Организация налогового контроля
Налоговый контроль— это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.
Налоговый контроль производитсядолжностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли). Содержание налогового контроля включает: •S наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; S принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; S выявление виновных и привлечение их к ответственности. Все действия налоговых органов по проведению налогового контроля должны осуществляться в пределах их полномочий, установленными. Налогового кодекса Российской Федерации (далее—НК РФ),
Новая концепция налоговой ответственности закреплена НК РФ в ст. 106-136, гл. 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений»,-гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах», Законодательство определяет налоговое правонарушение как предусмотренное законом противоправное, виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности (постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.96 г. № 20-ГТ по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»). Статья 106 НК РФ определяет, что налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Налоговым кодексом предусмотрены материальный и формальный составы налогового правонарушения. Например, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога»), в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода является материальным, а состав правонарушения, предусмотренный ст. 116 НК РФ («Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»), — формальным. Формальный состав налогового правонарушения имеет место, например, в таком налоговом правонарушении, как непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. В данном случае ответственность наступает независимо оттого, возникла ли по этому налогу недоплата или переплата.
Статья 107 НК РФ определяет, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ.
В соответствии с НК РФ субъектами налоговой ответственности являются:
· налогоплательщики (юридические и физические лица);
· налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели);
· банки и иные кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет.
Налоговый кодекс ввел следующие новые положения.
Презумпция невиновности налогоплательщика и налогового агента. Каждый налогоплательщик и налоговый агент считаются невиновными в совершении налогового правонарушения, пока их виновность не будет доказана в суде и установлена вступившим в законную силу решением суда.
|
|
Бремя доказывания вины налогоплательщика и налогового агента возложено на налоговые органы. Налогоплательщик и налоговый агент не обязаны доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, поскольку законом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика и налогового агента, возложена на налоговые органы.
Схема1. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика и налогового агента в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика и налогового агента. Налогоплательщику и налоговому агенту достаточно доказать, что соответствующая норма налогового законодательства допускает толкование, являющееся более благоприятным для него, чем требует налоговый орган.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. В уголовном и административном праве законодатель устанавливает две формы вины: умысел и неосторожность. При этом умысел при совершении налогового правонарушения имеет место, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Неосторожность при совершении налогового правонарушения имеет место, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. Как установлено ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (схема 2).
Камеральная налоговая проверка является формой текущего (повседневного) контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (ст. 88 НК РФ), а также соблюдением порядка перечисления налогов в бюджеты разного уровня.
Выездная налоговая проверка, как следует из ст. 89 НК РФ, проводится по местонахождению налогоплательщика, объекта налогообложения или источника объекта 'налогообложения и включает в себя проверку документов, находящихся в распоряжении налогоплательщика, проведение инвентаризации имущества налогоплательщика и осмотр (обследование) помещений и территорий.
Часть 2 ст. 87 НК РФ упоминает также встречную проверку, которая является составной частью, соответственно, камеральной или выездной налоговой проверки. Суть встречной проверки заключается в сопоставлении данных о деятельности налогоплательщика, осуществляемой им с другими лицами, с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика, с целью оценить их достоверность. Для проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогового агента, банка, контрагентов налогоплательщика и иных лиц документы (договоры, счета-фактуры и т.д.) о деятельности проверяемого налогоплательщика, относящиеся к предмету соответствующей проверки. Статья 87 НК РФ содержит общее правило о запрете проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.
Выездная налоговая проверка отличается от камеральной тем, что для ее проведения требуется специальное решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором должны быть зафиксированы следующие положения: указание на налогоплательщика, предмет проверки, должностные лица налогового органа, уполномоченные на ее проведение.
Объектом выездной налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика. При этом важно подчеркнуть, что состав документов, которые могут быть истребованы у проверяемого налогоплательщика, а также перечень предметов, помещений и территорий, которые могут быть подвергнуты осмотру (обследованию), ограничивается предметом проверки, определенным в решении о ее проведении.
Статья 89 НК РФ предусматривает правила, существенно отличающиеся от ранее действовавших. В частности, в течение календарного года налоговые органы вправе (но не обязаны) провести одну выездную налоговую проверку налогоплательщика. Однако данные ограничения не распространяются на выездные налоговые проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также в случае проведения проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку. Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки — два месяца. Однако по решению вышестоящего налогового органа данный срок может быть увеличен до трех месяцев. При проведении выездной налоговой проверки могут быть истребованы любые документы, исследование которых необходимо при рассмотрении вопросов, определенных решением о проведении налоговой проверки соответствующего налогоплательщика или налогового агента. Налогоплательщик обязан в пятидневный срок представить документы по запросу налогового органа.
В случае отказа налогоплательщика представить затребованные документы налоговый орган имеет право произвести их выемку (изъятие) в соответствии со ст. 94 НК РФ. Основанием для проведения выемки является постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, утвержденное руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем. Такое постановление должно быть мотивированным, т.е. в нем должны быть указаны причины, по которым производится выемка соответствующих документов (отказ предоставить запрошенные документы; воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа в помещения или на территории, где находятся документы или предметы, необходимые для проведения проверки, и т.п.). В постановлении должен содержаться перечень документов и предметов, подлежащих выемке. Состав изымаемых документов определяется предметом налоговой проверки. Изъятию подлежат подлинники документов, свидетельствующих о совершенном налоговом правонарушении, во избежание их уничтожения, сокрытия или подделки; во всех остальных случаях налоговые органы вправе требовать только заверенные копии документов. Акт выездной налоговой проверки, подписанный проверяющими, должен быть вручен налогоплательщику. Факт вручения акта имеет важные юридические последствия как для налогоплательщика, так и для налогового органа. В частности, до тех пор, пока акт налоговой проверки не вручен налогоплательщику, последний вправе считать, что состоявшаяся проверка нарушений не обнаружила.
Контрольные вопросы к теме 1
. 1. Какова экономическая сущность налогов?
2. Каковы функции налогов?
3. Дайте определение сбора.
4. Каковы основные элементы налога?
5. Каковы принципы налогообложения?
6. Каковы способы и методы уплаты налогов?
7. Каково содержание налогового контроля?
8. Какие виды ответственности за нарушения налогового законодательства существуют?
9. Как можно классифицировать налоговые проверки?
10. Как организовать налоговый контроль?
Тема 2 СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГОПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Понятие налогового планирования. Структура налогового планирования
Прежде всего следует отметить, что современные авторы не дают однозначного определения как собственно налогового планирования, так и объекта, на который направлен этот процесс. Зачастую смешиваются понятия «налоги» и «налогообложение», «налоговый платеж» и «налоговое обязательство», «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка», «налоговая оптимизация», «налоговая минимизация», «налоговое планирование» и «налоговое администрирование». Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах.
Существует большое количество определений понятия налогового планирования. Рассмотрим некоторые из них.
1. Козенкова Т., главный бухгалтер ИД: «налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству».
2. Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б.Г. Федорова дает следующее определение налогового планирования:«минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку необлагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ»1.
3. Словарь деловых терминов (Dictionary of Business Terms) Джека Фридмана (Jack R Friedman), выпущенный издательством Barren's Educational Series, Inc., определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость — все это примеры налогового планирования».
Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают прежде всего деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей'.
4. В учебном пособии Е.Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как «законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств».
Рассмотрим вопрос о соотношении налогового планирования и налоговой оптимизации, а также экономическую природу последнего. Соответственно, возникает необходимость более детального изучения термина «налоговая оптимизация».
«Оптимизация» в трактовке А.Б. Райзберга и др. — это «определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, т.е. наилучшее состояние системы»4. Таким образом, речь идет о достижении наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижении заданного результата при минимальных ресурсных затратах.
Следовательно, «налоговая оптимизация— этоопределение величины налогооблагаемой базы, при которой достигается оптимум хозяйственной системы предприятия».
Основной задачей налогового планирования можно считать предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Налоговое планирование призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования.
Таким образом, налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный тактический и стратегический элементы (схема 3), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов. Проекция конструкции налогового планирования в виде пирамиды (схема 3) позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех уровнях налогового планирования, где определяющим видовым признаком является его темпоральностъ.
Стратегический уровень
Тактический уровень
Оперативный уровень
2.2. Пределы налогового планирования
В большинстве стран сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов и существенно ограничить сферу налогового планирования, т.е. создать определенные пределы налогового планирования, которые, как правило, включают следующие методы:
1) законодательные ограничения;
2) меры административного воздействия;
3) специальные судебные доктрины.
Рассмотрим их более подробно.
Законодательные ограничения.Существует ряд мер, направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов:
· обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика;
· обязанность предоставлять налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
· обязанность удерживать налоги у источников.
За нарушение налогового законодательства предусмотрены экономические меры ответственности. В ряде стран существуют специальные штрафные налоги (penalty tax), которые применяются к налогоплательщикам в специальных случаях.
Административные воздействия. С их помощью создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.
Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов. Согласно ст. 198-199 Уголовного кодекса Российской Федерации, уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытия других объектов налогообложения.
Следует отметить, что временных пределов налогового планирования практически не существует.
Таким образом, пока происходит совершенствование и изменение налоговой системы, будет иметь место и налоговое планирование.
Целесообразно выделить еще два вида пределов налогового планирования:
1) качественные, вт.ч. законодательные (предел рентабельности, предел цены, предел определенных видов расходов и т.п.), административные и т.п. Кроме того, реальные ограничения для налогового планирования создает неопределенность внешней среды;
2) количественные, характеризующие возможность снижения налоговой нагрузки и общей ставки налогообложения как в целом по хозяйствующему субъекту, так и по конкретному налогу. Причем по конкретному налогу целесообразно сравнивать достигнутый уровень налогообложения не со ставкой, указанной в соответствующем законе, а с реальной ставкой налогообложения, имевшейся в отчетном периоде.
К разряду количественных ограничений налогового планирования следует отнести величину издержек, затрачиваемых на внедрение, организацию и осуществление налогового планирования, а также масштабы деятельности фирмы, которые в настоящее время существенно расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.
2.3. Принципы и этапы налогового планирования
Основами налогового планирования являются:
1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
2) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных кампаний с учетом их налоговых последствий;
3) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.
Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:
· платить минимум из положенного;
· осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
· использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках
· взаимосвязанной системы налогообложения предприятии;
· использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
· не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.
К принципам оптимизации налогообложения в компании можно отнести следующие принципы:
1) адекватности затрат;
2) юридического соответствия;
3) конфиденциальности;
4) подконтрольности;
5) допустимого сочетания формы и содержания,
6) нейтралитета;
7) диверсификации;
8) автономности.
Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.
В зависимости от важности решаемых задач, степени влияния на конечный финансовый результат деятельности организации можно выделить два этапа налогового планирования — стратегическое и оперативное.
Стратегическое налоговое планирование представляет собой механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить основополагающие условия его функционирования с точки зрения оптимизации налогообложения.
Все принципиальные для организации моменты, такие, как определение цели и задачи, сферы производства и обращения, направления и вида деятельности, выбор организационно-правовой формы и формы собственности, определение структуры и степени ее сложности, месторасположения и т.д., напрямую связаны с налогообложением. Выбор того или иного варианта влечет за собой различные налоговые последствия. От того, как будет организовано предприятие, какие формы и направления своей деятельности оно выберет, .в большой степени зависит уровень его налогообложения, а значит, формирование финансовых результатов и перспективы дальнейшего развития. Стратегическое налоговое планирование определяет основные направления и принципы налоговой политики хозяйствующего субъекта и носит длительный характер.
Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности предприятия и направленных на регулирование уровня его налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный или краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.
Схема 4. Этапы направления налогового планирования
Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования предприятие проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей.
На этом же этапе происходит формирование основных элементов налоговой учетной политики организации, которые определяют принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывают прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.
Практика работы ряда российских организаций показана эффективность одного из элементов налогового планирования — составления информационной налоговой базы конкретного хозяйствующего субъекта. Она включает в себя полный перечень платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по видам деятельности, систему льгот, ставки, источники начисления налогов, сроки уплаты и т.д.
То есть на этапе стратегического плакирования целесообразно формировать т.н. налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и все другие элементы налогового планирования.
Направления стратегического налогового планирования. Можно выделить три этапа функционирования организации, когда применение методов стратегического планирования наиболее эффективно и целесообразно.
Наиболее широкие возможности открываются на этапе создания организации. Вэтом случае производится оценка альтернативных вариантов функционирования новой хозяйствующей единицы с точки зрения наступления налоговых последствий выбора вида деятельности, структуры и других основополагающих моментов, определяется оптимальный вариант и составляется исходная информационная налоговая база.
Главной задачей стратегического налогового планирования при этом является определение наиболее эффективных с точки зрения налогообложения условий предпринимательской деятельности образовавшейся организации.
Большое влияние стратегическое налоговое планирование может оказать также на решения хозяйствующего субъекта при кардинальных изменениях условий его функционирования, в частности при смене собственников, реорганизации, слиянии, расширении, переориентации на другие виды деятельности и т.д. В данной ситуации в ходе планирования проводится анализ вводимых изменений и оценка их эффективности с точки зрения налогообложения. Задачей здесь является определение наиболее рациональных путей осуществления запланированных изменений.
И, наконец, в том случае, когда основные направления, структура, налоговый статус и месторасположение хозяйствующего субъекта уже определены, он работает и не планирует каких-либо серьезных изменений всвоей деятельности., внедрение элементов стратегического налогового планирования тем не менее имеет место. Оно заключается в проведении анализа уже существующих условий функционирования организации, составлении информационной налоговой базы и формировании «налогового поля» для • осуществления на этой основе оперативного налогового планирования.
Таким образом, элементы стратегического налогового планирования необходимо применять на любом этапе существования хозяйствующей единицы.
Направления оперативного налогового планирования.Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основнымнаправлениям.
Первое направление — расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам, и составление на этой основе среднесрочных и краткосрочных планов налоговых платежей.
Воздействие на налоговые базы, управление ими является одной из основных задач налогового планирования. Для этого налоги необходимо дифференцировать и сгруппировать по каким-либо признакам. На практике часто применяется группировка налогов по источникам их уплаты, что определяет необходимость подхода . к управлению их уплатой за счет цены продукции, себестоимости, прибыли организации.
Однако более действенным представляется метод дифференциации налогов по одинаковой или сходной налоговой базе, принимаемой за основу. Это значительно упрощает процедуру плановых j расчетов, а значит, и процесс анализа и управления. Следуя этому принципу, можно составить несколько налоговых групп. Основными базами, принимаемыми за исходную точку расчетов, являются: объем выручки от реализованной продукции (работ, услуг), фонд оплаты труда, стоимость имущества (всего или отдельной его части), прибыль. Внутри налоговой группы определение налогооблагаемой базы по каждому конкретному налогу происходит по принципу «от простого — к сложному», а между группами фиксируются прямые и косвенные связи. Производится анализ состава налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в базы обложения, и размеров налогов.
Принцип «от простого —- к сложному» предполагает поэтапный расчет налогов одной группы в зависимости от усложнения их налогооблагаемой базы.
Далее устанавливаются и фиксируются связи между налогооблагаемыми базами и группами налогов.
Внутри группы анализируется состав налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в налоговые базы, и размеров налогов. Это направление включает в себя анализ предоставленных законодательством налоговых льгот и оценку эффективности их применения, а также определение оптимальных вариантов налогового и бухгалтерского учета.
На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей. В зависимости от специфики деятельности организации это могут быть трех-, двухгодичные планы, которые разбиваются на более короткие периоды. Например, организациям, осуществляющим издательскую деятельность и распространяющим свои издания по подписке, целесообразно составлять полугодовые планы в соответствии со сроками подписки; предприятиям в области образования — планы, соответствующие по сроку учебному периоду, и т.д.
Необходимо отметить, что на данном этапе планирования для расчета величин налогов на основе налоговых баз следует применять укрупненные показатели, оказывающие определяющее или значимое влияние. Соответственно, факторы, не играющие существенной роли, нужно свести к минимуму, что значительно упростит и ускорит процесс расчета и анализа. Следующий элемент оперативного налогового планирования — налоговый календарь. Главная задача при составлении налогового календаря — четкий прогноз суммы уплаты налогов по конкретным Датам. Если для среднесрочного планирования уместны укрупненные расчетные показатели, то для месячного плана, каковым является календарь, необходимы точные, выверенные данные, подлежащие ежедневному уточнению. Задачей этого этапа планирования является также контроль своевременности уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, т.к. нарушение сроков их перечислений неизбежно влечет за собой серьезные штрафные санкции.
Второе направление оперативного налогового планирования — составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями предприятий. Как правило, сначала принимается решение, например, о выпуске новой продукции или создании нового структурного подразделения, производятся определенные действия — юридические, производственные и прочие, осуществляются материальные вложения и лишь потом, в момент непосредственной уплаты налогов, выясняется, какие налоги, в каком размере, куда уплачиваются и какие при этом могли быть альтернативные действия. Только рассмотрение всех возможных вариантов с применением метода составления компьютерных финансовых моделей, их оценка с точки зрения налоговых последствий с учетом дисконтирования денежных потоков и выбор на этой основе наиболее оптимального варианта уже на начальной стадии работы над новым проектом может обеспечить успешное его внедрение и дальнейшее осуществление.
То же самое касается и текущих хозяйственных и финансовых операций. Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления, заключения договоров. От того, как изложены те или иные условия соглашения, во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств. При наличии постоянных или однотипных операций необходимо j разработать унифицированные формы договоров, других необходимых документов, виды типовых бухгалтерских проводок, а также регистры налогового учета. В их разработке должны участвовать одновременно производственные, юридические, финансовые и бухгалтерские службы (или специалисты) организации.
Оперативное налоговое планирование включает в себя также оценку последствий направления инвестиций организации, размещения прибыли и активов и определение наиболее рациональных путей. На данном этапе необходимо учитывать два аспекта: во-первых, виды и размеры предоставляемых льгот по тем или иным направлениям инвестиций и, во-вторых, различные варианты налогообложения при получении доходов от вложений.
Завершающий этап налогового планирования — это оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными. Элементами данного этапа являются:
· сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования); / разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов и способов налогового планирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);
· корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решении об отказе от нерезультативных методов и разработке новых..
Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов. Одновременно определяются причины отклонений — внешние и внутренние.
И внешние, и внутренние причины отклонений необходимо проанализировать. Внешние причины по отношению к хозяйствующему субъекту объективны, как правило, не зависят от самой организации. Роль налогового планирования в данном случае сводится к возможно более точному прогнозированию ситуации, экспертной оценке последствий. Серьезные изменения политической и экономической ситуации в России, а также в странах, где расположены дочерние компании холдинга, требуют тщательного изучения и соответствующих корректировок финансовых и производственных планов, в состав которых входят и планы налоговых платежей. Изменения налогового законодательства более предсказуемы. Так, с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ применение норм, ухудшающих положение налогоплательщика, к прошедшим периодам исключено. То есть при высоком уровне налогового планирования в организации наиболее существенные изменения в большинстве своем должны быть предусмотрены как один из вариантов.
Одной из распространенных в практике внутренних причин отклонений от плана является принятие незапланированного решения или отказ от ранее предусмотренного. Задачей налогового планирования в данном случае является сведение до минимума непроработанных с точки зрения налогообложения решений, оперативный анализ изменений и корректировка плана. Недостатки могут быть в самом планировании. Это и неточности в оценке финансовых и производственных показателей, на основе которых формируются налоговые базы, и недостоверные прогнозы тех или иных изменений, и недостаточность проработки конкретных решений с точки зрения наступления налоговых последствий и т.д. Кроме того, очень часто встречаются недостатки в исполнении плана в силу несогласованности действий плановой, производственной и юридической служб и бухгалтерии, нескоординированности действий дочерних структур и плохой управляемости ими, а также в силу низкого уровня организации финансовой работы в целом.
Анализ причин отклонений фактических показателей от плановых дает возможность:
· скорректировать средне- и долгосрочные планы;
· учесть выявленные внутренние недостатки при составлении новых планов;
· у