Отношение государства к оптимизации налогообложения
«Легальное», или «законное», уклонение от уплаты налогов — весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений «теряется» из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов.
Налоговые органы отдельных стран время от времени предпринимают специальные расследования с целью оценить масштабы оптимизации налогообложения в отдельных отраслях экономики и сферах деятельности (по отдельным видам сделок и операций), выявить наиболее распространенные методы и приемы оптимизации, а также определить грани уклонения от налогов и оптимизации. При этом исследуются недостатки и просчеты в законодательстве, которые способствуют или делают возможным такие уклонения, разрабатываются конкретные меры борьбы и новые законодательные акты, пресекающие эту деятельность и развитие самого процесса. Основное внимание при этом уделяется таким трудно контролируемым группам налогоплательщиков, как предприниматели, лица свободных профессий и владельцы предприятий мелкого и среднего бизнеса, среди которых уклонение от уплаты налогов получило наибольшее распространение и продолжает прогрессировать и которые не уделяют достаточного внимания разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.
В Российской Федерации, как и в других странах, принимаются меры по предупреждению и упорядочению практики оптимизации налоговых платежей. Однако правовые нормы, содержащиеся в различных- отраслях права, не скоординированные составляют единой системы, не согласованы между собой и нуждаются в совершенствовании. Необходимо чаще и четче формулировать государственную позицию по некоторым вопросам оптимизации налогообложения (как в случае с «проблемными банками»), доводить ее до налогоплательщиков.
Налоговая оптимизация—это использование пробелов в действующем законодательстве с целью уменьшения налоговых платежей. С нашей точки зрения, налоговое законодательство должно быть таким, чтобы максимально уравнивать возможности каждого налогоплательщика по использованию схем оптимизации налогообложения. Небогатые фирмы обычно практически ничего не минимизируют, т.к. на это у них нет денег. Оптимизировать же на свое усмотрение — занятие довольно опасное. Содержание специалиста в данной области или обращение в фирмы, оказывающие услуги по оптимизации, является достаточно дорогим удовольствием. Оптимизация имеет смысл, когда затраты, произведенные на ее осуществление, меньше, чем сэкономленные налоги и риск того, что налоговые органы не примут позицию налогоплательщика. Поэтому и минимизируют налоговые платежи, как правило, фирмы со средними и большими оборотами.
Следует отметить, что налоговая оптимизация ставит налогоплательщиков отчасти в неравные условия в конкурентной борьбе. Ведь небольшая фирма, производящая продукцию и не имеющая больших оборотов и средств для оптимизации, находится в менее выгодных и благоприятных условиях, чем ее более крупный конкурент, производящий аналогичную продукцию и использующий схемы минимизации, соответственно, платящий меньшие налоги и за счет этого имеющий возможность реализовывать продукцию дешевле.
Поэтому в интересах государства защитить мелкие фирмы, сделать все возможное для устранения возможностей для оптимизации, соответствующим образом прорабатывать налоговые законопроекты. В то же время ч. 2 НК РФ дает налогоплательщикам не меньше возможностей для создания схем оптимизации, чем прежнее налоговое законодательство.
Контрольные вопросы к теме 2
1. Дайте определение налогового планирования в интерпретации разных экономистов.
2. Какова структура налогового планирования?
3. Каковы пределы налогового планирования?
4. Существуют ли временные пределы налогового планирования?
5. Перечислите количественные и качественные пределы налогового планирования.
6. Каковы принципы налогового планирования?
7. Каковы стадии налогового планирования?
8. Каковы основные формы организации налогового планирования?
9. Каковы этапы и направления налогового планирования?
10. Дайте определение налоговой схеме.
11. Дайте более подробную характеристику двух этапов налогового планирования: разработки и планирования налоговых схем; подготовки и реализации налоговых схем.
12. Каков механизм построения налоговых схем?
13. В чем состоит специфика налогового планирования?
14. Как можно классифицировать налоговое планирование?
15. Каково отношение государства к оптимизации налогообложения?
Тема 3 МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Управление на предприятии и налоговое планирование
Целенаправленность и устойчивость функционирования социально-экономической системы обеспечивается за счет формирования в ней некоторой системы управления, структурно состоящей из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).
Управление представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.
Анализ означает проведение аналитических процедур как обязательного элемента управленческого процесса, предшествующего принятию решения. Наиболее качественное аналитическое обоснование — это обоснование, направленное на перспективу.
Планирование следует за анализом. По результатам аналитических расчетов составляется план действий, в основу которого закладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть исключительно вариабельны с позиции как временного фактора, так и весомости возможных последствий.
Организация позволяет осуществлять реальное наполнение планов, их ресурсное обеспечение и использование. Данная функция исключительно важна как подтверждение реальности и реализуемости планов. Учет означает ведение в систему управления специфической подсистемы организации фиксации результатов текущего использования плановых заданий. Как правило, это оперативный, бухгалтерский и статистический виды учета.
Контроль предполагает организацию системы отслеживания соответствия текущей ситуации плановым ориентирам.
Регулирование дополняет предыдущую функцию и предполагает наличие в управленческой структуре компании системы реагирования на зафиксированные отклонения (система обратной связи). В зависимости, от существенности отклонений, а также изменения внутренних и внешних факторов в рамках этой системы вносятся корректировки в плановые задания, ресурсное обеспечение, технологический процесс и др.
Результативность и эффективность действующего предприятия зависит от умения его руководителей задействовать весь спектр доступных ресурсов и факторов. Немаловажно и то обстоятельство, что успешность функционирования предприятия в целом в значительной степени определяется разумностью его финансовой политики.
Налоговое планирование следует рассматривать как составной элемент бизнес-планирования организации. Его реализацию целесообразно проводить в комплексе с маркетинговым, производственным, финансовым планированием.
Схема 5. Взаимосвязь функций управления
3.2. Составные части налогового планирования на предприятии
Решения в области налогового планирования на уровне предприятия способны принимать три основные группы лиц:
· собственники фирмы;
· управленческий персонал (топ-менеджеры);
· сторонние лица (тендеры, контрагенты, потенциальные акционеры) (схема 6).
Собственники фирмы принимают решения стратегического характера в отношении объема и структуры капитала, тем самым влияя на объекты налогового планирования — совокупность налогооблагаемых баз предприятия.
Стратегические инвестиционные решения также выступают мощным фактором, влияющим на объем налоговых выплат, поскольку определяют, в какие сегменты рынка будут направлены средства, расширение действующих мощностей, выход организации на новые рынки и др.
Схема №6 Фрагмент классификации решений по налоговому планированию на уровне предприятия
Безусловно, не все собственники фирмы в равной степени участвуют в принятии подобных решений, нередко не только их подготовка, но и инициирование делается топ-менеджерами организации, однако формально принятие решений зависит от собственников.
Менеджеры организации.Формальной их задачей является принятие решений по текущему управлению финансами фирмы, т.е. обеспечение максимальной эффективности хозяйственной деятельности. В области налогового планирования — это решения, касающиеся плановых мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз предприятия, а также текущему контролю правильности исчисления и своевременности налоговых выплат.
Сторонние лица. В эту группу входят потенциальные собственники, лендеры, контрагенты, находящиеся в финансовых отношениях с предприятием, или потенциальные контрагенты.
Несмотря на разнообразность решений, всех упомянутых выше лиц объединяет необходимость получения информации, которая обеспечила бы обоснованность и разумность принимаемых решений.
С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений. Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия в области налогового планирования, можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние пользователи (схема 7).
К внутренним пользователямотносятся собственники организации и управленческий персонал (топ-менеджеры и руководители среднего звена). Внешних пользователей информации по налоговому планированию можно подразделить на пользователей с прямыми, косвенными финансовыми интересами и без финансового интереса.
Сторонними пользователями информации налогового планирования с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия. К сторонним пользователям информации по налоговому планированию с косвенными финансовыми интересами относятся органы Федеральной налоговой службы. Налоговые органы имеют право получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисления налогов. Учетная информация предоставляется по требованию контролирующих органов, а также аудиторам; осуществляющим но договору аудиторскую проверку.
К сторонним пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы и юристы-консультанты.
Вместе с тем очевидно, что результативность и эффективность принятия решений по налоговому планированию на уровне хозяйствующего субъекта зависят от многих факторов, причем не только информационного характера. В их числе виды обеспечения деятельности субъекта в условиях рынка: правовое, информационное, нормативное, техническое, кадровое и т.п. Важным элементом этой системы, без сомнения, служит информационное обеспечение процесса принятия решений по налоговому планированию, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур налогового планирования в отношении субъекта.
Но, помимо вышеперечисленных факторов, важное значение для успешной постановки деятельности по планированию налогов имеет наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.
Схема 9. Структура налогового плана предприятия
…..
… ….
Информационная база состоит изчетырех крупных комплексов данных., различающихся степенью систематизации:
1) данные системы бухгалтерского учета;
2) данные системы налогового учета;
3) статистические данные;
4) несистемные данные.
Эта база формируется с учетом действующих нормативных документов, которые несут в себе определенную информацию, инвариантную по отношению к конкретному хозяйствующему субъекту.
Представление информационной базы, приведенное на схеме 8, не является единственно возможным иди полностью исчерпывающим. Тем не менее даже такое представление позволяет судить о том, что информационные ресурсы в отношении любого предприятия достаточно обширны. От тщательности их организации в значительной степени зависит результативность решений по налоговому планированию на предприятии. С процессуальной точки зрения налоговое планирование на предприятии — это формирование системы параметров, определяющих состояние налогообложения хозяйствующего субъекта и мер воздействия на него. Все это находит отражение в налоговом плане предприятия.
Тактические налоговые планы содержат те мероприятия по налоговой оптимизации, которые должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового бюджета предприятия. Именно при помощи тактических налоговых планов происходит координация текущей деятельности таким образом, чтобы в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом плане целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.
Годовой бюджет нуждается в корректировке (или даже полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным в зависимости от изменений внешней и внутренней среды предприятия и не может быть обеспечено посредством соответствующих тактических планов. В этой ситуации изменению подлежат годовые планы, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач предприятия.
Стратегические задачи могут быть пересмотрены только тогда, когда изменение годовых бюджетов не способно в намеченные в стратегии сроки устранить возникшее отклонение и вернуть деятельность предприятия в планируемые рамки. Согласно структуре налогового плана, схема процесса налогового планирования будет выглядеть следующим образом (схема 10).
Схема 10.Схема процесса формирования годового плана оптимизированными налоговыми базами предприятия
Блок 1. Анализ текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Перед разработкой стратегии развития предприятия у руководства возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия эффективных управленческих решений по ( направлениям концепции развития организации.
В этих целях необходимо провести анализ текущего состояния предприятия, оценив его производственный и финансовый потенциалы.
В целях налогового планирования в блок анализа текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности целесообразно включить этап налогового анализа. Налоговый анализ субъекта хозяйственной деятельности проводится с целью оценки; налоговой нагрузки на организацию, а также для выявления возможности оптимизации совокупности налогооблагаемых баз предприятия. В рамках налогового анализа проводится анализ абсолютной и относительной налоговой нагрузки на предприятие, а также анализ задолженности предприятия по налогам и сборам. Абсолютная налоговая нагрузка отражает количественную сторону воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект. Дополнительной характеристикой этого фактора является показатель относительной налоговой нагрузки, который отражает качественную сторону этого процесса. Поскольку налоги и сборы различаются между собой по признакам объекта налогообложения и источника уплаты, в систему оценки относительной налоговой нагрузки вводится система расчетных относительных показателей. Эти коэффициенты характеризуют степень давления налогов на выручку от реализации продукции, балансовую и чистую прибыль, издержки производства и обращения.
Елок 2. Формирование концепции (стратегии) развития предприятия
Стратегия развития предприятия представляет собой комплекса аргументированных предположений, выраженных в качественной; и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития хозяйствующего субъекта.
Концепцию развития предприятия следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов, имеющих стратегический характер. Она предполагает определение стратегических ориентиров и целей развития хозяйствующего субъекта, основных направлений и средств их реализации.
Блок 3. Разработка годовых бюджетов с оптимизированными; налогооблагаемыми базами, обеспечивающих реализацию стратегии развития предприятия
После составления каждого годового бюджета в зависимости от! разработанной стратегии развития предприятия в системе бюджетов определяются контролируемые показатели.
Блок 4. Разработка тактических налоговых планов для исполнения годовых бюджетов с оптимизированными налогооблагаемыми базами
Тактические налоговые планы предприятия базируются на разрабатываемых годовых бюджетах с оптимизированными налогооблагаемыми базами.
Таким образом, составление и реализация тактических налоговых планов также выступают необходимым условием выполнения! долгосрочного стратегического плана.
.После составления тактических налоговых планов и на основе налоговой политики фирмы руководство разрабатывает правила, которые ограничивают действия сотрудников и гарантируют выполнение конкретных действий конкретными способами. Иными словами, правило точно определяет, что должно быть сделано и как надо действовать в конкретных условиях.
Блок 5. Определение стратегии реализации мероприятий налогового плана
На данном этапе необходимо составить укрупненную схему peaлизации мероприятий налогового плана, а именно:
1) оценить возможность корректировки тактических налоговых
планов при получении отрицательных отклонений по контролируемым показателям и разработать укрупненную схему мероприятии по их устранению;
разработать мероприятия по корректировке годовых бюджетов с оптимизированными налогооблагаемыми базами при получении отрицательных отклонений по контролируемым показателям тактических налоговых планов;
2) разработать альтернативные сценарии будущего развития предприятия в случае невозможности корректировки годовых бюджетов.
Блок 6. Контроль за реализацией мероприятий налогового плана. Составление налогового паспорта предприятия
Эффективность налогового планирования возможно оценить, сравнивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Информационным источником такого анализа может служить налоговый паспорт предприятия, группирующий упомянутые показатели. Сравнение плановых показателей с фактически достигнутыми прежде всего проводится на уровне тактических налоговых планов предприятия.
Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:
· календарь налогоплательщика по каждому налогу;
· перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков,
· временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;
· график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз и налоговых льгот по конкретным налогам;
· график повышения квалификации специалистов налоговой сферы;
· иные вопросы.
Постановка системы налогового планирования, как правило, начинается с определения стратегических целей и задач предприятия на современном этапе развития экономики, Затем исходя из идеологии развития формируется организационная структура налогового менеджмента, подбираются необходимые кадры, разрабатывается аппарат исследования, выделяются финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для достижения стратегических Целей налогового планирования.
Схема 11 Гипотическая проектная организационная структура налогового планирования
Начальной, основополагающей целью налоговой ветви должна стать идея, конкретизирующая миссию фирмы, о целесообразности Для данного хозяйствующего субъекта уплаты налоговых платежей. Конечной, завершающей целью системы стратегических установок налогового планирования должно стать своевременное, полное, оптимизированное с учетом положений действующего налогового законодательства и заданных стратегических параметров формирование сетевого графика денежных потоков налоговых отчислений, служащих, в свою очередь, статьями расходной части бюджета предприятия, разрабатываемого в процессе бюджетирования.
Адекватность отнесения запланированных налоговых данных в бюджет достигается не только при помощи использования научно обоснованного и практически апробированного аппарата финансового менеджмента, но и при наличии рационально структурированной циркуляции информационных потоков между участниками процесса бюджетирования и налоговыми плановиками. При построении организационной структуры налогового планирования необходимо исходить из двойственной ипостаси этого процесса. С одной стороны, планирование налоговых выплат — составляющая деятельности по финансовому планированию, а значит, должно проходить в рамках последней, внутри той организационной структуры, участники которой разрабатывают финансовые планы. С другой стороны, налоговое планирование призвано не только упорядочить выплату налогов в соответствии с задачами финансового менеджмента, но и оптимизировать их, исходя из предоставленных налоге-; вым законодательством вариативных допущений. В данном случае, помимо применения организационного механизма финансового планирования, необходимо использование прямой помощи юридических, коммерческих, экономических, ревизионных служб предприятия, которые лишь опосредованно участвуют в процессе финансового планирования.
В этой связи важным элементом системы налогового планирования становится его организационная структура. Организационная структура налогового планирования должна строиться, базируясь на двух принципах: служить неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз. Подобным требованиям отвечает проектная организационная структура (схема 11).
Проектная организационная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ee состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества.
Необходимость реорганизации традиционных организационных структур связана с быстрым изменением внешней среды и усложнением задач и проектов предприятия.
Проектная структура организации налогового планирования позволяет в наиболее полной мере использовать потенциал самых квалифицированных специалистов в своей области деятельности при Санировании, реализации и контроле мероприятий по налоговой оптимизации, не выходя вместе с тем за рамки процесса бюджетирования, функционирующего на основе линейно-функционального принципа организации управленческих взаимосвязей.
В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основные функции планирования:
1. составление плана;
2. реализацию плана;
3. контроль за реализацией плана.
Документооборот налогового планирования — неотъемлемая часть централизованного документооборота предприятия. Вся документация налогового планирования должна регистрироваться ответственным секретарем групп налогового планирования либо в секретариате, либо в канцелярии предприятия. Кроме того, документация должна визироваться сотрудником, осуществляющим руководство налоговой группой (иными работниками руководящего звена). Основные документальные источники, использованные в процессе налогового планирования, сдаются в архив предприятия, где хранятся по функциональным группам налогового планирования, согласно действующему налоговому законодательству (от 3 до 5 лет).
Правильный выбор организационной структуры налогового планирования, организация документооборота между ее элементами создают предпосылки для эффективной работы подразделений налогового планирования. Для четкого функционирования необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалиста--ми, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы.
Должностные инструкции специалистов, занятых в процессе налогового планирования, должны содержать, помимо обязательных для административно-управленческого состава, специальные требования, предъявляемые в связи с комплексным характером налоговых отношений, регулирующиеся как нормами налогового, таможенного, гражданского, административного, уголовного права, законодательства о валютном регулировании, пенсионном и социальном обеспечении, так и исходя из их экономического существа, текущего состояния общественных отношений.
В целях рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия при выполнении функций налогового планирования может стать полезной линейная карта распределения обязанностей (матричный метод). Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решения и работе по его выполнению. Она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым должностным лицом при совместном участии в реализации функций налогового планирования, когда области полномочий и ответственности двух или.нескольких лиц пересекаются. Матрица уточняет полномочия при распределении между ними общей работы. Овладение этим методом должно способствовать более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе планирования налоговых платежей.
Матричный метод распределения задач, прав и ответственности представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименование столбцов) дан перечень структурных подразделений и должностей, выполняющих те или иные функции налогового планирования, а в левой части (наименование строк)— перечень задач и функций, сгруппированных в соответствии с основными элементами налогового планирования. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий с помощью символов указаны управленческие действия, посредством которых реализуются права и обязанности субъектов планирования.
Матричный метод распределения задач, прав и ответственности обладает рядом достоинств:
· процесс составления матрицы предусматривает ликвидацию перекрещивания и параллелизма при функционировании системы налогового планирования;
· достигается наглядность процедур подготовки, принятия и реализации решений в области налогового планирования;
· выявление элементов системы налогового планирования, работающих с недогрузкой или перегрузкой;
· простота реализации данного метода;