Что позволяет отнести земельное право к отдельной отрасли права?
Что позволяет отнести земельное право к отдельной отрасли права?
Отнести земельное право к отдельной отрасли права позволяет наличие особого предмета правового регулирования и потребности общества в ней. В случае земельного права особым предметом регулирования является земля и регулирование земельных отношений
Какие задачи стоят перед земельным законодательством?
Перед земельным законодательством стоят задачи: регулирования земельных отношений с целью обеспечения рационального и эффективного использования земельных ресурсов; охрана от негативных воздействий; защита прав землепользователей и собственников земли; соблюдение всеми субъектами установленного правопорядка.
Почему земельное законодательство имеет комплексный характер?
Земельное законодательство имеет комплексный характер, т.к. рассматривается в нескольких аспектах: как планета, как природный объект, как почва, как территория с угодьями, которыми кто то владеет, как экономическая категория (как основное средство производства), как пространственный базис (для размещения различных объектов)
Что является предметом земельного права?
Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, связанные с использованием, охраной и воспроизводством земель.
Какие методы правового регулирования земельных отношений Вам известны?В чем их суть?
Существует императивный и диспозитивный методы регулирования земельных отношений. Императивный метод – используется меры принуждения участников земельных отношений.(Н. обязательных распоряжений, запретов). Применяется в сфере управления и охраны земель, введения гос-го земельного кадастра, установлении ограничений при использовании земли. Диспозитивный метод – определяет лишь границы поведения участников зем.отношений, т.е. они могу самостоятельно регулировать отношения в определенных границах. Базируется на признании того что каждый собственник имеет право самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему зем.уч.
Охарактеризуйте рекомендательный метод правового регулирования.
Рекомендательный метод регулирования явл. разновидностью диспозитивного метода регулирования. Он предусматривает предоставление субъекту возможности альтернативного поведения в рамках, определенных законом.
В чем суть санкционирующего метода?
Суть метода состоит в том, что субъект принимает решения самостоятельно, но оно приобретает юридическую силу после утверждения соответствующим органом.
Делегирующий (состоит в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений в рамках правомочий).
8.Приведите определение принципа земельного права.
Принципами права являются основные положения, отображающие существенные основополагающие положения права, которые характеризуются универсальностью и значимостью.
Что понимают под системой земельного права?
Земельное право как сложное явление социально - политической и экономической жизни общества имеет определенную систему.
Первичными элементами системы земельного права являются правовые нормы, которые объединяются в правовые институты.
Какие институты земельного права Вы знаете?
Институт права собственности, институт землепользования, институт арендных отношений, институт землеустройства, институт правовой охраны земель, институты, определяющие правовой режим использования и охраны земель других категорий,
институт права собственности, на землях с/х назначения.
Что такое норма земельного права?
Нормой права понимается общее правило поведения, установленное государством, которое является обязательным для выполнения на всей его территории, формально определенное и поддерживаемое способами государственного принуждения. То есть правовая норма – это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая определенные действия и поступки, принимая ответственные решения.
Тема 2
Кто и в каком порядке принимает законы?
I. Предпроектная стадия
1. Законодательная инициатива – внесение проекта закона в законадательный орган. Право инициативы принадлежит Президенту, народным депутатам, КабМИн, НацБанк. Проекты вносяться вместе с сопроводительной запиской, которая аргументирует необходимость его разработки.
II. Проектная стадия
2.Утверждение решения о подготовке законопроекта, внесение предложении в план законопроекта.
3. Поручение разработать законопроект правительству или постоянным комитетам в ВР. Создание комиссий, рабочих групп в составе депутатов, представителей заинтересованных гражданских организация, ученых-юристов. Начальная разработка проводиться специалистами по конкурсу, поручению или договору.
4. Разработка законопроекта и его предварительная экспертиза с привлечением заинтересованных организаций, доделывание редактирование проекта.
5. Внесение законопроекта в парламент, принятие его к рассмотрению, обсуждение проекта и его утверждение, рассмотрение поправок. При необходимости вынесение проекта на обсуждение широкого круга квалифицированных специалистов путем проведения парламентских слушаний либо на всенародное обсуждение
IV. Заверительная стадия
7.Подписание закона главой государства в установленный срок (15 дней). Либо президент может отправить проект обратно на доработку в ВР.Если при повторном рассмотрении закон утвержаеться не менее 2/3 голос ВР, Президент обязан подписать проект и представить к опубликованию в 10 дневной срок .
V. Информационная стадия
8.Подписание Президентом, подготовка постановления ВР про порядок введения в силу данного закона и его официальное опубликование.
9. Включение закона в Единый гос реестр нормативнх актов
10.Опубликование закона (в газетах Ведомости ВР У, Официальный весник, Голос Украины)
Тема 3
1. Особенности земельных участков, позволяющие определить категорию земель.
В основу разделения земель Украины на категории положены особенности их природных признаков, социально-экономические и производственные характеристики использования земель.
2. Понятие правового режима земель.
Под правовым режимом следует понимать установленную законодательством совокупность правовых норм, которые регулируют порядок использования земельного участка, допустимые границы и способы распоряжения им. Соблюдение правового режима обеспечивается соответствующими мерами воздействия (ограничениями прав, ответственностью за несоблюдение правового режима и т.д.)
3. Понятие целевого использования земельного участка
Законом Украины «О землеустройстве» (ст.1) определено, что целевое назначение земельного участка – это использование его по назначению, определенному на основании землеустроительной документации в установленном законодательством порядке. Целевое назначение земель определяется уполномоченными органами на основании данных учета и земельного кадастра.
4. Категории земельного фонда Украины.
Земли Украины по основному целевому назначению, согласно статье 19 Земельного кодекса Украины, делятся на такие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли жилой и общественной застройки;
в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
г) земли оздоровительного назначения;
ґ) земли рекреационного назначения;
д) земли историко-культурного назначения;
є) земли лесохозяйственного назначения;
є) земли водного фонда;
ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
5. Раскрыть содержание земель в каждой категории.
1) Земли с/х назначения (Глава 5, ст. 22-37). Землями с/х назначения признаются земли, предоставленные для производства с/х продукции, осуществления с/х научно-исследовательской деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры ( в том числе оптовых рынков с/х продукции) или предназначенные для этих целей (ст. 22). К землям с/х назначения принадлежат:
- с/х угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги);
- не с/х угодья (хозяйственные пути и прогоны; полезащитные лесополосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесного фонда; земли под хозяйственными строениями и дворами; земли временной консервации и т.п.)
Сельскохозяйственные земли передаются в собственность или предоставляются в пользование:
- гражданам – для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного с/х пр-ва;
- с/х предприятиям - для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
- с/х научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским ПТУ и общеобразовательным школам - для исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
Статья 23 определяет приоритетность земель с/х назначения.
2)Земли жилой и общественной застройки (Глава 6 ЗК, ст. 38-42). К землям жилой и общественной застройки принадлежат земельные участки в границах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Жилой застройкой считается земельный массив (земельный участок), в границах которого размещен жилой фонд.
Законодательство разделяет усадебную (приусадебную) и не приусадебную застройку. К приусадебной относится застройка, размещенная на приусадебных участках, которые принадлежат отдельным гражданам. Характерной чертой не приусадебной застройки является то, что объекты недвижимости размещены на земельных участках, которые не принадлежат отдельным гражданам.
Зданиями и сооружениям общественного назначения считаются: здания детских дошкольных учреждений, здания учебных учреждений…
Территория города по функциональному назначению и характеру использования подразделяется на:
· Селитебную (жилую) (земельные участки жилых зданий, общественных учреждений, зданий и сооружений, площади, парки, сады, скверы, бульвары)
· Производственную, в т.ч. внешнего транспорта
· Ландшафтно-рекреационную.
Земли общего пользования (площади, улицы, дороги, проулки, набережные, лесопарки, сады, бульвары, пляжи, водоемы и т.п.). Эти земли обеспечивают общие потребности жителей городов, поселков и сел.
3) Земли природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения (Глава 7, ст. 43- 46). К землям природно-заповедного и другого природоохранного назначения относятся участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, которые имеют особенную природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Отнесение земель к этой категории или изменение ее целевого назначения осуществляются на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Статус территории и объектов природно-заповедного фонда предоставляется в соответствии с Законом Украины от 16.06.1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины».
4) Земли оздоровительного назначения (Глава 8, ст. 47-49). К этой категории земель, в соответствии со ст. 47, принадлежат земли, которые имеют природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей.
Такие территории в установленном законом порядке могут быть признаны курортами (Закон Украины от 5.10.2000 г. «О курортах»).
Так на территориях лечебно-оздоровительной местности и курортов устанавливаются округи и зоны санитарной (горно-санитарной) охраны. На земли этой категории устанавливается особый правовой режим (ограничения при передачи в собственность и пользования) в соответствии с законами.
5) Земли рекреационного назначения (Глава 9, ст. 50-52).К этой категории земель, в соответствии со ст. 50 ЗК, принадлежат земли, которые используются для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий.
Рекреационные зоны – это участки суши и водного пространства, предназначенные для организованного массового отдыха населения и туризма, проведения спортивных мероприятий, для восстановления жизненных сил и трудоспособности человека.
К землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристических и экологических троп, маркированных трасс; земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристическо - оздоровительных лагерей, домов рыбака и охотников, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.
На земли этой категории также устанавливается особый правовой режим (ограничения при передачи в собственность и пользования).
6) Земли историко-культурного назначения (Глава 10, ст. 53-54). К землям этой категории, в соответствии со ст. 53, относятся земли, на которых размещены:
А) историко-культурные заповедники, музеи-заповедники, мемориальные парки, мемориальные (гражданские и военные) кладбища, могилы, исторические или мемориальные усадьбы, дома, сооружения и памятные места, связанные с историческими датами;
Б) городища, курганы, древние захоронения, памятные скульптуры, мегалиты, наскальные изображения, поля давних битв, остатки крепостей, военных лагерей, поселений и стоянок, участки исторического культурного слоя укреплений, производства, каналов, путей;
В) архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, садово-парковые комплексы, фоновая застройка.
На земли этой категории также устанавливается особый правовой режим (ограничения при передачи в собственность и пользования). На земли этой категории также устанавливается особый правовой режим.
7) Земли лесохозяйственного назначения (Глава 11, ст. 55-57).К землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительность, а также не покрытые лесной растительность, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства.
К землям лесохозяйственного назначения не принадлежат земли, занятые:
А) зелеными насаждениями в границах населенных пунктов, которые не отнесены к категории лесов;
Б) отдельными деревьями и группами деревьев, кустарниками на с/х угодьях, приусадебных, дачных и садовых участках.
Правовой режим земель лесного фонда определяется законами: Земельным кодексом, Лесным кодексом, «О животном мире», «Об охотничьем хозяйстве и охоте», «О природно-заповедном фонде Украины»
8) Земли водного фонда (Глава 12, ст. 58-64).К землям водного фонда относятся земли, занятые:
А) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами;
Б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов;
В) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
Г) береговые полосы водных путей.
Водоохранные зоны – это земельные участки, которые являются природоохранной территорией с урегулированной хозяйственной деятельностью. В состав водоохранных зон входят зоны санитарной охраны.
Прибрежные защитные полосы являются природоохранными территориями, на которых устанавливается особенный правовой режим (определенные ограничения в ведении хозяйственной деятельности).
Полосы отвода – это земельные участки водного фонда, на которые устанавливается особенный правовой режим их использования с целью обеспечения эксплуатации и защиты от загрязнения, ухудшения и разрушения каналов оросительных и осушительных систем, гидротехнических и гидромелиоративных сооружений, водоемов и плотин на берегах рек.
Береговые полосы водных путей – составная часть земель водного фонда. Устанавливаются только на судоходных водных путях за пределами населенных пунктов с целью проведения работ, связанных с судоходством.
Правовой режим земель водного фонда регулирует Земельный кодекс, Водный кодекс, другие нормативно-правовые акты (Кабинета Министров Украины и др. ведомств).
9) Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения (Глава 13, ст. 65-77). Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и обороны, входя в земли одной категории, из-за неоднозначности специфики своего назначения имеют отдельные характеристики и свойства.
Землями этой категории ст. 65 определяются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности. Порядок использования земель указанной категории устанавливается законом. От других категорий земель они отличаются своим основным целевым назначением, которое отображается в наименовании видов этих земель.
Несельскохозяйственное использование земель данной категории – это один из главных признаков, которые характеризуют их правовой режим.
Земли этой категории разделяются на самостоятельные виды:
· промышленности;
· транспорта;
· связи;
· энергетики;
· обороны
· др. назначения.
К землям промышленности(ст. 66) относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, других сооружений.
Кроме того, вокруг промышленных объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышения уровня шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений, с целью отделения таких объектов от территории жилой застройки создаются санитарно-защитные зоны (ст. 114 ЗК). Эти зоны имеют особый правовой режим, в соответствии с законом.
К землям транспорта (ст. 67) относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям ж/д, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопроводного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту и развитию объектов транспорта.
К землям ж/д транспорта (ст. 68) принадлежат земли полос отвода ж/д под ж/д полотном и его обустройством, станциями со всеми сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, колейного, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водообеспечения, канализации; под защитными и закрепительными насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и сооружениями и др. сооружениями, необходимыми для обеспечения работы ж/д. Правовой режим регулирует Закон Украины «О ж/д транспорте».
Земли морского транспорта (ст. 69) – земли под:
А) морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, устройствами, объектами обще портового и комплексного обслуживания флота;
Б) гидротехническими сооружениями и способами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами и т.п.
Земли речного транспорта (ст. 70) –это земли под:
А) портами, спец. причалами, пристанями и затонами со всеми техническими сооружениями и оборудованием, которое обслуживает речной транспорт;
Б) пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
В) судоходными каналами, судоходными, энергетическими и гидротехническими сооружениями, служебно-техническими зданиями;
Г) узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
Д) зданиями, береговыми навигационными знаками и др. сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями и т.п.
К землям автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (ст. 71) относятся земли под сооружениями и оборудованием энергетического, гаражного и топливораздаточного хозяйства, автостанциями, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими строениями, СТО, АЗС, АТП и заводами, и т.п.
К землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочинами, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками и расположенных в границах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, которые находятся за границами полос отвода, если на них расположены сооружения, которые обеспечивают функционирование автомобильных дорог.
Правовой режим земель определяется Законом «Об автомобильном транспорте».
К землям авиационного транспорта (ст. 72) относятся земли под:
А) аэропортами, аэродромами, отдельными сооружениями (объектами управления воздушного движения, и т.п.), служебно-техническими территориями со всеми зданиями и сооружениями, которые обеспечивают работу авиационного транспорта;
Б) вертолетными станциями, включая вертолетодромы со всеми обслуживающими сооружениями и зданиями;
В) ремонтными заводами гражданской авиации, аэродромами, вертолетодромами и др. площадками для эксплуатации воздушных судов;
Г) служебными объектами, которые обеспечивают работу авиационного транспорта.
Воздушный кодекс регулирует вопросы использования земель, предоставленных для этого вида транспорта.
К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки (ст. 73), предоставленные под наземные и надземные трубопроводы и их сооружения (транспортировка углеводов, химических продуктов, воды и др. веществ), а также под наземные сооружения подземных трубопроводов. Вдоль наземных, надземных и подземных трубопроводов устанавливаются охранные зоны.
К землям городского электротранспорта относятся земли (ст. 74): Под отделенными трамвайными путями и их оборудованием, метрополитеном, путями и станциями фуникулеров, канатными дорогами, эскалаторами, трамвайно-троллейбусными депо, вагоноремонтными заводами, сооружениями энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебными и культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, необходимыми для обеспечения работы городского электротранспорта.
Общественные отношения в области функционирования этого вида транспорта регулируются Законом «О транспорте», др. нормативными актами.
К землям связи относятся земельные участки (ст. 75):Земельные участки, предоставленные под воздушные и кабельные телефонно-телеграфные линии и спутниковые средства связи. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий связи, которые проходят за населенными пунктами, а также вокруг излучающих сооружений теле радиостанций и радиорелейных линий устанавливаются охранные зоны.Общественные отношения в области связи регулируются Законом «О связи» и др. нормативными актами.
Земли энергетической системы определяются земли (ст. 76), предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к потребителю. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны.
Землями обороны определяются земли (ст. 77), предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных учреждений. Предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством. Вокруг воинских и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и др. зоны с особым режимом использования.
6. Основания для установления целевого назначения участка земли.
Порядок целевого назначения зем. Участка раскрывается в ч. 1 ст.20 ЗК Украины, согласно которой отнесение земель к категории и закрепление целевого назначения земельного участка осуществляется на основании решенийсоответствующих органов исполнительной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, и закрепляется в землеустроительной документации. Виды землеустроительной документации перечисляются в ЗУ «О землеустройстве». Граждане и юридические лица, а также органы власти, которые не наделены такими полномочиями, не имеют права изменять принадлежность земельного участка к определенной категории земель и его целевое назначение. Все субъекты права собственности и права пользования земельными участками, в том числе и органы, не обладающие правом установления и изменения целевого назначения земельных участков, обязаны использовать земельные участи в соответствии с определенным в его отношении целевым назначением.
7. Порядок изменения целевого назначения земельных участков.
Изменение целевого назначения земельных участков, согласно ст. 20 пункту 2 ЗК Украины, проводится на основании решения органов государственной власти или местного самоуправления о передаче этих участков в собственность или предоставлении в пользование, об изъятии (выкупе) земель и утверждении проектов землеустройства или принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Особый порядок изменения целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности юридических или физических лиц, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 г. № 502 «Об утверждении порядка изменения целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц».
Изменение целевого назначения земельного участка проводиться после подачи собственником заявления или ходатайства в сельский, поселковый или городской совет, если участок расположен в пределах населенного пункта, или в районную госадминистрацию, если участок расположен за пределами населенного пункта.
Соответствующий совет или районная госадминистрация рассматривает заявление (ходатайство) и, в случае согласия на изменение целевого назначения земельного участка, дает разрешение на подготовку проекта его отвода. При этом выполняется:
- составление проекта отвода земельного участка, если изменению подлежит его часть;
- пересогласование проекта отвода, если изменяется целевое назначение всего участка.
Районная госадминистрация дает согласие на изменение целевого назначения земельного участка, расположенного за пределами населенного пункта, если:
- такое изменение связано с использованием в дальнейшем данного участка для сельского хозяйства, ведения лесного и водного хозяйства;
- для строительства школ, больниц, предприятий торговли или других объектов, предназначенных для обслуживания населения.
Если цель изменения иная, районная госадминистрация готовит свои выводы и подает их в Совет министров АРК или областную администрацию. Эти органы после рассмотрения принимают решение о возможности изменении целевого назначения участка.
Если речь идет об изменении целевого назначения участков пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов 1 группы площадью свыше 1 га или участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, или особо ценных земель, то решение принимается Кабинет Министров Украины, по представлениям Совета министров АРК или областных госадминистраций.
Отказ изменять целевое назначение должен быть обоснован законодательным актом министерства градостроительства или решением органа землеустройства.
Что позволяет отнести земельное право к отдельной отрасли права?
Отнести земельное право к отдельной отрасли права позволяет наличие особого предмета правового регулирования и потребности общества в ней. В случае земельного права особым предметом регулирования является земля и регулирование земельных отношений