Соотношение ЗП с другими отраслями права.
Понятие предмета ЗП.
Предмет правового регулирования является важнейшим фактором. предопределяющим обособление той или иной отрасли права.
1-й учебник в котором содержалось определение предмета зем. пр., был издан в 1958 году. уже тогда отсутствовало единое мнение о понятии предмета зем. пр.
Григорьева В. К. считал, что было бы правильнее конструировать предмет зем пр., не только включая в него собственно земельные, но и отношения связанные с правом собственности и использованием иных объектов государственной собственности - недр, лесов, вод.
Из теории известно, что предмет права составляют такие общественные отношения, которые обладают внутренним единством, требуют самостоятельного правового регулирования и могут быть объектом такого юридического воздействия.
Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
При использовании категории «земля» необходимо помнить, что она может обозначать, как и планету солнечной системы, так и поверхностный слой земной коры. По данным земельного учета земельный фонд РФ составляет 1709, 8 млн. га (без внутренних вод и территориально моря).
Земля – многоаспектное явление и в конкретных отношениях может выступать в различных качествах:
- как часть окружающей природной среды, существующая вне воли и сознания человека;
- как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
- как пространственный предел действия политической власти государства;
- как средство производства и т. д.
Понятие и виды метода ЗП.
Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам.
Метод взаимосвязан с предметом правового регулирования и обуславливается его спецификой, представляет собой совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Основными способами воздействия являются : дозволение, обязывание, запрет. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод характеризуется, что участники регулируемых им отношений неравны; один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для него предписаний и запретов.
Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения.
Понятие системы ЗП.
Системой отрасли з. п. является объективно существующее упорядоченное единство земельно-правовых институтов, последовательно расположенных в соответствии с их значимостью в регулировании зем. отн-й и содержанием этих отношений.
Структурно з. п. состоит из общей и особенной частей.
Общую часть составляют наиболее важные институты, отражающие сущность з. п.. Они включают нормы, регулирующие все или большинство зем. отн-й.
В составе общей части з. п. можно выделить:
1. Институт права собственности;
2. Институт иных (кроме права собственности) прав на землю (институт землепользования);
3. Институт управления земельными ресурсами, который включает нормы, определяющие систему и компетенцию органов и должностных лиц, осуществляющих управление земельными ресурсами;
4. Институт охраны и защиты прав на землю, который состоит из норм направленных на охрану земель, прав и законных интересов собственников, землев-цев, земл-лей и арендаторов.
Особенную часть з. п. составляют нормы регулирующие конкретную область земельных отношений. В совокупности они образуют институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель выделяемых по основному целевому назначению. Институты особенной части з. п. строятся в зависимости от социально-экономической значимости регулируемых им отношений.
В состав особ. части з. п. входят институты:
1. правового режима земель с/х-го назначения;
2. прав. режима земель поселений;
3. прав. режима земель спец. назначения;
4. прав. режима земель особо охраняемых тер-рий и объектов4
5. прав. режима земель лесного фонда
6. земель водного фонда
7. земель запаса.
Общая и особенная части з. п. тесно взаимосвязаны: основные положения общей части влияют на з. п. в целом и находят подтверждение в том или ином институте особенной части, тогда как институты особ. части теснее и конкретнее связаны с практикой прав. регул-я зем. отн-й. и «постоянно питают и поддерживают общую часть.
4. ЗП как наука и учебная дисциплина.
Отрасль права – это система юридически норм, регулирующих отношения в определенной области общественной жизни. Учитывая специфику земельных отношений, составляющих предмет отрасли земельного права, можно определить з. п. как систему прав-х норм, регулирующих общ-ные отн-я по управлению, исполь-ю и охране земель с целью обеспечить рациональное использование земельных ресурсов.
З. п. можно рассматривать не только как отрасль российской правовой системы, но и как науку и соответствующую учебную дисциплину. В круг изучения науки з. п. входят процессы, связанные с правовым регулированием земельных отношений.
Задачами науки з. п.является исторический анализ зем. законодательства; исследование современных нормативных актов о земле и практики их применения, выявление тенденций развития зем. законодательства.
Как наука з. п. определяет эффективность правового регулирования зем. отн-й и готовит рекомендации по приведению зем. закон-ва в соответствие с жизненными реалиями, разрабатывает научные основы кодификации систематизации зем. зак-ва.
Соответственно наука з. п. изучает зем-е нормативные акты,их связь с другими отраслями права, а также правовыми системами иных государств, вырабатывает фундаментальные понятия (предмет, система з. п., понятие, объект зем-го прав-го отн-я и др.)
Как учебная дисциплина з. п. представляет собой систему знаний о базовых нормах зем. закон-ва, а также об основных, общепринятых положениях науки з. п. В ее рамках не только изучается российское зем. закон-во, но и проводится сравнительно-правовой анализ законодательства о земле других стран.
Закон как источник ЗП.
Закон – это юридический акт принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отн-я.
Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляет основу системы права государства.
Среди относящихся к з. п. законов России можно отметить такие как ЗК РФ, ГК РФ, Градостроительный К., ЛК РФ, ВК РФ. Также действует целый ряд ФЗ специального характера: «О плате за землю», «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х-го назначения», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О государственном земельном кадастре» и т. д.
Эти и другие непосредственно земельные законы и составляют сердцевину з. п., его основную часть на федеральном уровне.
Также источниками з. п. являются федеральные законы входящие в иные отрасли права, но предусматривающие зем. нормы. Законы других отраслей прав можно условно разбить на 2 группы:
1. Законы природоресурсного блока, которые как и земельные регулируют отн-я по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивает и зем. отн-я. Это ФЗ «О недрах», «О животном мире», «об охране атмосферного воздуха» и др.
2. Законы иных как далеких земельного отраслей права.
Содержание зем. правоотношений.
Под содержанием зем. правовогоотношения следует понимать права и обязанности,в соответствии с которыми должны действовать его участники. Для его раскрытия необходимо выявить что представляет собой субъективное право и юридическая обязанность.
Субъективное право есть предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.
Субъективное право включает в свой состав право на обладание определенным благом; право на совершение конкретного действия или на бездействие; право потребовать от обязанного лица определенного поведения; право на защиту.
Все три компонента, составляющие правоотношение объединяются в единое целое при наличии жизненных обстоятельств с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Юридическая обязанность- это мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная нормой права.Юрид. обязанности бывают активными(необходимость действия) либо пассивными (необходимость воздержания от совершения действий).
Содержание права безвозмездного срочного пользования.
По договору безвозмездного срочного пользования зем. участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила или в состоянии обусловленным договором.
Основное отличие этого договора от договора аренды заключается в его безвозмездном характере, но следует отметить, что безвозмездный пользователь муниципальных или госуд. земель не освобождается от уплаты налога.
В безвозмездное пользование могут предоставляться зем. участки:
- из земель находящихся в госуд. или в муниц. собственности – госуд. и муниц. учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам госуд. власти и органам местного самоуправления;
- гражданам в виде служебного надела;
- из земель находящихся в собственности граждан или юридических лиц на основании договора.
Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.
Понятие и виды сервитута.
Сервитут- право ограниченного пользования чужим зем. участком.
Право ограниченного пользования чужим зем-м участком представляет своего рода «право безысходности невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей».
В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.
Публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний может устанавливаться для: прохода или проезда через зем. участок, используя зем-й участок в целях ремонта коммуникационно – инженерных, электрических и др. линий и сетей, а так же объектов транспортной инфраструктуры забора воды и водопоя, прогона скота и др. целей.
Отличие публичного сервитута от частного заключается в том, что публичный сервитут вызывается интересами не отдельного лица, а государства, муниципального образования или местного населения.
Частный сервитут устанавливается соглашением сторон или по суд-му решению, распространяется на соседний зем-й участок и имеет возмездный характер. Установление бесплатного частного сервитута м. б. предусмотрено только ФЗ, поэтому собственник участка обремененного частным сервитутом вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен.
Как частный так и публичный сервитуты м. б. срочными и бессрочными, в основном они устанавливаются на неопределенный срок.
Понятие мониторинга земель.
Мониторинг земель в соответствии с п. 1 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется только государственными органами управления земельным фондом Российской Федерации и представляет собой систему наблюдений за состоянием земельных ресурсов. Предметом ведения органов, осуществляющих государственный мониторинг земель, является целостный земельный фонд Российской Федерации независимо от формы собственности и целевого назначения земель. В настоящее время общие положения о ведении мониторинга земель содержатся в ЗК РФ, а порядок его осуществления дополнительно регламентируется Правительством РФ. Мониторинг земель проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами и является частью мониторинга за состоянием окружающей среды. Система мониторинга земель Российской Федерации складывается из множества подсистем, соответствующих конкретному виду целевого назначения земель. Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д. Согласно п. 3 ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель может проводиться на трех уровнях: — федеральный уровень — мониторинг ведется в рамках всей территории Российской Федерации; — региональный уровень — мониторинг осуществляется в пределах определенных экономических, геополитических и административных границ; — локальный уровень — мониторинг проводится на объектах ниже регионального уровня вплоть до отдельных крупных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков. Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач: 1) своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д; 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель; 3) обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации. Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида: — базовые — осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер; — периодические — осуществляются через месяц, квартал, год или иной промежуток времени; — оперативные — фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов. |
Содержание административной ответственности за нарушение земельного законодательства.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектами земельных правонарушений, при совершении которых применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В п. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состава земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.
Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений:
1. самовольное занятие земельного участка;
2. уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
3. пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);
4. самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
5. самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии);
6. самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
7. самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд;
8. самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом;
9. проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия;
10. незаконный отвод земельных участков на особоохраняемых землях историко-культурного назначения;
11. самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными, опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
12. невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей и др.
Административная ответственность за указанные правонарушения наступает, если они не влекут за собой уголовной ответственности.
Понятие предмета ЗП.
Предмет правового регулирования является важнейшим фактором. предопределяющим обособление той или иной отрасли права.
1-й учебник в котором содержалось определение предмета зем. пр., был издан в 1958 году. уже тогда отсутствовало единое мнение о понятии предмета зем. пр.
Григорьева В. К. считал, что было бы правильнее конструировать предмет зем пр., не только включая в него собственно земельные, но и отношения связанные с правом собственности и использованием иных объектов государственной собственности - недр, лесов, вод.
Из теории известно, что предмет права составляют такие общественные отношения, которые обладают внутренним единством, требуют самостоятельного правового регулирования и могут быть объектом такого юридического воздействия.
Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
При использовании категории «земля» необходимо помнить, что она может обозначать, как и планету солнечной системы, так и поверхностный слой земной коры. По данным земельного учета земельный фонд РФ составляет 1709, 8 млн. га (без внутренних вод и территориально моря).
Земля – многоаспектное явление и в конкретных отношениях может выступать в различных качествах:
- как часть окружающей природной среды, существующая вне воли и сознания человека;
- как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
- как пространственный предел действия политической власти государства;
- как средство производства и т. д.
Понятие и виды метода ЗП.
Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам.
Метод взаимосвязан с предметом правового регулирования и обуславливается его спецификой, представляет собой совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Основными способами воздействия являются : дозволение, обязывание, запрет. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод характеризуется, что участники регулируемых им отношений неравны; один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для него предписаний и запретов.
Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения.
Понятие системы ЗП.
Системой отрасли з. п. является объективно существующее упорядоченное единство земельно-правовых институтов, последовательно расположенных в соответствии с их значимостью в регулировании зем. отн-й и содержанием этих отношений.
Структурно з. п. состоит из общей и особенной частей.
Общую часть составляют наиболее важные институты, отражающие сущность з. п.. Они включают нормы, регулирующие все или большинство зем. отн-й.
В составе общей части з. п. можно выделить:
1. Институт права собственности;
2. Институт иных (кроме права собственности) прав на землю (институт землепользования);
3. Институт управления земельными ресурсами, который включает нормы, определяющие систему и компетенцию органов и должностных лиц, осуществляющих управление земельными ресурсами;
4. Институт охраны и защиты прав на землю, который состоит из норм направленных на охрану земель, прав и законных интересов собственников, землев-цев, земл-лей и арендаторов.
Особенную часть з. п. составляют нормы регулирующие конкретную область земельных отношений. В совокупности они образуют институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель выделяемых по основному целевому назначению. Институты особенной части з. п. строятся в зависимости от социально-экономической значимости регулируемых им отношений.
В состав особ. части з. п. входят институты:
1. правового режима земель с/х-го назначения;
2. прав. режима земель поселений;
3. прав. режима земель спец. назначения;
4. прав. режима земель особо охраняемых тер-рий и объектов4
5. прав. режима земель лесного фонда
6. земель водного фонда
7. земель запаса.
Общая и особенная части з. п. тесно взаимосвязаны: основные положения общей части влияют на з. п. в целом и находят подтверждение в том или ином институте особенной части, тогда как институты особ. части теснее и конкретнее связаны с практикой прав. регул-я зем. отн-й. и «постоянно питают и поддерживают общую часть.
4. ЗП как наука и учебная дисциплина.
Отрасль права – это система юридически норм, регулирующих отношения в определенной области общественной жизни. Учитывая специфику земельных отношений, составляющих предмет отрасли земельного права, можно определить з. п. как систему прав-х норм, регулирующих общ-ные отн-я по управлению, исполь-ю и охране земель с целью обеспечить рациональное использование земельных ресурсов.
З. п. можно рассматривать не только как отрасль российской правовой системы, но и как науку и соответствующую учебную дисциплину. В круг изучения науки з. п. входят процессы, связанные с правовым регулированием земельных отношений.
Задачами науки з. п.является исторический анализ зем. законодательства; исследование современных нормативных актов о земле и практики их применения, выявление тенденций развития зем. законодательства.
Как наука з. п. определяет эффективность правового регулирования зем. отн-й и готовит рекомендации по приведению зем. закон-ва в соответствие с жизненными реалиями, разрабатывает научные основы кодификации систематизации зем. зак-ва.
Соответственно наука з. п. изучает зем-е нормативные акты,их связь с другими отраслями права, а также правовыми системами иных государств, вырабатывает фундаментальные понятия (предмет, система з. п., понятие, объект зем-го прав-го отн-я и др.)
Как учебная дисциплина з. п. представляет собой систему знаний о базовых нормах зем. закон-ва, а также об основных, общепринятых положениях науки з. п. В ее рамках не только изучается российское зем. закон-во, но и проводится сравнительно-правовой анализ законодательства о земле других стран.
Соотношение ЗП с другими отраслями права.
Предметом гражданского права являются имущественные и лич-
ные неимущественные отношения, а предметом административного
права – управленческие отношения. Предметом же земельного права
являются земельные отношения, которые представляют собой комп-
лекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида
общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не
замечать их известной близости. Особенность предмета земельного
права состоит в том, что, с одной стороны, земля – имущество, отно-
шения по использованию которого в определенной части мо гут регу-
лироваться нормами гражданского и земельного законодатель ства; с
другой стороны, когда земля выступает как объект властных полно-
мочий, для регулирования земельных отношений применяется метод
административного права с его властными предписаниями о по рядке
предоставления земельных участков, об особом режиме их использо-
вания и т. д.
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу
использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловле-
на тем, что Земля – важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех
других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного
и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр
земли. Без использования земли практически невозможно использо-
вание других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по
отношению к земле немедленно или в последующем будет наносить
вред всей окружающей природной среде, приводить не только к раз-
рушению почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому
загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использова-
ния других природных ресурсов.
Земельное законодательство регулирует отношения по использо-
ванию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.