самочинных организаций, возникновение и способ действий которых вызывает справедливое и глубокое осуждение.
Ныне сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного Собрания, которое должно явится истинным выразителем воли русского народа, посягнуть на само существование сената. Эти лица решаются упразднить сенат и все суды, подрывая тем самым основы государственного строя и лишая население последней его опоры, — законного охранения его личных и имущественных прав.
Преступные деяния лиц, именующих себя народными комиссарами, в последнее время свидетельствуют. Что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, состоящими на страже русской государственности.
Собрание сената определяет: не признавая законной силы за распоряжениями какой-бы то ни было самочинной организации, неуклонно исполнять впредь до Учредительного Собрания и образования власти в стране возложенные на сенат законные обязанности, доколе к тому представляется какая-либо возможность, о чем и дать нам всем подчиненным местам и лицам указы.
Копию настоящего определения передать к делам обер-прокурора 1-го департамента Правительствующего Сената, для напечатания в Собрании узаконений и распоряжений правительства».
(Утро России)
Ноября