Тема 28. Методика расследования взяточничества
Криминалистическая характеристика взяточничества и обстоятельства, подлежащие доказыванию. Типичные способы совершения взяточничества.
Тактика производства первоначальных и последующих следственных действий по делам о взяточничестве.
Организация взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами при выявлении и документировании фактов взяточничества.
Предупреждение взяточничества криминалистическими средствами.
Источники:
1) обязательные: 13-17;
2) дополнительные: 2, 32, 159.
РАЗДЕЛ VI. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Общие положения
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний курса криминалистики, которые обучающийся получает на лекциях, при изучении учебников и другой рекомендованной литературы, являясь формой промежуточного контроля знаний обучающихся. Семинарские и практические занятия развивают умение логически мыслить и применять полученные знания на практике.
У каждого обучающегося должна быть отдельная тетрадь для подготовки к практическим занятиям, в которой следует делать записи, относящиеся к изучению литературы, законодательства, решению задач по данной теме.
Практические занятие, как правило, начинается с изложения основных теоретических положений, касающихся изучаемой темы. После этого решаются задачи и выполняются другие задания исходя из темы занятия. При этом главное для обучающегося – не только предложить то или иное решение анализируемой проблемы, но и дать обстоятельную его аргументацию.
Предлагаемая ниже тематика докладов и сообщений является рекомендательной. Обучающийся по согласованию с преподавателем может выбрать иные вопросы (более узкие или широкие) в рамках изучаемой темы.
При подготовке к практическим занятиям обучающийся также должен самостоятельно отработать имеющиеся в учебно-методическом комплексе соответствующие контрольные вопросы и тестовые задания по изучаемым темам.
Планы практических занятий для очной формы обучения
Практическое занятие 1
Тема семинарского занятия:«Судебная фотография и видеозапись».
Время семинара:2 часа.
Цель:получить теоретическое представление об особенностях криминалистической фотографии и видеозаписи в целях решения задач уголовного судопроизводства.
Задачи:
ознакомиться с основными средствами и методами судебной фотографии;
ознакомиться с основными средствами и методами криминалистической видеозаписи и направлениями ее использования;
приобрести практические навыки применения криминалистической фотографии и видеозаписи.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие и значение криминалистической фотографии и видеозаписи.
2. Средства, методы и приемы криминалистической фотографии.
3. Средства и методы криминалистической видеозаписи и основные направления ее использования.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке);
сделать в домашних условиях фотоснимки и видеозапись предложенных преподавателем объектов.
Практикум: задания 1, 2;
Источники: см. Раздел V.
Дополнительные средства обучения:цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера.
Практическое занятие 2
Тема занятия:«Криминалистическое учение о следах (трасология)».
Время семинара: 4 часа / 2 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:получить теоретическое представление о видах материально-фиксированных отображений, использующихся в целях раскрытия и расследования преступлений, а также технико-криминалистических средствах и методах их выявления, сохранения, фиксации, изъятия и исследования; приобрести определённые практические навыки самостоятельного выявления, фиксации и исследования трасологических объектов.
Задачи:
уяснить содержание понятия «следы» в широком, а также в узком, трасологическом, смысле;
рассмотреть виды следов;
изучить общие правила работы с материальными следами на месте происшествия, обыска и в ходе других следственных действий;
получить представление об отдельных видах следов в зависимости от особенностей следообразующего объекта;
приобрести практические навыки обнаружения и фиксации следов пальцев рук, обуви и других материальных объектов на различных поверхностях.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие и научные основы следоведения.
2. Классификация следов.
3. Общие правила обнаружения, сохранения, фиксации и изъятия следов.
4. Следы человека (антропоскопия).
5. Следы орудий взлома, инструментов и производственных механизмов (механоскопия).
6. Следы транспортных средств (транспортная трасология).
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке);
изготовить в домашних условиях гипсовый слепок вдавленного (объёмного) следа обуви.
Практикум: задания 3-7;
Источники: см. Раздел V.
Дополнительные средства обучения:учебные видеофильмы: «Следы рук», «Дактилоскопические учеты», «Следы ног»; следокопировальные наборы и материалы; материалы судебно-трасологических экспертиз.
Практическое занятие 3
Тема занятия: «Судебная баллистика».
Время:4 часа / 2 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:уяснить роль и значение судебной баллистики как отрасли криминалистической техники в теории и практике раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Задачи:
раскрыть понятие судебной баллистики как отрасли криминалистической техники;
рассмотреть виды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему;
выяснить задачи и возможности судебно-баллистической экспертизы.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие судебной баллистики и объекты судебного баллистического исследования.
2. Задачи и возможности судебно-баллистической экспертизы. Идентификация оружия по выстреленным пулям и стреляным гильзам.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 8, 9;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебный видеофильм «Судебная баллистика»; фототаблицы, заключения экспертов-криминалистов и другие материалы судебно-баллистических экспертиз.
Практическое занятие 4
Тема занятия: «Криминалистическая взрывотехника».
Время:2 часа.
Цель:уяснить роль и значение криминалистической взрывотехники как отрасли криминалистической техники в теории и практике раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Задачи:
выяснить задачи и возможности судебно-взрывотехнической экспертизы;
выяснить основные задачи, решаемые в ходе осмотра места взрыва.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятия взрыва, взрывного устройства, взрывчатого вещества, средства взрывания, а также принципы их действия и следы применения.
2. Методы исследования объектов криминалистической взрывотехники.
3. Содержание судебно-взрывотехнической экспертизы;
4. Основные признаки очага взрыва. Термические следы. Исследование разрушений, произведенных взрывом.
.Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 10, 11;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебный видеофильм «Криминалистическая взрывотехника»; фототаблицы, заключения экспертов-криминалистов и другие материалы судебно-взрывотехнических экспертиз.
Практическое занятие 5
Тема занятия: «Технико-криминалистическое исследование документов».
Время:4 часа.
Цель:уяснить роль и значение технико-криминалистического исследования документов как отрасли криминалистической техники в теории и практике раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных с использованием документов как материальных носителей криминалистически значимой информации.
Задачи:
выяснить задачи и возможности технико-криминалистического исследования документов;
выяснить основные правила, содержание и порядок технико-криминалистического исследования документов.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие и классификация документов.
2. Установление признаков подделки документов, идентификация средств изготовления документов и их реквизитов, восстановление содержания документов.
3. Общие правила осмотра документов. Признаки, указывающие на внесение изменений в первоначальное содержание документа и способы их выявления.
4. Исследование различных видов документов, установление скрытой информации.
.Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 12, 13;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебный фильм «Исследование рукописных документов», заключения экспертов-криминалистов и другие материалы судебных экспертиз документов.
Практическое занятие 6
Тема занятия: «Судебное почерковедение и автороведение».
Время:4 часа / 2 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:уяснить роль и значение криминалистического почерковедения и автороведения как отрасли криминалистической техники в теории и практике раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных с использованием документов как материальных носителей криминалистически значимой информации.
Задачи:
выяснить задачи и возможности криминалистического почерковедения и автороведения;
выяснить основные правила, содержание и порядок проведения почерковедческого и автороведческого исследований.
Вопросы к обсуждению:
1. Криминалистические признаки почерка.
2. Получение и анализ образцов почерка для сравнительного исследования.
3. Судебно-почерковедческая экспертиза.
4. Криминалистические признаки, указывающие на автора текста
5. Автороведческая экспертиза.
.Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 14-16;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебный фильм «Исследование рукописных документов», заключения экспертов-криминалистов и другие материалы судебных почерковедческих и автороведческих экспертиз.
Практическое занятие 7
Тема занятия:«Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности (габитоскопия)».
Время:4 часа.
Цель:получить представление о системе описания признаков внешности человека – словесном портрете – и практике его использования при раскрытии и расследовании преступлений; приобрести первоначальные навыки самостоятельного составления субъективных портретов по описанию признаков внешности подозреваемых, обвиняемых и других участников уголовного процесса.
Задачи:
рассмотреть группы признаков внешности человека (общефизические данные, анатомические, функциональные признаки, особые приметы и т.д.);
изучить виды субъективных портретов;
усвоить правила описания внешности человека по методу словесного портрета;
получить первоначальные навыки установления личности по описанию примет внешности человека, а также навыки по составлению словесного портрета;
уяснить цель, задачи и методику производства фотопортретной экспертизы.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие криминалистической габитоскопии и ее значение для практики раскрытия и расследования преступлений.
2. Правила описания внешности по методу словесного портрета.
3. Криминалистическая фотопортретная экспертиза.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке);
самостоятельно составить словесный портрет известного лица (артиста, политического или общественного деятеля и пр.).
Практикум:задания 17, 18;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебные видеофильмы «Субъективные портреты», «Портретная экспертиза»; материалы фотопортретной экспертизы; субъективные рисованные и фотокомпозиционные портреты.
Практическое занятие 8
Тема занятия:«Уголовная (криминалистическая) регистрация».
Время:4 часа / 4 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:сформировать представление о системе информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности, а также получить знания о видах криминалистических учётов, использующихся в целях раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников и без вести пропавших лиц.
Задачи:
уяснить понятие и структуру уголовной (криминалистической) регистрации как специальной информационной системы;
рассмотреть виды криминалистических учётов и усвоить предназначение каждого из них;
изучить правовые основы криминалистической регистрации;
получить наглядное представление об использовании криминалистических учётов в следственной, экспертной и оперативно-розыскной практике.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие и структура уголовной (криминалистической) регистрации как специальной информационной системы.
2. Система криминалистических учетов.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 19-21;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебные видеофильмы: «Дактилоскопические учёты», «Федеральный учёт огнестрельного оружия», «Федеральный учёт антиквариата»; «Оперативно-справочные учёты».
Практическое занятие 9
Тема занятия:«Судебная фоноскопия».
Время:2 часа.
Цель:уяснить роль и значение судебной фоноскопии как отрасли криминалистической техники в теории и практике раскрытия, расследования преступлений по звуковым следам и их предупреждения.
Задачи:
выяснить задачи и возможности судебной фоноскопии;
выяснить основные правила, содержание и порядок проведения криминалистического исследования звука.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие и объекты судебной фоноскопии.
2. Правила осмотра звуковых носителей.
3. Задачи и виды фоноскопических экспертиз.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 22, 23;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:заключения экспертов-криминалистов и другие материалы судебно-фоноскопических экспертиз.
Практическое занятие 10
Тема занятия:«Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий».
Время:2 часа.
Цель:овладеть знаниями о возможностях, задачах и методике производства экспертных и предварительных исследований наиболее распространенных веществ и материалов – вещественных доказательств (КЭМВИ).
Задачи:
рассмотреть понятия «материалы», «вещества» и «изделия» с точки зрения использования их как источников информации о преступлении и преступнике;
изучить идентификационные и диагностические задачи, решаемые при криминалистическом исследовании материалов, веществ и изделий из них;
ознакомиться с правилами обнаружения, сохранения, фиксации и изъятия материалов, веществ и изделий при производстве следственных действий;
выяснить возможности, задачи и методику производства экспертных и предварительных исследований наиболее распространённых материалов, веществ и изделий из них.
Вопросы к обсуждению:
1. Материалы, вещества и изделия как источник информации о преступлении и преступнике.
2. Возможности экспертных и предварительных исследований наиболее распространенных веществ и материалов.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задание 24;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебный видеофильм «Микрообъекты».
Практическое занятие 11
Тема занятия:«Криминалистическая одорология».
Время:2 часа.
Цель:уяснить роль и значение криминалистической одорологии как отрасли криминалистической техники в теории и практике раскрытия, расследования преступлений по запаховым следам и их предупреждения.
Задачи:
выяснить задачи и возможности криминалистической одорологии;
выяснить основные правила, содержание и порядок проведения криминалистического исследования запаха.
Вопросы к обсуждению:
1. Кинологическая и инструментальная одорология.
2. Виды запаховых следов, их криминалистическое значение.
3. Виды запахов, составляющих комплекс запаха человека.
4. Правила проведения одорологической выборки.
5. Вопросы, решаемые судебно-одорологической экспертизой.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 25, 26;
Источники: см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:заключения экспертов-криминалистов и другие материалы судебно-одорологических экспертиз.
Практическое занятие 12
Тема занятия:«Общие положения криминалистической тактики».
Время:4 часа / 4 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:овладеть знаниями о понятии и содержании криминалистической тактики как раздела криминалистики; выяснить её соотношение с другими разделами
криминалистической науки.
Задачи:
раскрыть основные понятия темы (тактический приём, тактическая комбинация, тактическая операция, тактическая рекомендация);
изучить связь криминалистической тактики с другими разделами криминалистики;
ознакомиться с общими тактическими приёмами подготовки к следственному действию, его производства, а также фиксации хода и результатов.
Вопросы к обсуждению:
1. Основные понятия криминалистической тактики.
2. Общие тактические приемы подготовки к следственному действию, его производства, а также фиксации хода и результатов.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 27, 28;
Источники: см. Раздел V.
Практическое занятие 13
Тема занятия:«Криминалистические версии и планирование расследования».
Время:4 часа / 4 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:уяснить роль и значение версионного мышления для практики раскрытия и расследования преступлений.
Задачи:
выяснить сходство и отличия криминалистической версии и гипотезы;
раскрыть понятие и логическую структуру версии, рассмотреть виды версий;
изучить правила выдвижения и проверки версий;
рассмотреть принципы и виды планирования, а также отдельных планов.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие криминалистической версии и ее значение для практики раскрытия и расследования преступлений.
2. Выдвижение (построение) версий.
3. Проверка версий.
4. Планирование расследования.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задание 29;
Источники: см. Раздел V.
Практическое занятие 14
Тема занятия:«Взаимодействие следователя и оперативных подразделений, иных государственных органов при раскрытии и расследовании преступлений».
Время:4 часа / 4 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:уяснить необходимость эффективного взаимодействия следователя, оперативных подразделений и иных государственных органов при раскрытии и расследовании преступлений.
Задачи:
уяснить руководящую роль следователя в организации взаимодействия различных органов и должностных лиц при расследовании преступлений;
уяснить особенности процессуального и непроцессуального взаимодействия следователя с другими органами и должностными лицами при расследовании преступлений.
Вопросы к обсуждению:
1. Руководящая роль следователя в организации взаимодействия.
2. Формы и виды взаимодействия следователя с правоохранительными органами.
3. Виды следственно-оперативных групп.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задание 30;
Источники: см. Раздел V.
Практическое занятие 15
Тема занятия:«Тактика осмотра места происшествия».
Время:4 часа / 2 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:овладеть имеющимися теоретическими знаниями о тактике осмотра места происшествия, а также приобрести отдельные практические навыки производства этого сложного следственного действия.
Задачи:
уяснить значение понятий «место происшествия», «место преступления», «следственный осмотр», «осмотр места происшествия», «обстановка места происшествия», «механизм преступления» и др.;
изучить задачи и виды осмотра места происшествия;
рассмотреть тактические рекомендации по подготовке, непосредственному производству, а также фиксации хода и результатов осмотра места происшествия;
выяснить тактические особенности наружного осмотра трупа.
Вопросы к обсуждению:
1. Сущность, задачи и виды осмотра места происшествия.
2. Тактические приемы исследования обстановки места происшествия.
3. Тактические особенности наружного осмотра трупа на месте его обнаружения.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 31-34;
Источники см. Раздел V;
Дополнительные средства обучения:учебные видеофильмы «Осмотр места происшествия (технико-криминалистические средства)», «Когда наступила смерть», «Освидетельствование», «Установление личности по трупу»; протоколы осмотра места происшествия; специализированный чемодан для работы на месте происшествия; расходные материалы (порошки).
Практическое занятие 16
Тема занятия:«Тактика следственного эксперимента».
Время:4 часа.
Цель:овладеть имеющимися теоретическими знаниями о тактике проведения следственного эксперимента, а также приобрести отдельные практические навыки производства этого следственного действия.
Задачи:
уяснить значение и содержание понятия «следственный эксперимент»;
изучить задачи и особенности проведения следственного эксперимента;
рассмотреть тактические рекомендации по подготовке, непосредственному производству, а также фиксации хода и результатов проведения следственного эксперимента.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие, сущность, задачи, виды и участники следственного эксперимента.
2. Действия, предшествующие проведению следственного эксперимента.
3. Тактические приемы проведения следственного эксперимента.
4. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента и их оценка.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 35-37;
Источники: см. Раздел V.
Дополнительные средства обучения:учебный видеофильм «Следственный эксперимент», протоколы следственного эксперимента.
Практическое занятие 17
Тема занятия:«Тактика проверки показаний на месте».
Время:2 часа.
Цель:овладеть имеющимися теоретическими знаниями о тактике проверки показаний на месте, а также приобрести отдельные практические навыки производства этого следственного действия.
Задачи:
уяснить значение и содержание понятия «проверка показаний на месте» и его отличия от такого следственного действия, как следственный эксперимент;
изучить задачи и особенности проведения проверки показаний на месте;
рассмотреть тактические рекомендации по подготовке, непосредственному производству, а также фиксации хода и результатов проверки показаний на месте.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие, сущность, цель и значение проверки показаний на месте.
2. Действия, предшествующие проверке показаний на месте.
3. Тактические приемы проверки показаний на месте.
4. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 38, 39;
Источники: см. Раздел V.
Дополнительные средства обучения:учебный видеофильм «Проверка показаний на месте», протоколы проверки показаний на месте.
Практическое занятие 18
Тема занятия:«Тактика обыска и выемки».
Время:4 часа.
Цель:ознакомиться с тактическими рекомендациями по производству обыска и выемки, а также приобрести некоторые практические навыки их проведения.
Задачи:
рассмотреть понятие, задачи и виды обыска;
изучить тактические приёмы подготовки, непосредственного осуществления и фиксации хода и результатов обыска;
выяснить тактические особенности производства выемки;
ознакомиться с психологическими и этическими аспектами производства обыска.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие обыска, его задачи и виды.
2. Общие тактические правила и приемы производства обыска.
3. Психологические и этические основы обыска.
4. Сущность, задачи и организация производства выемки.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 40-42;
Источники: см. Раздел V.
Дополнительные средства обучения:протоколы обыска.
Практическое занятие 19
Тема занятия:«Тактика допроса».
Время:4 часа / 2 часа с применением интерактивных образовательных технологий (п. 2.4 УМК).
Цель:овладеть знаниями о тактике допроса.
Задачи:
изучить сущность допроса как вербального способа получения доказательственной информации в уголовном процессе;
рассмотреть задачи и виды допроса;
уяснить психологические особенности допроса;
ознакомиться с тактическими приёмами допроса разных участников уголовного процесса.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие, сущность, задачи и виды допроса.
2. Психологические основы допроса.
3. Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого.
4. Тактика допроса потерпевшего и свидетеля.
5. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 43, 44;
Источники: см. Раздел V.
Дополнительные средства обучения:учебные видеофильмы «Наезд», «Задержание и допрос подозреваемого».
Практическое занятие 20
Тема занятия:«Тактика предъявления для опознания».
Время:4 часа.
Цель:ознакомиться с тактическими рекомендациями по производству предъявления для опознания, а также приобрести некоторые практические навыки ее проведения.
Задачи:
уяснить понятие, задачи, условия и виды предъявления для опознания;
изучить тактические приёмы подготовки, непосредственного осуществления и фиксации хода и результатов предъявления для опознания.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие, задачи, условия, виды предъявления для опознания.
2. Виды и субъекты опознания.
3. Подготовка к предъявлению для опознания.
4. Тактические приемы предъявления для опознания живых лиц, других объектов.
5. Техническое обеспечение предъявления для опознания, фиксация хода и результатов следственного действия.
Задания для самостоятельной работы:
изучить рекомендованные нормативные правовые акты, обязательные и дополнительные литературные источники;
подготовить в письменном виде тезисы ответов на обсуждаемые вопросы;
решить предложенные в практикуме задачи, дать ответы на вопросы тестов;
подготовить реферативный доклад (научное сообщение) по одному из вопросов темы (в инициативном порядке).
Практикум: задания 45, 46;
Исто