Организация и методология бухгалтерского и налогового учета и контроля организации

Организация процесса учета является самой существенной составляющей ведения учета. Все остальное - методика учета, программное обеспечение, квалификация специалистов - оказывает меньшее влияние на результат. При плохой организации процессов учета и документооборота невозможно оперативно предоставлять достоверную информацию пользователям, что практически эквивалентно ситуации, когда учет не ведется.

Структура бухгалтерского аппарата на предприятии.

Главный бухгалтер

организация и методология бухгалтерского и налогового учета и контроля организации - student2.ru

Рис. 1. Организационная структура бухгалтерской службы предприятия

Бухгалтерской службой ООО ТД «Крутиха 2» выполняются следующие операции:

- кассовые, на расчетном счете;

- расчеты с работниками по оплате труда;

- учет товаров;

- расчеты с поставщиками и подрядчиками;

- расчеты с покупателями и заказчиками;

- расчеты с бюджетом по налогам и сборам;

- учет издержек обращения;

- управление и учет сложных контрактов.

Главный бухгалтер ведет учет основных средств, нематериальных активов и МБП, ведет учет движения основных средств, НМА, МБП, формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств или нематериальных активов к бухгалтерскому учету, оформляет документы и своевременно отражает поступление основных средств, их внутреннее перемещение и выбытие, определяет результаты от реализации и прочего выбытия основных средств, определяет фактические затраты, связанные с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и др.), обеспечивает контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, предоставляет информацию об основных средствах, необходимую для раскрытия в бухгалтерской отчетности. Ведет учет карточек основных средств и заполняет соответственно в них данные об изменениях, ремонте, реконструкции, сроке эксплуатации, амортизации, технические характеристики активов. Формирует бухгалтерскую финансовую отчетность, отчетность в налоговые органы и в Фонды социального страхования, а также производит расчет налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Подчиняется директору предприятия.

Бухгалтерский учет в ООО ТД «Крутиха 2» ведется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и других норматив­ных правовых актов в целях формирования полной и достоверной инфор­мации о деятельности организации и ее имущественном положении, необ­ходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Приказ об Учетной политике ООО ТД «Крутиха 2» составляется один раз в году, 30 декабря на следующий отчетный год. В учетной политике есть два раздела: учетная политика для бухгалтерского учета и учетная политика для налогового учета.

Бухгалтер по учету ТМЦ ведет учет поступления, внутреннего перемещения и выбытия ТМЦ. При этом формирует себестоимость реализованных товаров, рассчитывает торговую наценку, заполняет регистры бухгалтерского учета согласно первичных документов. Подчиняется главному бухгалтеру предприятия.

Бухгалтер по заработной плате ведет учет начисления заработной платы согласно табелей отработанного времени, начисляет пособия по временной нетрудоспособности согласно больничных листков, начисляет отпускные на основании приказа руководства и табеля использования рабочего времени. Производит ввод данных в бухгалтерскую программу 1С:Бухгалтерия данных по начисленной заработной плате для проведения удержаний из заработной платы и начислений на фонд заработной платы, а также формирования расчетно-платежной ведомости согласно который происходит выдача заработной платы работникам ООО ТД «Крутиха 2». Подчиняется главному бухгалтеру предприятия.Бухгалтерский учет в ООО ТД «Крутиха 2» ведется с использованием бухгалтерской программы -1-С Бухгалтерия.

Бухгалтер по расчетам ведет аналитический учет по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе контрагентов в бухгалтерской программе 1С:Бухгалтерия на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Бухгалтер по расчетам подчиняется главному бухгалтеру ООО ТД «Крутиха 2».

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Денежные средства предприятия - это совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относят также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получение денежных средств.
Порядок хранения и расходования денежных средств, открытия счетов, а также порядок проведения безналичных расчетов и ведения кассовых операций устанавливаются Центральным банком России в соответствии с действующим законодательством.

Основные задачи учета денежных средств и денежных документов:

- контроль за правильностью документального оформления операций с денежными средствами;

- контроль за законностью указанных операций;

- своевременное и полное отражение в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;

- контроль за сохранностью и движением денежных средств;

- проведение инвентаризации денежных средств, денежных документов и анализ результатов инвентаризации;

- своевременное обеспечение денежной наличностью исходяиз потребностей организации.

По дебету счета 50 отражается поступление денежных средств в кассу организации, а по кредиту счета 50 – выдача денежных средств из кассы. Учет денежных средств в кассе ООО ТД «Крутиха 2» осуществляется в соответствии с «Положением Центрального Банка России О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» №373-П от 12 октября 2011г. Наличные денежные средства в кассе ООО ТД «Крутиха 2» могут находиться в пределах установленного лимита. Под лимитом остатка кассы понимается максимально допустимая сумма наличных денег, которая может содержаться в кассе организации по состоянию на конец рабочего дня.

Учет денежных средств в кассе осуществляется в книге кассира-операциониста. Она выдается ему под расписку в пронумерованном и прошнурованном виде, заверенная подписью главного бухгалтера ООО ТД «Крутиха 2».

Данные книги кассира-операциониста используются только для оперативного учета в целях контроля за движением выручки.

В соответствии с письмом помещение кассы изолировано от других служебных помещений, оборудовано специальным окошком для выдачи, закрывается на две двери (внешнюю и внутреннюю изготовленную в виде стальной решетки), имеет сейф для хранения денег и ценностей. Предприятие имеет в кассе наличные деньги в пределах лимита, установленного банком, по согласованию с руководителем. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации.

Прием наличных денег производится по «приходному кассовому ордеру»(ПриложениеA). О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью кассира.

Денежные средства в кассу предприятия поступают по следующим каналам:

- взнос по договору займа беспроцентный;

- возврат не использованных подотчетных сумм;

- с расчетного счета предприятия для выдачи заработной платы и под отчет;

- в виде выручки за отгруженный товар.

Выдача наличных денег из кассы производится по «расходному кассовому ордеру»(Приложение B). Он подписывается руководителем, главным бухгалтером и кассиром и погашается штампом «ОПЛАЧЕНО». Расходный кассовый ордер в организации выписывается в следующих случаях:

- при сдаче наличных денег в банк для зачисления на расчетный счет;

- при выдаче денег под отчет должностным лицам для поездки в командировку, при покупке материальных ценностей в розничной торговле;

- при выдаче заработной платы.

Сдачу наличных денег в банк производит кассир по «объявлению на взнос наличными». Документ подписывают бухгалтер, вноситель и кассир. По объявлению банк выдает «ордер», в котором также указываются номер, дата, получатель, банк получателя, номер счета, сумма, источник взноса. Документ подписывают бухгалтер и кассир.

Все приходные и расходные кассовые ордера в ООО ТД «Крутиха 2» регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. № КО-3). При этом регистрацию приходных и расходных кассовых документов осуществляют раздельно в хронологической последовательности.

В конце рабочего дня кассир автоматизированным способом заполняет кассовую книгу. Ее листы формируются в виде машинограммы«вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется «отчет кассира». В этих документах указываются дата составления, номер листа, остаток на начало дня, от кого получено или кому выдано, номер документа по которому производится операция, номер корреспондирующего счета, приход, расход, в том числе на заработную плату. Подсчитываются итого за день и остаток на конец дня. Кассир проверяет правильность составления указанных документов, подписывает их и передает отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами в бухгалтерию, где их проверяет и подписывает главный бухгалтер. По окончании календарного года вкладные листы брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и книга опечатывается.

Согласно Приложению 3 в декабре 2015 года в кассу поступило 953022,75 руб. Остаток на конец месяца составил 41295,72 руб.

Учет безналичных денежных средств ООО ТД «Крутиха 2»ведется на счете 51. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.03.95 организация вправе иметь неограниченное количество расчетных счетов.

С расчетного счета ООО ТД «Крутиха 2» производит таким платежи как оплату поставщикам за приобретаемые материалы; погашение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами; получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет, как правило, на основании приказа организации — владельца расчетного либо другого счета, или с его согласия (акцепта).

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальных форм, утвержденных им же. К ним относятся: чек денежный, объявление на взнос наличными, платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, расчетный чек и др.

Поступление денежных средств из кассы на счета банка оформляется «объявлением на взнос наличными», которое остается в банке. По объявлению банк выдает «ордер», в котором также указываются номер, дата, получатель, банк получателя, номер счета, сумма, источник взноса. Документ подписывают бухгалтер и кассир.

Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется чеком. Оплата за услуги, сырье и материалы с расчетного счета производится по «платежному поручению» (Приложение D). Документ подписывают руководитель, главный бухгалтер и ставится отметка банка. Также по платежному поручению зачисляются денежные средства от покупателей.

Движение денежных средств ООО ТД «Крутиха 2» отражается в «выписке банка». В выписке указываются начальный остаток, все суммы поступлений и платежей, дата и номер документов, на основании которых были произведены записи. Поступающие выписки проверяются с точки зрения правильности записей и наличия всех документов, подтверждающих записи. Записи по дебету в выписке означают списание денег, а записи по кредиту – поступление денег на счет. В конце выписки подсчитывается количество документов, обороты за период и конечный остаток. ООО ТД «Крутиха 2» ежедневно получает от банка копии выписок из расчетного счета с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания. При этом, сохраняя денежные средства организаций, банк является должником организации (его кредитором). Поэтому остатки денежных средств и их поступления на расчетный счет записывают по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить, что расчетный счет в организации активный, а в банке — пассивный.

Учет операций по движению денежных средств на расчетном счете ведут на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетный счет организации. По кредиту — отражается списание денежных средств с расчетного счета организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 2 «Расчеты по претензиям»).

Операции по расчетному счету в ООО ТД «Крутиха 2» отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов, т.е. платежных поручений.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

Регистрами учета являются «оборотно-сальдовая ведомость по счету 51»(Приложение E) предназначенная для детализации счета 51 по субсчетам и статьям движения денежных средств и «анализ счета 51» – для детализации по корреспондирующим счетам, которые заполняются на основании выписок банка.

УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) к финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги и вклады в уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования и пр.

Для бухгалтерского учета финансовых вложений предусмотрен счет 58 «Финансовые вложения». Финансовые вложения отражаются в учете Общества по фактическим затратам, связанным с инвестициями в объекты финансовых вложений.

Приобретенные акции и паи, не оплаченные полостью, показываются в активе предприятия по полной покупной стоимости с отражением непогашенной суммы в качестве кредиторской задолженности в случаях, когда инвестор имеет право на получение дивидендов и несет полную ответственность по этим финансовым вложениям. В остальных случаях в составе финансовых вложений учитываются только полностью оплаченные акции и паи других предприятий. Суммы частичной оплаты акций и паев отражается в составе дебиторской задолженности.

Финансовые вложения в акции других предприятий, котирующиеся на бирже или внебиржевом рынке, если данные котировки регулярно публикуются, отражаются в отчетности (на конец года) по фактической рыночной стоимости, если последняя ниже их балансовой. В соответствии с принципом осмотрительности, возникшие отклонение в стоимости, относится на результаты хозяйственной деятельности Общества, увеличивая убыток и уменьшая балансовую прибыль.

Разница между суммой фактических затрат на приобретение облигаций, других долговых обязательств и их номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относится на результаты хозяйственной деятельности.

Поступление и выбытие векселей оформляется договором и производится по акту приемки-передачи, где отражается № и серия ценных бумаг, наименование эмитента, количество, номинальная и договорная стоимость ценных бумаг, указывается передающая и принимающая сторона, подписи обеих сторон сделки, № доверенности.

Наши рекомендации