Тенденции развития советского права в 1918-1920 гг.

Формирование основ коммунистического права началось с изданием первых декретов Второго Всероссийского съезда советов, сформировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и местными советами.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения. В декабре 1917 г ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и пр.), узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление. Законодатель опасался скрытой «социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.)

С целью узаконивания повального грабежа населения 27 апреля 1918 г. был принят декрет "Об отмене наследования", по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. Ту же цель преследовал майский 1918 г. декрет ВЦИК "О дарениях", запретивший безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысячи рублей.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял, положение «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918г. было сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

31 октября 1918 г., в демагогических целях было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся.

В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике – сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58.

В соответствии с Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10 ноября 1917 г., были конфискованы средства общественных организаций. Тотальные конфискации вызвали неизбежный развал производства. Рабочие не смогли заменить специалистов. Тогда большевики пошли административно-командным путем - раздувания штатов неквалифицированных, но идеологически преданных чиновников.

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированные имущества, ценные бумаги (акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно сократили товарооборот. Система «главкизма» исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли – из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частные капиталы. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

Особенно бессовестную политику и соответствующее ей законодательство большевики проводили в отношении крестьян. В демагогических целях они приняли известный Декрет о земле. Но как только укрепились у власти, с мая 1918 г., начали проводить политику откровенного геноцида против крестьян - проддиктатуру и продразверстку.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию". Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся экстремистской практики и соответствующей ей законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК).

В области уголовного права важное значение имело принятие в декабре 1918 г. Руководящих начал по уголовному праву РСФСР. Этот акт содержал в себе нормы общей части уголовного кодекса. В нем давалось определение понятия преступления, устанавливались виды наказаний. Но в целом отношение большевиков к праву было отрицательным и понятие закон подменялось “революционной сознательностью”, т. е. произволом.

Наши рекомендации