Понятие правовой экспертизы правовых актов.

Билет 1

Понятие правовой экспертизы правовых актов.

Правовая экспертиза нормативного правового акта - это исследовательская деятельность, проводимая для оценки соответствия проекта другим нормативным правовым актам (более высокой или равной юридической силы) и правилам юридической техники в целях обеспечения единства правового пространства и высокого качества нормативных правовых актов. Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Минюст России, в территориальный орган или в структурное подразделение территориального органа. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц. Кроме того, при проведении экспертизы проверяется соблюдение порядка прохождения и предварительного согласования проекта нормативного правового акта. В качестве основных целей юридической экспертизы можно выделить: обеспечение единства правового пространства; принятие нормативных правовых актов, не противоречащих законодательству Российской Федерации и региона; подготовка предложений по устранению нарушений, содержащихся в экспертируемом нормативном правовом акте. В то же время встречается и довольно узкое понимание правовой экспертизы, заключающееся лишь в проверке соответствия нормативного правового акта действующему законодательству. Оценка соответствия того или иного нормативного правового акта правилам юридической техники является весьма важным элементом юридической экспертизы. Задача эксперта заключается в том, чтобы оценить, насколько содержание и форма экспертируемого проекта соответствуют правилам правотворческой техники, и предложить вариант устранения несоответствий, если таковые имеются. Виды экспертиз : 1. Политологическая (предметом анализа явл. концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий); 2. Логическая (которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила юридической техники);3. Лингвистическая (проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов).4. Антикоррупционная (проверка нормативных актов на предмет коррупции),5. внутренняя экспертиза, кот.может иметь самост. характер или предшествовать независимой экспертизе. Ее могут проводить работники юр. отдела правотворческого органа, в недрах которого готовился законопроект.

Собственно правовая экспертиза – исследование проекта

Исследование проекта. После того как эксперт «овладел темой», эксперт приступает к детальному анализу основного предмета правовой экспертизы — текста проекта нормативного правового акта. Это самая сложная и ответственная часть правовой экспертизы. В ходе данной работы осуществляется исследование текста проекта нормативного правового акта на предмет законности и обоснованности содержащихся в нем нормативных правовых предписаний: - соответствие наименования и содержания проекта нормативного правового акта; - соответствие проекта Конституции Российской Федерации;

- соответствие проекта международным обязательствам Российской Федерации;

- соответствие проекта федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, другим актам более высокой юридической силы;

- соответствие проекта нормативного правового акта, его норм решениям судебных органов, затрагивающим предмет правового регулирования;

- согласованность проекта с нормативными правовыми актами данной юридической силы;

согласованность нормативных правовых предписаний, содержащихся в проекте, между собой;

- дублирование норм проекта с действующими нормативными правовыми актами;

- полнота предмета правового регулирования;

- логическая завершенность текста, его системность;

- юридическая обоснованность норм проекта, которые признают другие нормативные правовые акты (правовые нормы) либо приостанавливают их действие;

- полнота и обоснованность учета мнения независимых экспертов, если таковая экспертиза проводилась;

Билет 3

Билет 4

2. Этапы проведения правовой экспертизы

Этап 1. Задание на правовую экспертизу. Задача правовой экспертизы на этапе рассмотрения законопроекта в первом чтении заключается прежде всего в том, чтобы обратить внимание депутатов на юридическое качество внесенного законопроекта и помочь им в определении своей позиции при обсуждении законопроекта и голосовании по нему. Особенностью правовой экспертизы на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении является детальная проработка всех положений обновленного текста законопроекта с учетом внесенных поправок, начиная с названия и заканчивая его заключительными положениями. Оценивается то, как реализованы замечания и предложения экспертов, изложенные в экспертном заключении к предыдущему, первому чтению законопроекта. Особенностью правовой экспертизы на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению в третьем чтении является то, что она проводится по законопроекту, доработанному с учетом поступивших и принятых Государственной Думой поправок. Этап 2. Информационное обеспечение эксперта разработчиком законопроекта.На данном этапе эксперт должен проверить:

1) полноту представленных субъектом (субъектами) права законодательной инициативы сопроводительных документов;

2) соблюдение процедуры согласования законопроекта.

Этап 3. Сбор, анализ и обработка информации, собранной экспертом самостоятельно. Если данных представленных разработчиком законопроекта недостаточно, то эксперту приходится самостоятельно собирать нужную ему информацию о текущем законодательстве, правоприменительной практике, специфике и перспективах развития общественных отношений в соответствующей области.

Этап 4.Детальная проработка текста законопроекта. Эксперт должен проработать весь текст законопроекта, начиная с его заголовка (названия), который играет первостепенную роль в оценочном восприятии, понимании правового текста. Эксперт должен определить, отражают ли категории, используемые в названии законопроекта, предмет его правового регулирования.

Этап 5. Анализ конкретных правовых норм. Под интерпретацией правовых предписаний понимается результат познавательной деятельности, выраженный в совокупности суждений о смысле, содержании предписаний, содержащихся в конкретном законопроекте. Выявлению соотношения между законопроектом и результатом толкования (интерпретации) предшествует процесс их соотнесения, сравнения, обнаружения расхождений или полного соответствия.

Этап 6. Юридико-техническое редактирование законопроекта. При редактировании законопроекта эксперт должен руководствоваться языковыми правилами законодательной техники: общелингвистическими, терминологическими, синтаксическими, стилистическими.

Этап 7. Подготовка экспертного заключения. Результатом правовой экспертизы законопроекта является экспертное заключение. Экспертное проведения заключение — это особый вид документа. Он представляет собой краткое заключение по представленному законопроекту, предназначенное субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и Государственной Думе.

Виды юридической техники

Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
ВИДЫ юр/техники: 1) правотворческая техника, т.е. техника принятия и оформления норм/актов; (это техника оформления и формулирования законов; оформления кодексов; техника индивидуальных актов (бланк протокола допроса и т.п.).

2) Правоприменительная техника включает в себя: *приемы оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений. Каждый правоприменительный акт должен содержать – наименование, время, место, его применявший орган. *Способы разрешения коллизий и пробелов в праве. *Способы процедурно – процессуального оформления юриической практики, в том числе следственной, судебной. *Способы применения и толкования юридических норм и НПА. *Способы легализации документов, т.е. придание им юридической силы, среди таких способов распространение получили нормативное удостоверение сделок, государственная регистрация.

3) Интерпретация (Толкование) права - это интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим интерпретатором и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Билет 5

Билет 6

Билет 7

1. Методика правовой экспертизы законов S РФ включает в себя следующие основные пункты: Определение предмета. В обязанности заказчика входит разработка перечня вопросов, ответы на которые будут прописаны в заключении эксперта. Для того чтобы данный список был наиболее точным, специалиста уже на этом этапе привлекают к работе над документом. Анализ правомерности содержания документа, а также соответствия его формы установленным стандартам. Если в оформлении или содержании документа допущены какие-либо ошибки и неточности, он признается недействительным. Анализ каждого отдельного положения с целью выявления соответствия законодательству. В случае обнаружения противоречий документ может быть аннулирован. При этом исполнитель может в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств без каких-либо правовых последствий. Если все условия по предыдущим пунктам выполнены, специалист приступает к ответу на вопросы, которые были поставлены заказчиком на начальном этапе. Таким образом, будет проведена работа по выявлению возможных ошибок или противоречий текущему законодательству. Экспертное заключение может быть сформировано как в письменной, так и в устной форме. В нем специалист дает рекомендации по исправлению конкретных пунктов документа. Если вывод оформлен в письменном виде, эксперт обязан приложить к нему копии документов, на которых основаны итоги проверки.

2. Правовые презумпции - закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.

Характерные черты правовых презумпций:

3. разновидность общих презумпций;

4. прямо или косвенно отражаются в нормативных актах;

5. обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений;

6. действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумпции: знания закона (правознакомства); невиновности; справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; специальный закон отменяет действие общего.

юридическая фикция - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.

Билет 8

БИЛЕТ

1. Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Виды источников права: нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.

Нормативной правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти отдельных ее субъектов, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Судебный прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного.

Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты – мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана)

зачастую клались в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII – XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама ( иджма ) имеют официальное юридическое значение.

Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

2.Методика проведения правовой эксп.нпа ОМСУ

1. Решение вопроса о том, является ли муниципальный правовой акт

нормативным или будет ли являться таковым, если на экспертизе

находится проект.

2. Изучение текста муниципального правового акта или его проекта

(оценка соблюдения полномочий, закрепленных за органами местного

самоуправления; оценка предмета и цели правового регулирования

муниципального правового акта или его проекта; оценка соблюдения

порядка принятия и опубликования муниципального правового акта

(если действующий акт), либо порядка внесения (если проект);

решение вопроса о том, входит ли в сферу действия муниципального

правового акта регламентация отношений между органами или

должностными лицами местного самоуправления, с одной стороны, и

гражданами или организациями, с другой).

3. Проверка муниципального правового

акта или его проекта на предмет

наличия в нем коррупциогенных

факторов (следует провести анализ каждого

положения на предмет наличия или отсутствия всех

коррупциогенных факторов; положения следует

рассматривать как в отдельности, так и в их

совокупности, а также в совокупности с

действующими нормами других актов; следует выявить

возможность появления пробелов правового регулирования,

коллизий между действующими актами).

4. Подготовка заключения антикоррупционной экспертизы.

3. Юридическая техника - это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы: § языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

§ логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

§ гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекстаразрабатываемого акта).

Билет №10

1. Нормативный правовой акт как источник права .

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции

2. Основные требования к оформлению экспертного заключения.

Экспертное заключение должно содержать следующие обязательные разделы:

Раздел 1 "Общие сведения", включающий:

- основания для проведения экспертизы отчета об оценке;- дату проведения экспертизы отчета об оценке;

Раздел 2 "Экспертиза отчета об оценке на предмет соответствия требованиям, установленным статьей 11 "Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика

цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Раздел 3 "Выводы эксперта по результатам проведенной экспертизы отчета об оценке".

3. Содержательные правила юридической техники. Содержательные правила

К содержательным относятся правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой юристу приходится трудиться. Это связано с тем, что профессия юриста в высшей мере социальная: она обращена к людям и выполняется посредством (с привлечением) людей.

Одним словом, любая юридическая деятельность должна быть социально адекватной.

БИЛЕТ 11

Билет

1 вопрос иерархия нормативно правовых актов и Система российского законодательства

Нормативно - правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

Иерархия нормативно правовых актов

1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат:

Совета Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);

Государственной Думы (нижняя палата, 450 депутатов).

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки. При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;

принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;

описание и использование государственной символики;

порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;

назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

5. Далее идут федеральные законы (ФЗ). Процедура их принятия следующая:

Госдума большинством голосов принимает ФЗ;

Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);

Президент подписывает ФЗ;

ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Парламентская газета»;

через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Подводя итог, следует отметить, что данная иерархическая структура распространятся и на систему образования России. На верху стоит Конституция, снизу – Министерство образования и науки РФ и прочие министерства и ведомства, издающие правовые акты, прямо или косвенно относящиеся к российскому образованию.

Картинки по запросу иерархия нормативно правовых актов

Система российского законодательства

Система законодательства – это совокупность различных по своей юридической силе нормативных актов, в которых получает внешнее выражение содержание права, его нормы, институты.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство — включает нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, гражданское, земельное, семейное, уголовное законодательство).

2. Внутриотраслевое законодательство — закрепляет нормы подотрасли или института права, регулирующие совокупность однородных общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства).

3. Комплексное законодательство — выражает нормы нескольких отраслей права или их структурных образований (подотраслей и правовых институтов), которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни, например военное законодательство. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем обладают определенным единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности, например в сфере обороны и безопасности государства. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

2 вопрос

понятие и признаки коррупции

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча) означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

Коррупция – это социальное явление, которое характеризуется подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими личных либо узкогрупповых полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов.

Можно выделить следующие признаки коррупции.

1. Коррупция – сложное социальное явление. Это многосторонняя вертикально-горизонтальная связь в обществе и государстве, которая обусловлена историческими, экономическими, социальными, политическими, правовыми, национальными, культурными, нравственными детерминантами.

2. Наличие подкупа – продажности. Здесь просматривается двусторонний (в ряде случаев – многосторонний) сговор чиновника (любого звена) и иного лица (физического или юридического). Конечно, здесь может иметь место и вымогательство, и инициатива. Чиновник продает какие-либо блага, используя государственную, муниципальную структуру в своих целях, а иное лицо покупает их. Эти блага могут быть самыми разнообразными (от лоббирования "нужного" закона, незаконного (законного) получения квот на отлов рыбы, покупки водительских прав, поступления в престижный вуз и т.п.).

3. Наличие корысти в личных либо узкогрупповых интересах. Вряд ли можно найти коррупционера, который бы совершал коррупционные преступления без корыстных интересов. Самое страшное – это то, что чиновник продает себя, свои возможности, часть государственной, муниципальной власти за вознаграждение. Чиновник не работает в вакууме. У него есть высшее руководство. Поэтому он и вынужден делиться. Коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной и муниципальной службы. Наверное, нельзя говорить о коррупции в случае обнаружения единоличного случая получения взятки теми или иными должностными лицами. Со слов государственных чиновников, средний размер украденного из бюджета составляет не менее 20%.

4. Использование чиновником-коррупционером официальных полномочий, возможностей своего авторитета.

коррупциогенные факторы

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

3 Правила составления правовых дефиниций

Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

Необходимо различать определения:

— законодательные (основанные на законодательных или нормативных документах);

— вытекающие из судебной практики (т. е. из судебных решений);

— доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права).

Законодательные определения являются не только инструментами правотворческой техники, но и (в большинстве случаев) самостоятельными правовыми предписаниями, нарушение которых

для субъекта права может повлечь нежелательные последствия.

Правила составления дефиниций

Правовые дефиниции должны:

— отражать только существенные признаки обобщаемых явлений; эти признаки должны иметь правовое значение;

— быть полными и отражать все обобщаемые явления;

— быть адекватными, т. е. иметь объем, совпадающий с определяемым понятием;

— не содержать противоречивых суждений;

— не содержать термины, употребляемые в определяемом понятии

Дефиниции бывают нескольких видов:

1) полные

2) неполные

3) дефиниции-перечни.

Немаловажен вопрос о том, где в нормативном акте помещать дефиниции. На этот счет существует несколько вариантов. В соответствии с первым вариантом дефиниция понятия дается при первом его упоминании.

Согласно второму варианту в начале нормативного акта (в особой главе или статье) дается серия дефиниций терминов, наиболее важных и к тому же трудных для понимания. Этот вариант подходит для крупных нормативных актов. Но в последнее время он становится все более универсальным.

Третий вариант — комплексный: несмотря на расшифровку терминов в начале нормативного акта их определение дается при упоминании в тексте. Вариант может использоваться в тех случаях, когда нормативный акт ориентирован на широкую аудиторию, где повторное разъяснение смысла терминов улучшает понимание норм права.

Четвертый вариант — постранично-ссылочный: в тексте нормативного акта дается ссылка на страницу, статью, пункт нормативного акта, где термин впервые употребляется и определяется.

Билет 13

2. Антикоррупционная экспертиза – это правовая проверка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Принципы организации антикоррупционной экспертизы

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Субъекты и правовая основа проведения антикоррупционной экспертизы

В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ №172 антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;

3) органами, организациями, их должностными лицами.

4) независимый эксперт

На основе анализа норм закона №172 можно сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза осуществляется в нескольких видах:

1) по объекту экспертизы она делится на экспертизу проектов нормативных правовых актов (проводится до момента подписания правового акта соответствующим должностным лицом) и экспертизу действующих нормативных правовых актов (проводится в любое время после вступления правового акта в силу

2) по субъекту экспертизы она делится на внутреннюю (осуществляемую структурами правотворческого органа) и внешнюю (осуществляемую третьими лицами, например органами прокуратуры или юстиции, независимыми экспертами)

3) по участию институтов гражданского общества она делится на официальную (проводится органами и должностными лицами в силу возложенных на них законом обязанностей) и независимую (пр

Наши рекомендации