Состояние и история вопроса. Публично-правовой характер нотариальной деятельности.

Термин “нотариат”[1][1] многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов деятельности в нотариальной сфере.

Исторически возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействия его субъектам в совершении сделок и закреплении приобретаемых прав в юридической форме. Наиболее афористично необходимость нотариата в гражданском обществе выразил Гегель, писавший: “Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной”.[2][2] Нотариат возник как институт гражданского общества, обеспечивающий защиту частной собственности и бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом.[3][3]

“Второе рождение” в 1993 г. российского нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата. Длительное время находившийся на “периферии” законодательства и юридической практики, нотариат за последние несколько лет занял достойное место в правовой системе России, сразу став объектом дискуссии и полемики.

Уникальность института нотариата (имея ввиду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.

Публично-правовой характер нотариальной деятельности. По организации, функциям, формам их реализации, характеру контроля и основным составляющим нотариальная деятельность носит публично-правовой характер. При этом публичный характер органически присущ нотариату любой страны независимо от конкретного исторического периода существования нотариата. Публичный характер нотариата обеспечивает при наличии свободного статуса нотариуса сочетание интересов как государства, общества, гржадан, так и самих нотариусов.

Публично-правовой характер организации нотариата и деятельности нотариуса в современной правовой системе России в основном заключается в следующем:

1) В соответствии с частью первой ст.48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Нотариат наряду с адвокатурой призван обеспечивать реализацию указанного конституционного права граждан на юридическую помощь, в том числе бесплатную, путем совершения нотариусами нотариальных действий (ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате). В этом прежде всего проявляется публично-правовое значение института нотариата в современном обществе и сложившейся правовой системе России.

Нотариат призван обеспечивать специфические потребности участников гражданского оборота, обеспечивая правовую защиту их прав и интересов прежде всего в сфере обязательственных правоотношений, заключении и исполнении в основном имущественных сделок. При этом рамки нотариата ограничены рамками бесспорной гражданской юрисдикции, поскольку при возникновении конфликтов заинтересованные лица должны обращаться к суду.

Условия предоставления правовой помощи нотариусами существенно отличается от оказываемой адвокатами, юридическими фирмами, частными юристами. Их деятельность не связана такими жесткими рамками процедурно-процессуального характера как у нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности. Нотариальные действия осуществляются в рамках нотариального производства, интегрирующего в своем составе всю совокупность действий, совершаемых нотариусом.

Соблюдение правил нотариального производства по степени своей обязательности имеет такой же самодавлеющий характер, как и соблюдение процессуального регламента судами в рамках гражданского, арбитражного, уголовного и конституционного судопроизводства. Несоблюдение существенных составляющих нотариальной процессуальной формы (например, несоблюдение правил о тайне нотариального действия) может привести к признанию по существу верного нотариального действия недействительным. Аналогичный порядок при существенном нарушении процессуальных норм установлен и процессуальным законодательством применительно к судам.

2) Нотариальное удостоверение включает в себя достаточно большой круг юридических действий, осуществляемых в рамках нотариального производства по поводу совершения конкретного нотариального действия. В частности, нотариус проверяет: личность обратившихся; правоспособность, дееспособность обратившихся за совершением действия; наличие существенных условий сделки: оказывает содействие в осуществлении прав физических и юридических лиц; разъясняет им права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред; хранит тайну нотариального действия и т.д.

В этой связи вызывает недоумение положение п.1 ст.163 ГК, которое сводит нотариальное удостоверение к проставлению удостоверительной надписи нотариусом (??). Прежде всего, как видно из всего изложенного, данное положение противоречит Основам законодательства РФ о нотариате. Кроме того, правила совершения нотариальных действий не входят в сферу гражданского законодательста, а поэтому не могут решаться в ГК (за исключением формы сделок и существа нотариальных действий как юридических фактов гражданского права).

3) Нотариальная деятельность по оказанию юридической помощи строится на едином стандарте нотариальной работы, которым руководствуется любой нотариус России. Каждое лицо на всей территории России вправе обратиться к нотариусу на основе единых правил, что обеспечивает признание и защиту прав, основанных на нотариальных документах. Например, доверенность либо сделка с недвижимостью будут удостоверены по единым правилам нотариусами в Екатеринбурге, Владивостоке или Калининграде, что обеспечивает признание и правовое действие документов как на территории России, так и за границей.

Нотариус в силу публичного характера его функции не вправе отказать заинтересованному лицу в совершении нотариального действия при наличии всех законных предпосылок к его совершению, поскольку основа взаимоотношенний нотариуса и заинтересованного лица – не договорная, а публичная.

4) Закон обеспечивает особое доказательственное значение нотариально удостоверенных либо засвидетельствованных документов, что прямо следует из ст.ст.160, 163, 165 ГК РФ и ряда других. Тем самым нотариальные документы приобретают бесспорный характер, поскольку опровергнуть их содержание гораздо сложнее, чем иных сделок и действий, совершенных в простой письменной форме.

5) Нотариус в соответствии с законом беспристрастен при совершении нотариальных действий и оказывает в равной мере правовую помощь всем лицам, обратившимся к нему.

6) Нотариус независим при осуществлении нотариальной деятельности. Только он сам решает вопрос о возможности совершения либо отказа в совершении нотариального действия при имеющихся предпосылках для их осуществления. Вместе с тем такая независимость обеспечивается и его ответственностью, в том числе полной имущественной, за свои ошибки.

7) Система нотариата в отличие от ранее действовавшего порядка не входит в систему органов исполнительной власти, относясь к числу действующих непосредственно и независимо в рамках гражданского общества, самоорганизуясь в рамках саморегулируемых публично-правовых организаций - Нотариальных палат.

Вместе с тем нотариус получает полномочия на условиях, установленных государством и от государственного органа - органа юстиции, государственные органы наделены рядом контрольных полномочий, нотариус действует от имени государства, правила нотариального производства и совершения конкретного вида действий устанавливаются законом. Такое оптимальное соотношение обеспечивает независимость и вместе с тем подконтрольность нотариата при осуществлении его функций.

8) В силу публичного характера функции нотариата число нотариусов ограничено, так же как и государственных служащих, а определяется совместно государственным органом - управлением юстиции и нотариальной палатой. В силу ограниченности числа нотариусов и известности их местонахождения облегчается поиск соответствующей информации, содержащейся в нотариальных архивах, когда это необходимо по закону для органов следствия, суда, прокуратуры и т.д.

9) Нотариус по закону в отличие от других представителей юристов обязан иметь нотариальную контору, обеспечивающую беспрепятственный доступ к нему граждан и юридических лиц. Кроме того, нотариус имеет нотариальный архив, который в отличие от архива, например, адвоката или частного юриста, не является его собственностью, а в силу характера деятельности нотариуса имеет публичный, а не частный характер. Нотариальный архив обеспечивает контроль за подлинностью волеизъявления сторон, создает условия для проверки деятельности нотариуса, помогает следственным и судебным органам разрешать соответствующие дела.

В архиве нотариальной конторы хранятся все документы об удостоверенных нотариусом сделках вместе с представленными сторонами сделки документами, включая завещания, наследственные дела, как завершенные, так и находящиеся в нотариальном производстве, другие документы. При этом срок хранения документов составляет 75 лет. На нотариусе лежит обязанность по содержанию архива, охране от посторонних лиц (поскольку вся информация нотариального архива является нотариальной тайной), обеспечению безопасности документов, обработке, выдаче соответствующих копий, справок, дубликатов. После оставления нотариусом должности нотариальный архив передается другому нотариусу.

Следует иметь ввиду, что нотариусы содержат за счет собственных поступлений расходы по содержанию архива, его оборудованию, обработке.

10) На нотариуса возлагается важная публичная функция по оформлению и ведению наследственных дел, по удостоверению от имени государства наследственных прав. Профессиональные юристы знают, что наследственное право является одним из самых сложных участков законодательства и юридической практики. За последние годы наследственное право и практика ведения наследственных дел существенно усложнились в связи с расширением объектов гражданского оборота и собственности граждан, в связи с заинтересованностью граждан в скорейшем и правильном оформлении их наследственных прав. Опыт Росии и стран Латинского нотариата показал, что нотариальное производство наилучшим образом приспособлено к ведению наследственных дел, решению вопроса о судьбе имущества и денежных средств наследодателя.

Следует отметить, что наследственные дела являются достаточно трудоемкими, затратными по времени и средствам, но в основном ведутся бесплатно (для граждан, но не нотариусов, покрывающих данные расходы за счет поступлений за совершение иных нотариальных действий). Проект третьей части ГК “Наследственное право” существенно усложнил наследственное право, но отнес наследственные дела вновь к компетенции нотариуса.

В этом проявляется нелогичность концепции ГК, когда сделки с недвижимостью изымаются из компетенции нотариуса, в то время как ведение наследственных дел, определяющих переход права собственности после смерти, является компетенцией нотариуса.

11) Развитая система нотариата снижает количество споров в сфере гражданского оборота, поскольку уже на стадии согласования условий и заключения сделки нотариус способствует выявлению истинной воли сторон, обеспечивает условия, чтобы юридическая неосведомленность сторон не причинила им вред. Это обстоятельство давно отмечено в странах с развитой системой нотариата. Так, главный управляющий Федеральной нотариальной палаты ФРГ Ханнс-Якоб Пютцер справедливо отмечает, что нотариат представляет собой “институт по осуществлению предупредительного правосудия”, он как бы “судья в преддверии”.[4][4]

12) Нотариат является частью правоохранительной системы, обеспечивая в современной России прежде всего защиту права на недвижимость и транспорт. Тем самым снижается уровень криминальности в данных сферах.

13) Нотариальная деятельность основывается на принципах самофинансирования, поскольку целиком строится за счет взимания нотариусами тарифов за совершение нотариальных действий. При этом размеры тарифов установливаются не произвольно, а государством.

Вместе с тем в связи с исполнением нотариусом публично-правовых функций определенное число действий они совершают бесплатно для лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, либо на льготных условиях (всего такие льготы предоставлены 22 категориям граждан, организаций), принимая на себя соответствующие затраты. За счет средств нотариуса также осуществляется, как уже указывалось выше, содержание и ведение нотариального архива, ведение основного числа наследственных дел.

14) Нотариусы объединяются в профессиональные объединения - нотариальные палаты, являющиеся по своей природе саморегулируемыми организациями, обеспечивающими за счет взносов своих членов - нотариусов решение общепрофессиональных вопросов, контроль (помимо государственного) за исполнением профессиональных обязанностей и т.д.

Наши рекомендации