Вопрос 1. Правовой статус помощника судьи и секретаря судебного заседания.
Основу правового статуса помощника судьи составляют Федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" и от "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами поведения работников аппарата суда.
Помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия. Не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
В соответствии с Реестром должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ помощники судей отнесены к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «помощники (советники).
Для замещения должности помощника судьи лицо должно иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.
Должностные обязанности помощника:
- изучает жалобы, заявления, дела, поступившие к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказе в приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.);
- оказывает помощь судье в подготовке дела к судебному разбирательству;
- подбирает законы, нормативные акты, материалы по судебной практике, готовит заключения по спорным вопросам применения законодательства;
- осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;
- по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений по делам;
- осуществляет подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений;
- готовит проекты ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи;
- участвует в приеме судьей граждан и юридических лиц;
- выполняет иные поручения судьи.
Для выполнения возложенных на него обязанностей помощник судьи вправе:
- повышать свой профессиональный уровень в системе подготовки и повышения квалификации работников аппарата суда;
- использовать имеющиеся в суде нормативные, статистические и другие материалы;
- получать от структурных подразделений суда, специалистов сведения и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- вносить предложения по совершенствованию организации работы аппарата суда, а также своей деятельности.
Секретарь судебного заседания - лицо, содействующее осуществлению правосудия, выполняющее отдельные процессуальные действия, например связанные с ведением протокола судебного заседания. Правовой статус секретаря регламентируется ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Квалификационные требования - высшее профессиональное образование ;
- не менее трех лет стажа работы по специальности .
Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников процесса, имевшие место в ходе судебного заседания. Секретарь судебного заседания по поручению председательствующего проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании. Помимо перечисленных полномочий секретари судебных заседаний во многих судах выдают исполнительные листы, а также отвечают за делопроизводство. В частности, в их обязанности входит формирование материалов дела в соответствии с инструкцией о делопроизводстве. Секретари отвечают за судебное извещение лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, за своевременное информирование судьи о наличии или отсутствии уведомления, свидетельствующего о надлежащем извещении, и пр. Должностные инструкции секретаря судебного заседания определяют его полномочия, права и обязанности. Секретарь судебного заседания не имеет права совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Требования: наличие высшего профессионального (юридического) образования; без предъявления требований к стажу; профессиональные знания (законодательства); профессиональные навыки; поддерживать свою квалификацию. Категория «специалист».
Вопрос 2. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно розыскную деятельность, их функции.
Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК). Название формы расследования соответствует названию органа, выполняющего определенные полномочия. Предварительное следование может осуществляться и путем совместной деятельности, во взаимодействии этих органов в пределах стадии расследования. Доказательства, полученные органом дознания в пределах доставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК. Главенствующий характер предварительного следствия объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, так как по ним производится дознание.
В зависимости от характера совершенного преступления, его квалификации предварительное следствие производится:
· следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;
· следователями органов федеральной службы безопасности;
· следователями органов внутренних дел РФ;
· следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
В общий срок не включается время, в течение которого производство по делу было приостановлено в порядке ст. 208 УПК. Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного. По делам, расследование которых представляет особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту РФ и приравненный к нему руководитель иного специализированного органа, в том числе военного, а также их заместители могут продлить срок до 12 месяцев.
Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. О продлении срока предварительного следствия в письменном виде должны быть уведомлены прокурор, обвиняемый и его защитник, потерпевший и его представитель.
Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК.