Тема. 2.1. Суд как носитель юрисдикционной функции государства
1. Понятие и основные признаки судебной власти. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной.
2. Суд как орган судебной власти. Место суда в системе государственных органов.
3. Понятие, значение и отличительные признаки правосудия. Отличие правосудия от других видов государственной деятельности. Виды правосудия.
4. Судебная система Российской Федерации
5. Характеристика судов, входящих в судебную систему РФ
1. Понятие и основные признаки судебной власти. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В статье 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» указывается, что судебная власть осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей.
Существует два основных подхода к определению «судебная власть».
Первый подход – судоустройственный, сущность которого в том, что судебная власть – это системное образование, состоящее из определённых судебных органов. Этот подход рассматривает судебную власть с внешней стороны, изучая то, из чего состоит эта власть и кем она представлена. Основной акцент делается на её форму, институты, на которые возложены исключительные полномочия суда по осуществлению правосудия. Судебная власть является самостоятельной ветвью власти.
Второй подход – функциональный. Определяет судебную власть через призму полномочий, которые осуществляют суды. Судебная власть в этом случае представляет собой исключительные полномочия суда по разрешению вопросов, возникающих при реализации и применении права, с использованием установленной законом процедуры, в целях защиты и обеспечения прав физических и юридических лиц и государственных интересов, где спорящие стороны наделены равными правами, и заканчивающееся вынесением судебного акта. Поэтому необходимо понимать, что не вся деятельность суда относится к судебной власти, а только та часть, которая связана с разрешением следующих правовых споров:
1. Споры между законодательной и исполнительной властью, которые разрешаются Конституционным Судом РФ.
2. Споры между органами государственного управления, как правило, о компетенции, которые разрешаются Конституционным Судом РФ.
3. Споры экономического характера между организациями, предприятиями, учреждениями и предпринимателями, которые разрешаются арбитражными судами.
4. Конфликты между гражданами, имущественные споры, семейные, трудовые и прочие, которые разрешаются судами общей юрисдикции.
5. Конфликты граждан с обществом, при совершении преступлений или административных правонарушений, которые разрешаются судами общей юрисдикции.
6. Конфликты граждан с исполнительной властью, при незаконных действиях должностных лиц, ущемляющих права граждан, которые разрешаются судами общей юрисдикции.
Судебная власть обладает следующими свойствами:
1. Самостоятельность. Судебная власть не зависит от законодательной и исполнительной властей. Деятельность судебной власти не может напрямую регулироваться должностными лицами, органами исполнительной и законодательной власти, за исключением федеральных конституционных и федеральных законов. При этом судебной власти предоставлено право контроля за законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти (часть 3 статьи 5 ФКЗ «О судебной системе»). Самостоятельность судебной власти обеспечивается органами судейского сообщества, так как суд сам решает вопросы, связанные с организацией своей деятельности через Судебный департамент при судах.
2. Исключительность судебной власти. Ни один государственный орган или должностное лицо не может реализовывать полномочия суда по разрешению правовых конфликтов, следовательно, не может выносить решения при разрешении споров той же юридической силы, которой обладает суд или принимать решения вместо суда.
3. Подзаконность судебной власти. В статье 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливается, что судьи подчиняются Конституции, федеральным конституционным и федеральным законам. Отступление суда при разрешении правового спора от законодательно закреплённой процедуры даже формально, является основанием для отмены решения.
4. Полнота судебной власти – безусловное и неукоснительное соблюдение судебных актов всеми государственными органами и должностными лицами на всей территории России.
2. Суд как орган судебной власти. Место суда в системе государственных органов.
Согласно статье 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Данный принцип конституционного права содержит в себе идею специализации органов государственной власти, их равного правового статуса и контроля за деятельностью других ветвей власти.
М. Н. Марченко обращает внимание, что особенностью применения принципа разделения властей в России является фактическое доминирование исполнительной ветви власти над другими ветвями власти[1]. Такое положение органов государственной власти противоречит концепции разделения властей, сформулированной в XVII в. Джоном Локком, согласно которой верховной властью является законодательная власть, а все остальные ей подчиняются, но обладают возможностью активного воздействия друг на друга. В Концепции судебной реформы в РФ 1991 г. также говорится о том, что судебная власть является властью подзаконной и необходима для противовеса исполнительной власти.
В соответствии с концепцией системы сдержек и противовесов, применяемой в США, органы судебной власти самостоятельны и независимы, обладают свободой реализации своей компетенции и в пределах Конституции могут контролировать органы исполнительной власти.
Сам принцип разделения властей восходит ещё к организации управления в древнегреческих полисах, где существовало принципиальное разделение полномочий должностных лиц, применялся принцип срочности замещения должностей и общественного контроля за публичной управленческой деятельностью.
Взаимодействие судебной власти с законодательной:
1. Судебная власть действует на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ.
2. Конституционный Суд РФ осуществляет конституционный контроль за соответствием принимаемых законодательных актов Конституции РФ.
3. Судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
4. Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает закон об амнистии лиц, которые на основании решения суда отбывают наказание.
Взаимодействие судебной власти с исполнительной:
1. Привлечь к ответственности представителей исполнительной власти за совершение преступлений может только суд.
2. Незаконность любого правового акта исполнительной власти граждане могу оспорить в суде.
3. Исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров.
4. Органы юстиции (Служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний) обеспечивают выполнение судебных решений. А также обеспечивают безопасность судебных учреждений.
5. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального Прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ принимается на основании заключения коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ.
6. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимает Председатель Следственного комитета РФ.
Взаимодействие судебной власти с Президентом:
1. Президент назначает на должность судей в суды общей юрисдикции, за исключением мировых судей, и в арбитражные суды.
2. Президент представляет в Совет Федерации Федерального Собрания РФ для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
3. Президент может подписать акт помилования в отношении лица, осуждённого за совершение преступления.
4. Конституционный Суд РФ даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
5. Президент обладает правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативных актов, также может обращается с ходатайствами в Конституционный Суд по спорам о компетенции, когда в этих спорах он не является стороной.
6. Конституционный Суд может признать нормативный акт, вынесенный Президентом противоречащим Конституции РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что судебная власть является властью правоприменительной, но одновременно и контрольной для исполнительной ветви власти.
Суд как самостоятельный и реально независимый орган государственной власти является не только гарантом реализации концепции разделения властей, но и является необходимым условием функционирования правового государства как особой системы взаимодействия общества и органов государственной власти. Суд и представляющий его судья должны стоять на страже права как общесоциального блага и препятствовать возможным попыткам злоупотребления правом как в рамках законодательной, так и исполнительной деятельности.
Суд занимает особое место среди правозащитных институтов. Обладает исключительными полномочиями по осуществлению правосудия и правом принятия общеобязательных решений. Любой правоохранительный орган обладает правом применения юридических мер воздействия: мер государственного принуждения, взыскания, предупреждения противоправных действий. Однако решение любого правоохранительного органа может быть обжаловано в суде, решение же суда может быть обжаловано только в вышестоящую инстанцию в рамках судебной системы.
Взаимодействие суда и прокуратуры заключается в следующем:
1. Изначально глава 7 Конституции РФ называется «Судебная власть», но в ней (статья 129) говорилось о полномочиях и организации системы прокуратуры, что свидетельствует о неразрывной связи двух государственных органов.
2. До 1991 года прокуратура осуществляла надзор за судами. Но это противоречило принципу разделения властей, поэтому сейчас деятельность суда не является предметом прокурорского надзора. Однако прокурор наделён правом подачи апелляционных, кассационных и надзорных представлений, в случае если решение суда не справедливо, не обосновано и (или) незаконно.
3. Прокурор в суде осуществляет уголовное преследование и является государственным обвинителем. Ещё прокурор может в любой момент обратиться в суд с заявлением, если необходимо защитить права граждан, общества или государства.
4. Генеральный прокурор может обращаться в Конституционный Суд, если какой-либо закон нарушает права и свободы граждан в конкретном деле.
5. Генеральный прокурор принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ.
6. Участие прокурора обязательно в ряде гражданских дел, как например, лишение родительских прав, усыновление, выселение из жилого помещения, восстановление на работе, возмещение вреда, причинённого здоровью. Также прокурор может подать исковое заявление в интересах тех лиц, которые не могут сами представлять свои интересы в суде.
Взаимодействие суда и органов расследования:
1. К органам расследования относятся органы предварительного следствия (Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности) и органы дознания (исчерпывающий перечень содержится в части 3 статьи 150 УПК РФ, к ним относятся органы внутренних дел, служба судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенные органы).
Основанием деятельности суда является направленное прокурором уголовное дело с обвинительным заключением, обвинительным актом или постановлением, которые составляются следователем или дознавателем.
2. Суд даёт разрешение на совершение ряда действий, предусмотренных законом, следователю и дознавателю. Например, на проведение обыска в жилом помещении, о применении меры пресечения в виде заключении под стражу.
3. В случае совершения судьёй преступления и возбуждения в отношении уголовного дела, расследование будут проводить следователи Следственного комитета РФ.