Вопрос 4. Тактика судебной реформы и ее этапы (подготовительный, переходный, завершающий).
В теперешних условиях возможны три подхода к проведению судебной реформы. Наиболее типичный выражается формулой "до основанья - а затем ...". Он может дать плоды лишь при комплексной и, по возможности, одномоментной правовой реформе, которая долго готовится и неотвратимо проводится сильной рукой авторитетного правительства. Так состоялась, например, судебная реформа 1864 года в Российской Империи. Недостатки этого пути очевидны: живая жизнь будет перестраиваться по кабинетным схемам, неизбежен период метания и неразберихи, когда старые опоры рассыпаны, а новые не готовы принять на себя всю тяжесть ответственности. Трудно найти и пользующуюся достаточной властью и доверием силу, способную реализовать без потерь и искажений идеи теоретиков-юристов.
Второй путь, связанный с вытеснением прежних структур, был опробован еще Петром Великим, который создавал Сенат и коллегии, не упраздняя до поры до времени малоэффективные приказы (Ямской, Разбойный и др.). Конечно, при этом рос "аппарат" и увеличивались расходы на его содержание.
Наконец, представляется наиболее разумным и экономичным перестраивать существующую систему правоохранительных органов без разрушения прежних отношений до их трансформации, перерастания в качественно новые. Потрясения должны быть сведены до минимума. Реформа будет продолжать опираться на прежние организационные структуры, наполняя их новым содержанием. Это именно тот случай, когда можно попробовать влить новое вино в старые мехи.
Структурные изменения в судебной системе произойдут поэтапно, на базе развития и видоизменения функций существующих судов с постепенным обособлением ряда их подразделений в самостоятельные звенья судебной системы со специальной подсудностью или в дополнительные судебные инстанции.
Особо нужно подчеркнуть, что не будет избиения опытных кадров милиции, прокуратуры, суда, каждый работник которых сможет найти место в новых условиях. Бережное отношение к этим людям является не только моральным долгом реформаторов, но и необходимым условием плавного перехода к юстиции, достойной правового государства.
В концепцию судебной реформы сознательно закладываются идеи постепенности и социального экспериментирования с тем, чтобы избежать губительных последствий воспроизведенных в гигантских масштабах ошибок, допущенных при проектировании преобразований. Будут обеспечены также механизмы обратной связи, позволяющие оперативно оценивать состояние системы юстиции после каждого нововведения и быстро исправлять положение дел.
Судебную реформу предлагается проводить в три этапа, чтобы не впасть в ошибку кабинетного предвосхищения хода и результатов практически проводимой реформы, оставить свободу маневра в перспективе.
ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Публикация и обсуждение концепции судебной реформы.
Одобрение концепции судебной реформы соответствующими комиссиями палат и комитетами Верховного Совета РСФСР.
Утверждение концепции судебной реформы Верховным Советом РСФСР и изложение ее основных положений на Съезде народных депутатов РСФСР.
Формирование рабочих групп для подготовки важнейших законопроектов, привлечение соответствующих министерств и ведомств.
Разработка пакета нормативных актов о судебной реформе, включая УПК РСФСР, Законы РСФСР "О судоустройстве РСФСР", "О статусе судей в РСФСР", "О прокуратуре РСФСР", "Об адвокатуре в РСФСР", затем – ГПК РСФСР, Закон РСФСР "Об арбитражных судах РСФСР", Арбитражный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, нормативные акты о специальных судах и следственных органах, Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с судебной реформой".
Принятие упомянутых законов. При этом УПК РСФСР, ГПК РСФСР и УК РСФСР вводятся в действие сложным образом: некоторые нормы (наиболее принципиальные, затрагивающие сущность судебной реформы и основные права человека) на всей территории РСФСР, некоторые - на федеральных территориях, а в республиках в составе РСФСР - в зависимости от их усмотрения, некоторые - на отдельных территориях в порядке эксперимента. Судоустройственные акты реализуются в той их части, какая не влечет реорганизации судебных структур.
Обеспечение функционирования альтернативной негосударственной юстиции в области хозяйственных отношений (третейские суды, коммерческие арбитражи и т. п.), расширение пределов усмотрения сторон при заключении договоров, включая определение порядка разрешения могущих возникнуть конфликтов.
Проведение исследований оптимальных норм нагрузки кадров юстиции, потребного количества техники и материалов, разработка проектов зданий и сооружений юстиции. Принимаются решения о материально-техническом снабжении юстиции и кадровом укомплектовании ее органов.
Формирование обратных связей. Постоянный контроль за процессами, происходящими в регионах, где действует новое законодательство и активно проводится судебная реформа.
Критериями перехода ко второму этапу являются:
- размежевание сфер ведения в области правосудия и правоохранительной деятельности между СССР, РСФСР и республиками в составе РСФСР;
- получение достаточной информации, чтобы оценить основные ошибки и просчеты принятых ранее решений;
- готовность материально-технической базы юстиции для начала второго этапа судебной реформы.
ЭТАП ПЕРЕХОДНЫЙ.
Корректировка разработанного законодательства в соответствии с результатами поставленных экспериментов и полученными откликами.
Полное введение в действие обновленного законодательства, но не прежней судоустройственной базе и с сохранением границ судебных округов, совпадающих с административно-территориальным делением РСФСР.
Создание специализированных судебных составов без учреждения специальных судов (кроме арбитражных).
Определение подсудности дел судам присяжных путем исчерпывающего указания в законе случаев, когда дело может быть передано на их рассмотрение.
Обобщение практики правоохранительной деятельности.
Завершение формирования материально-технической базы юстиции.
Критериями перехода к третьему этапу являются
- достижение устойчивости судебной практики;
- готовность материально-технической базы для третьего этапа судебной реформы.
ЭТАП ЗАВЕРШАЮЩИЙ.
Действие законодательства о судебной реформе на новой судоустройственной базе. Разворачивание системы специальных судов.
Преобразование судебных округов и расположение их в границах, не совпадающих с пределами административно-территориальных единиц.
Критериями окончания третьего этапа являются:
- устойчивое функционирование судебной системы;
- оформление сообщества судей в корпорацию, связанную особой профессиональной моралью;
- повторение случаев отторжения судебной системой неправовых, неконституционных законов;
- достаточность материально-технического и кадрового обеспечения юстиции.
На протяжении всей судебной реформы в законодательной области выдерживаются приоритеты:
преобразований процессуального характера перед судоустройственными и материально-правовыми; при этом изменению статуса правоприменителей должно быть отдано предпочтение перед исправлением судебных структур; преобразований, затрагивающих основные права человека (в особенности - его право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести, достоинства и имущества) перед прочими.
Последнее соображение в пояснениях не нуждается. Новизна состоит в признании примата процессуального права перед материальным. Обычно считалось, что процесс плетется в хвосте у развития уголовного и гражданского права и даже предопределяется ими. Напротив, если процесс не остается беспредметным без существования писаных норм уголовных и гражданских законов (а это доказано как историческим опытом развития человечества, так и деятельностью народных судов и революционны трибуналов после отмены "законов свергнутых правительств" в первые годы Советской власти), то право без процесса бессильно.
Процесс может играть сдерживающую и стимулирующую роль в реализации материально-правовых норм. Правоприменительная практика исправляет плохие законы и открывает широкий простор хорошим, верно выражающим общественную потребность, актам. Неудачный процесс -большее зло, нежели злонамеренное материальное право.
Поэтому-то к числу первоочередных и относятся кардинальные изменения процесса, в особенности уголовного. Характерно, что судебная реформа 1864 г., подарившая мировой культуре Устав уголовного судопроизводства, не уделила пристального внимания еще Николаевскому Уложению о наказаниях уголовных и исправительных. Но наиболее недемократичные положения последнего были парализованы судами присяжных.