Раздел VI. Международное частное право
Глава 27. Международное частное право по Гражданскому кодексу РФ
Основные понятия
1. Определение. Международное частное право по ГК РФ представляет собой систему норм, на основе которых определяется право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, которые осложнены участием иностранных лиц или иными иностранными элементами.
2. Международное частное право как часть гражданского права. Международное частное право необходимо строго отличать от международного публичного права. Последнее представляет собой своеобразную область межгосударственного (надгосударственного) права, которая находится в принципиально иной плоскости правовых явлений, чем национальные юридические системы.
Международное же частное право является только подразделением (частью) одной из отраслей той или иной национальной юридической системы. У нас - гражданского права России. При этом по своему содержанию оно призвано не непосредственно регулировать и охранять общественные отношения, а только определять национальное право той страны, которое подлежит применению к данному конкретному случаю. Поэтому соответствующие нормы, содержащиеся в законах, именуются коллизионными, т.е. такими, которые решают вопросы гражданского права, связанные лишь с коллизиями, несовпадениями между законами Российской Федерации и других стран, да притом с одной точки зрения - той, право какой страны должно в данном случае применяться.
Основные положения международного частного права как составной части российского гражданского права закреплены в Разделе VI ГК РФ (ст. 1186*-1224).
3. Предмет и источники международного частного права. Предметом международного частного права являются гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом. "Осложненные" тем, что:
- в гражданском правоотношении, наряду с российскими физическими или юридическими лицами, участвуют иностранные граждане или иностранные юридические лица;
- в правоотношении наличествует иной иностранный элемент, в частности - объект гражданских прав находится за границей.
В связи с такими особенностями указанных правоотношений возникает основная проблема, связанная с их существованием, действием, применением норм того или иного государства. Гражданское правоотношение сложилось в соответствии с принципами и нормами данной национальной правовой системы, в России - в соответствии с ГК РФ. Но оно еще осложнилось иностранным элементом. И сразу возникает вопрос - какое же право (выраженное в законах, обычаях, прецедентах и т.д.) здесь следует применять? Российское? Или то право, которое по принципу гражданства распространяется на иностранного участника правоотношения? Или (при другом "осложнении") - применяется право страны, на территории которого находится имущество, являющееся объектом правоотношения?
4. Источники. Каковы же те основания (источники), которые определяют право, при решении того или иного вопроса, осложненного иностранным элементом в гражданском правоотношении?
Такими основаниями являются:
1) международные договоры Российской Федерации;
2) ГК РФ, другие законы, в том числе закон о международном коммерческом арбитраже, устанавливающий особенности определения права, подлежащего применению коммерческим арбитражем (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" // Российская газета. 1993. 14 августа);
3) обычаи, признаваемые Российской Федерацией.
Если же на основании указанных источников невозможно определить право, подлежащее применению в соответствующем случае, применяется право страны, с которым данное гражданско-правовое отношение наиболее тесно связано (ст. 1186 ГК РФ).
Международные договоры и обычаи, как правило, могут точно и конкретно определять право, которое в данном случае применяется к отношению с иностранным элементом. Вот почему в соответствии с п. 3 ст. 1186 ГК РФ если международный договор содержит материально-правовые нормы, полностью регулирующие данный вопрос, определение права на основе коллизионных норм исключается.
Определение же права, подлежащего применению, в законах (коллизионных нормах), состоит прежде всего в установлении понятий, принципов и критериев, в соответствии с которыми разрешается коллизия между юридическими системами тех или иных стран и должно происходить определение закона определенной страны, подлежащего применению к данной ситуации (делу), требующей юридического разрешения.
5. Понятия, принципы и критерии определения права по РФ, подлежащего применению. Гражданский кодекс РФ при определении права, подлежащего применению по правоотношениям с иностранным элементом, руководствуется "известным приоритетом российского права", идеей "тесной связи", началом "наличия (или отсутствия) взаимности". И с учетом этих и некоторых других оснований устанавливает такие понятия, критерии и принципы:
1) толкование юридических понятий, их квалификация осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом (если же понятия, нуждающиеся в квалификации, не известны российскому праву либо известны с иным содержанием или в ином словесном обозначении, то может применяться иностранное право, - ст. 1187 ГК РФ); вместе с тем при применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной данного иностранного государства (ст. 1191 ГК РФ);
2) в том случае, когда подлежит применению право страны, в которой действует несколько правовых систем, то действуют нормы системы согласно положениям права данной страны, а если это невозможно определить, - правовая система, с которой данное отношение "наиболее тесно связано" (ст. 1188 ГК РФ);
3) если иностранное право подлежит применению в России, то оно применяется независимо от того, применяет ли иностранное государство российское право к соответствующим отношениям на началах взаимности. Но такая взаимность может быть предусмотрена законом; в этом случае предполагается, что она существует, если не доказано обратное (ст. 1189 ГК РФ);
4) любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному праву, а не к коллизионным нормам, кроме "обратной отсылки" иностранного права к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица согласно ст. 1195-1200 ГК РФ (ст. 1190);
5) изложенные ранее принципы и критерии не затрагивают действия тех императивных норм законодательства РФ, которые регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права; суд может принять во внимание и императивные нормы права другой страны; при этом суд должен учитывать характер таких норм, последствия их применения или неприменения (ст. 1192 ГК РФ);
6) нормы иностранного права в исключительных случаях не применяются, когда последствия такого применения явно противоречили бы основам правопорядка ("публичному порядку") Российской Федерации (ст. 1193 ГК РФ);
7) Правительством Российской Федерации могут быть установлены реторсии, то есть ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав субъектов тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц (ст. 1194 ГК РФ).