Понятие и система правоохранительных органов.
Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.
к числу правоохранительных органов можно отнести: • судебные органы → Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи;
органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов → Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (в пределах своей компетенции);
органы прокуратуры;
• органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);
• органы внутренних дел;
• органы исполнительной власти в сфере юстиции (Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний);
• органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб);
• Уполномоченный по правам человека в РФ;
• органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).
2. Адвокатура и адвокатская деятельность. Формы адвокатских образований.
Адвокатура - организованное особым образом объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Деятельность адвокатуры регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Адвокатская деятельность - квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре предусматривает, что формами адвокатских образований могут быть:
1) адвокатский кабинет,
2) коллегия адвокатов,
3) адвокатское бюро,
4) юридическая консультация.
Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления профессиональной деятельности. Об избранных форме образования и месте деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты. Есть только одно ограничение: в случаях, предусмотренных Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, адвокат осуществляет адвокатскую деятельность в юридической консультации.
Форма индивидуальной адвокатской деятельности - адвокатский кабинет (ст.21 Закона). Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Для его размещения адвокат вправе использовать жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом. Такое разрешение законодателя заслуживает всяческой поддержки. Аналогичная практика в истории России уже была. До революции и в первые годы советской власти наиболее состоятельные адвокаты, будучи лицами свободной профессии, открывали для приема доверителей кабинеты в своих квартирах. Распространена эта практика и за рубежом.
Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов (ст.22 Закона). Ее учредителями могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.
Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей в соответствии с уставом, утверждаемым ее учредителями, и заключаемым ими учредительным договором. В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.
Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро (ст.23 Закона). Эти адвокаты заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.
Партнерский договор - документ, который содержит конфиденциальную информацию и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.
В целях обеспечения доступности юридической помощи Закон предусматривает, что на территории судебного района, в котором численность адвокатов, работающих на постоянной основе, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата субъекта Федерации по представлению органа исполнительной власти этого субъекта вправе учредитьюридическую консультацию (ст.24). Адвокатская палата субъекта Федерации ежегодно определяет размер вознаграждения адвоката, направляемого для работы в юридической консультации, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты.
Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Поэтому по обязательствам коллегии субсидиарную ответственность несет ее учредитель. Вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Билет 3.