Тема 14. Противодействие расследованию и пути его преодоления

Понятие противодействия расследованию, сущность, формы, субъекты противодействия. Ситуации противодействия в процессе расследования.

Противодействие расследованию в форме сокрытия преступлений, лиц, причастных к совершению преступления. Способы сокрытия преступлений. Факторы, влияющие на способы противодействия расследованию. «Внешнее» и «внутреннее» противодействие расследованию.

Средства и методы преодоления противодействия расследованию Особенности выявления и разоблачения инсценировок.

Процесс изучения темы №14 направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16.

В результате изучения темы студенты должны:

- знать понятие противодействия расследованию, сущность, формы, субъекты противодействия (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9);

- уметьвыявлятьфакторы, влияющие на способы противодействия расследованию, «внешнее» и «внутреннее» противодействие расследованию, средства и методы преодоления противодействия расследованию (ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11);

- владеть методикой выявления и разоблачения инсценировок (ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16).

Основная литература

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.

Криминалистика: Учебник / Отв. Ред. Н.П. Яблоков. -3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ,2007.

Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко, В.И. Комиссарова. М., 2007.

Криминалистика: Учебное пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин и др.; Под ред. А.В. Дулова. Минск, 1998

Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. М., 1993.

Дополнительная литература

Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. Свердловск, 1992.

Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. – М.: Юристъ, 1997.

Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики Н. Новгород, 1995.

Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997.

Трухачев В.В. Криминалистический анализ сокрытия преступной деятельности. Воронеж, 2000.

Трухачев В.В. Преступное воздействие на доказательственную информацию. Воронеж, 2000.

Тема 15. Особенности отдельных методик расследования

Особенности расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан.

Особенности расследования преступлений, совершенных невменяемыми и лицами с дефектами психики.

Особенности расследования преступлений «по горячим следам».

Процесс изучения темы №15 направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16.

В результате изучения темы студенты должны:

- знать понятие и особенности отдельных методик расследования преступлений (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9);

- уметьвыявлятьособенности расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, невменяемыми и лицами с дефектами психики, «по горячим следам» (ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11);

- владеть методикой выявления и разоблачения отдельных видов преступлений (ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16).

Основная литература

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.

Криминалистика: Учебник / Отв. Ред. Н.П. Яблоков. -3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ,2007.

Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко, В.И. Комиссарова. М., 2007.

Криминалистика: Учебное пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин и др.; Под ред. А.В. Дулова. Минск, 1998

Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. М., 1993.

Дополнительная литература

Дергай Б.И. Особенности расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных иностранцами и в отношении иностранных граждан. Минск, 1979.

Дергай Б.И. Особенности расследования по делам невменяемых. Волгоград, 1976.

Крамарев А.Г., Лавров В.П. Особенности допроса граждан иностранных государств. М.,1976.

Радаев В.В. Расследование преступлений, совершенных лицами с психическими недостатками. Волгоград, 1987.

Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М., 1992.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ

При получении образования в высших учебных заведениях России студенты в обязательном порядке изучают криминалистику. Она входит в блок общеобразовательных дисциплин. Знание криминалистики, умелое оперирование информацией, содержащейся в различных следах, оставленных при совершении преступлений, позволяет пролить свет на различные факты, установить обстоятельства происшествия. Следовательно, знание криминалистики – непременное условие профессионального мастерства всех юристов.

Освоение материала связано отработкой тем на практических занятиях и самостоятельно. В соответствии с учебным планом предусмотрены: лекции, практические (семинарские) занятия, консультации, зачеты, экзамены. При подготовке к занятиям, в процессе их выполнения или при нехватке аудиторного времени для прохождения всех вопросов тем, возникает необходимость в самостоятельной работе.

В домашних условиях студенты самостоятельно осваивают темы программы, по которым не читаются лекции и не проводятся аудиторные занятия, а также изучают вопросы планов занятий, которые не были рассмотрены во время семинаров или практических работ. Список работ по криминалистике состоит из перечня графических работ и необходимых документов. Графические работы должны быть выполнены при подготовке к предстоящей теме занятий или после ее завершения. Во время проведения аудиторных занятий студенты составляют фрагменты документов или документы полностью. Кроме освоения теоретических вопросов, студент должен уметь практически составить процессуальный документ, провести учебное следственное действие, оформить его результаты, проанализировать протоколы и постановления.

Каждый преподаватель предлагает студентам фабулы из криминалистического практикума, из архивных уголовных дел, или из своей практики. Это позволит избежать однотипных решений во всех группах, если будет рассмотрена одна и та же фабула.

Все виды самостоятельной работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями УПК РФ и рекомендациями криминалистики. Письменные работы должны выполняться аккуратно, разборчивым почерком. Для выполнения практических работ заводится тетрадь, куда последовательно помещают выполненные задания. Работы периодически проверяются преподавателем и при обнаружении ошибок, студент обязан переделать работу полностью или частично.

Использование таких видов работ позволяет выявлять и устранять пробелы в знаниях студентов.

В случаях, когда студентам для выполнения самостоятельных работ необходимы технические средства, они могут воспользоваться техническими средствами кафедры под руководством лаборанта или преподавателя.

Наши рекомендации