Соглашения об избегании двойного налогообложения и трансфертпрайсинг

Двойное налогообложение — это налогообложение, при котором один и тот же доход облагается налогом в двух или нескольких стра­нах. Обычно доход какого-либо лица, полученный им в разных стра­нах мира, облагается налогом в стране проживания этого лица.

Кроме того, доходы такого лица могут облагаться налогом в других странах, в которых оно занимается постоянной коммерческой деятельностью.

В связи с тем, что такое положение препятствует развитию меж­дународной торговли, обычно предпринимаются меры по смягче­нию или устранению двойного налогообложения.

Часто это достигается путем подписания двусторонних догово­ров между странами о двойном налогообложении; может также иметь место одностороннее устранение или смягчение двойного J налогообложения одной страной..

Основными методами освобождения от двойного налогообло­жения (double-taxation relief) являются:

· включение в одной стране в налогооблагаемый доход лица его дохода за вычетом налогов, уплаченных им в другой стране;

· соглашение между странами о том, что только одна из них обла­гает доход налогом;

· система кредитов двойного налогообложения., которая позволяет одной стране открывать под взимаемый ею налог кредит в дру­гой стране за налог, уплаченный в той стране.

Первые налоговые соглашения были заключены почти 140 лет назад между Бельгией и Францией (1843 г.) и Бельгией и Голлан­дией (1845 г.) по вопросам административной помощи и обмена налоговой информацией.

20-х гг. XX в. началось широкое развитие международного сотрудничества по вопросам устранения двойного налогообложе­ния и борьбы против уклонения от уплаты налогов.

Существующие соглашения, регулирующие налоговые вопро­сы, можно разделить на две группы;

1) собственно налоговые соглашения, в т.ч.: общие, ограниченные, об оказании административной помощи, о налогах на наслед­ство, о налогах по социальному страхованию, о распростране­нии налоговой юрисдикции;

2) различные международные соглашения, в которых наряду с дру­гими основными вопросами рассматриваются и вопросы на­ логового характера: соглашения об основах взаимоотноше­ний между двумя государствами, соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений, торговые дого­воры и соглашения, в т.ч. чисто таможенные соглашения; международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования.

Кратко рассмотрим данный вопрос в России. Имеющиеся у Рос­сии соглашения об избегании двойного налогообложения можно сгруппировать следующим образом в зависимости от рассмат­риваемых в них вопросов:

1) по строительно-монтажным работам;

2) по международным перевозкам;

3) по дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом.;

4) по процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;

51 выплаты вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму;

6) выплаты вознаграждений за работу по найму, на строительных • и строительно-монтажных площадках.

Использование соглашений об избегании двойного налогообложе­ния позволяет предприятиям получать реальную экономию в случае, если ставка в другой стране меньше, чем в России. Большое значение для целей налогового планирования имеет заключение «соглашений о заранее согласованных ценах», т.е. механизм трансфертного ценообразования.

В настоящее время в США действует уже около 70 таких соглаше­ний и примерно по стольким же ведутся переговоры. Первые такие соглашения были заключены по инициативе компьютерного гиганта Apple для регулирования его отношений с филиалами в Австралии (1991 г.), в Канаде (1993 г.) и в Сингапуре (1995 г.). В настоящее время трансфертное ценообразование практикуется такими странами, как Ав­стралия, Бельгия, Голландия, Канада, Корея, Мексика, Франция и т.д.

Во многих из этих стран в законодательство включаются особые нормы, допускающие также заключение односторонних соглашений по трансфертным ценам между налогоплательщиком и властями своей страны. Налоговое планирование посредством применения трансфертных цен в глобальном масштабе позволяет воздействовать на перемещение капиталов, на распределение конечных доходов и прибылей между странами, оптимизировать планирование долго­срочных инвестиционных проектов международного характера.

4.4. Специфика международного налогового планирования в России

Российские предприятия уже более 10 лет довольно активно используют возможности международного налогового планиро­вания. Вместе с тем их исходные позиции в этой сфере существенно отличаются от тех, которые существуют для западных налого­плательщиков. Во-первых, в России еще сохраняются серьезные 1 валютные ограничения, которые затрудняют оптимизацию денежных потоков.

Во-вторых, в отличие от других развитых стран, российские власти не оказывают должной поддержки экспорту капиталов и вообще экспортной деятельности предприятий.

Российский бизнес в борьбе за выживание в конкурентной среде— как внутри страны, так и на мировом рынке — в большей степени вынужден полагаться на свои силы. Тем более важным для него |становится использование всех возможностей маневрирования ресурсами и активами, в т.ч. и с использованием средств и методов международного налогового планирования, в частности с исполь­зованием механизмов оффшорного бизнеса.

Международное налоговое планирование осуществляется как иностранными фирмами в России, так и российскими фирмами во внутренних и зарубежных оффшорах и свободных экономических зонах путем:

· использования соглашений об устранении двойного налогооб­ложения;

· создания оффшорных компаний за рубежом и в России;

· трансфертного ценообразования, позволяющего переводить при­быль транснациональной группы в юрисдикции с низким уров­нем налогов и аккумулировать доходы группы на счетах дочер­них компаний — резидентов налоговых гаваней. Иностранные юридические лица могут осуществлять предпри­нимательскую деятельность в России через постоянное представи­тельство и оказывать услуги или выполнять работы для российских партнеров, не образуя при этом постоянного представительства. Во втором случае они получают доходы из источников в Россий­ской Федерации. С 2002 г. порядок налогообложения доходов иностранных компаний регламентируется гл. 25 НК РФ.

В ст. 7 НК РФ предусмотрено, что если международным догово­ром РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными плановыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила 1 и нормы международных договоров РФ.

Однако наличие международного соглашения об избегании двойного налогообложения не означает, что доход иностранной компании — резидента страны, с которой у России имеется такое соглашение, автоматически освобождается от налогообложения s РФ, если это предусмотрено соглашением. В России действует определенный механизм применения правил международных со­глашений. Он основан на том, что иностранное юридическое лицо, желающее воспользоваться правилами международного соглаше­ния, должно документально подтвердить, что оно имеет постоян­ное местопребывание именно в той стране, соглашением с которой оно желает воспользоваться.

Контрольные вопросы к лекции 4

1. Дайте определение глобализации.

2. Каковы виды глобализации в зависимости от охваченных ею сфер мирового хозяйства?

3. Дайте определение налоговой гавани.

4. Каковы тенденции унификации в условиях глобализации?

5. Дайте определение международного налогового планиро­вания.

6. Каковы задачи международного налогового планирования?

7. Дайте определение налоговых оазисов.

8. В чем особенность корпоративного международного налогового планирования?

9. Дайте определение свободной экономической зоны. На какие виды могут быть разбиты свободные экономические зоны?

10. Дайте определение оффшорной зоны и сопутствующим ему понятиям.

11. Каким условиям должна отвечать компания, чтобы считать­ся оффшорной?

12. Раскройте суть соглашения об избегании двойного налого­обложения.

13. В чем состоит специфика международного налогового планирования в России?

Тема 5 НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Наши рекомендации