Тема 12. Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.)
Тенденции политико-государственного развития
К 1921 г. большевики победили в гражданской войне. Общий объем промышленного производства упал до 20-30% от уровня 1913 г., а по крупной - до 13-14%. Производство продукции сельского хозяйства сократилось на одну треть. Железнодорожный транспорт был парализован.
Прошли крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, восстали моряки Кронштадта. Необходимо было искать выход из экономического и политического кризиса, охватившего страну.
Руководство большевистской партии и Советского государства принимает решение об отмене военного коммунизма и переходе к новой экономической политике (НЭП), т.е. частичном допущении капитализма, элементов рыночных отношений в тоталитарной экономике. Первым шагом в этом направлении стала замена продразверстки продналогом, т.е. фиксированными платежами государству. Размер продналога был в 2 раза меньше продразверстки. Это положило начало перехода к нэпу.
В деревне было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд. В городах была частично денационализирована мелкая промышленность, разрешена частная торговля, на место трудовых мобилизаций пришел наемный труд. Произошла перестройка управления экономикой, была ослаблена централизация, предприятия переходили на хозрасчет, они получили некоторую самостоятельность.
Одной из важнейших проблем, решение которой носило неотложный характер, была проблема формально-юридического объединения советских республик в одно унитарное государство.
Решение вопроса об объединении советских республик проходило в острой политической борьбе. И только в результате вмешательства В. И. Ленина было найдено приемлемое решение: объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Республики оставались формально суверенными, передавая важнейшие отрасли управления в ведение федерации, которая была названа Союзом Советских Социалистических Республик (СССР).
30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов СССР, состоявший из представителей РСФСР, Белоруссии, Украины и ЗСФСР. Съезд принял Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР, в которых закреплялся факт создания нового союзного государства, в которое объединялись РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР.
Съезд принял решение о разработке и принятии Конституции СССР. В течение 1923 г. шла разработка Основного Закона СССР. Она велась на базе Декларации и Договора об образовании СССР.
6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел его в действие.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил Конституцию СССР (схема 26).
Схема 26 Высшие органы государственной власти и управления СССР
По Конституции 1924 г.
Конституция закрепляла СССР как союзное государство с равноправными субъектами, в котором суверенитет Союза сочетался с суверенитетом его членов - союзных республик, но реально вся полнота власти оставалась по-прежнему у коммунистов.
Конституция закрепляла систему органов государственной власти Союза ССР, определяла компетенцию Союза и союзных республик.
Переход к мирной работе по восстановлению народного хозяйства, проведение новой экономической политики обусловили необходимость изменений в государственном аппарате.
Меры по оживлению деятельности Советов, проведенные в 1924-1925 гг., предусматривали проведение их перевыборов, с обеспечением активности избирателей, привлечение трудящихся к работе Советов через секции Советов и депутатские группы. В национальных районах укреплению Советов способствовала политика коренизации, привлечение лиц коренной (нерусской) национальности в Советы, другие государственные органы.
Существенно реорганизована была система управления народным хозяйством. Деятельность хозяйственных ведомств объединялась в едином экономическом центре - Совете Труда и Обороны (СТО). Председателем СТО был председатель Совнаркома, а членами - наркомы по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, РКИ, председатель ВСХН и представитель ВЦСПС. На СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.
Для разработки единого государственного плана развития народного хозяйства и общего наблюдения за его исполнением в 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан).
ВСХН (после образования СССР - ВСХН СССР) руководил промышленностью. Поскольку в промышленности внедрялись хозрасчетные отношения, лучшей формой управления промышленностью были признаны отраслевые хозрасчетные объединения (по металлургии, машиностроению, электротехнике и т. д.). В условиях нэпа на хозрасчет были переведены промышленные тресты, в 1927 г. хозрасчетные права получили отдельные предприятия.
Управление сельским хозяйством осуществляли наркомземы союзных республик, губернские и уездные отделы исполкомов. В декабре 1929 г. был создан союзно-республиканский наркомат земледелия СССР.
В рассматриваемый период была проведена реорганизация системы репрессивных органов. В 1922 г. учреждается прокуратура как специальный орган надзора за законностью. Она действовала в рамках союзных республик на началах строгой централизации.
Тогда же возрождается адвокатура. По положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению - дача консультаций по юридическим вопросам.
Проведенная в 1922 г. судебная реформа предусматривала создание единой трехзвенной судебной системы: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики.
Верховный суд СССР главным образом был призван давать руководящие разъяснения судьям по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривать законность тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции СССР.
В 1922 г. ВЧК была реорганизована в Государственное Политическое Управление (ГПУ). Из компетенции ГПУ изымались все общеуголовные дела. Решение дел о контрреволюционных преступлениях передавалось судам. Однако фактически ГПУ сохранило право внесудебной расправы по политическим делам (при нем существовало Особое совещание). После образования СССР создается ОПГУ - Объединенное Государственное политическое управление при СНК СССР.
После окончания гражданской войны была проведена военная реформа. В 1924 г. была введена так называемая “смешанная система” построения армии. Наряду с постоянными войсками в составе Красной Армии создавались территориальные части (в них проходили трехмесячную военную подготовку призывники, как правило, по месту жительства).
В условиях нэпа проводились меры по рационализации государственного аппарата, в частности, преодоление такого явления как его чрезмерное разбухание и бюрократизация. С этой целью проводились сокращения штатов и чистки государственного аппарата. Чистке подвергались так называемые чуждые элементы (выходцы из буржуазии, старого чиновничества, т.е. специалисты), а также обюрократившиеся работники. На их место выдвигались идеологически преданные, но непрофессиональные малограмотные рабочие и крестьяне (выдвиженцы). Для борьбы с бюрократизмом в госаппарате была осуществлена реорганизация Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Центральный аппарат был объединен с Центральной контрольной комиссией РКП(б) (ЦКК-РКИ). Основной задачей органов ЦКК-РКИ стала борьба с нарушениями в деятельности государственных органов и разработка путей их устранения.