Районный суд – основное звено судов общей юрисдикции; его состав и полномочия

В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией как органа судеб­ной власти, а также тем объемом работы, который фактически им вы­полняется.

Из общей массы уголовных и гражданских дел, дел об административных пра­вонарушениях, на долю гражданских судов основного звена приходится значи­тельное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов об­щей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых су­дей и т. п.) или арбитражных судов.

Им же приходится также принимать решения по многим вопро­сам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законно­сти, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процес­се исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них так­же возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решения­ми по делам об административных правонарушениях — они призва­ны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).
В связи с этим и принято считать районные суды основным зве­ном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Организация районных судов определяется:

1. Конституцией РФ;

2. Законом о судеб­ной системе;

3. Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

4. Законом о статусе судей и дру­гим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогич­ной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна орга­низация межрайонных судов с учетом объема работы и других факто­ров.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществля­ют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербур­ге, суды автономной области и автономных округов.

Состав районного суда

В соответствии со ст. 33 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд формируется в составе:

· председателя районного суда;

· его заместителя (заместителей);

· судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Полномочия районного суда

В соотвтетствии со ст. 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд рассматривает:

1. все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

2. дела об административных правонарушениях.

3. апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

4. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции. Они уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

· первой инстанции;

· второй (апелляционной) инстанции;

· инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Главным и давно осуществляемым полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных дел и дел об админи­стративных правонарушениях, подведомственных судам общей юрис­дикции, по первой инстанции, т. е., как отмечено выше, при­нятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привле­каемого к ответственности, о применении или неприменении предус­мотренного законом наказания (уголовного или административного), об обоснованности или необоснованности каких-то имущественных претензий и т. п.).

Полномочия районных судов как второй (апелляционной) инстанции включают осуществление контроля за законностью, обосно­ванностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших, а иногда — и вступивших в законную силу.
Рассмотрение апелляционных жалоб и (или) представлений про­куроров осуществляется судьями районных судов единолично с соблю­дением процедуры, во многом напоминающей ту, которая установле­на для разбирательства дел по первой инстанции, в частности, с учас­тием сторон, с возможностью повторного непосредственного иссле­дования всех или части доказательств, которые уже были рассмотре­ны мировым судьей, и т. п. В случае признания апелляционной жало­бы или представления полностью или частично обоснованными рай­онный судья выносит апелляционное решение или апелляционный при­говор, которые заменяют решение или приговор мирового судьи. Апел­ляционное решение или апелляционный приговор до их вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке в вы­шестоящий суд.

Функцию инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления вновь открывшихся или новых обстоятельств, районные суды выполняют как по граждан­ским, так и по уголовным делам. По гражданским делам они, соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения, а по уголовным делам — приговоры мировых судей.

Для характеристики полномочий районного суда важно иметь пред­ставление прежде всего о содержании выполняемой им работы в ка­честве суда первой инстанции при разбирательстве уголов­ных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

Из общего числа уголовных дел ему подсудна преобладающая их часть. Однако по мере создания мировых судов из ведения районных судов постепенно выходят и многие другие уголов­ные дела — как правило, дела о преступлениях, за совершение кото­рых может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Соответственно, там, где реально уже действуют мировые судьи, рай­онные суды загружены уголовными делами несколько меньше.

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство большинства вопросов, которые возникают при производстве по уго­ловным делам как бы “попутно”. В последние годы на суды этого уров­ня во все возрастающих масштабах возла­галось разбирательство жалоб: на незаконное и необоснованное, как правило, краткосрочное задержание по подозрению в совершении пре­ступления, заключение под стражу на более длительный срок либо про­дление такого срока, прекращение органами расследования и проку­рорами уголовных дел, а также жалоб на некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. С введением 1 июля 2002 г. нового УПК сфера судебного контроля за законностью и обо­снованностью действий и решений органов, осуществляющих пред­варительное расследование уголовных дел, еще больше расширилась, а вместе с этим расширились и соответствующие полномочия район­ных судов. На них возложено принятие решений по ходатайствам дол­жностных лиц, расследующих уголовные дела, не только о продлении срока задержания или заключении под стражу обвиняемых или подо­зреваемых в совершении преступлений, но и о производстве ряда след­ственных действий, которые могут ограничить конституционные пра­ва граждан (к примеру, осмотра и обыска в жилом помещении без раз­решения лиц, проживающих в таких помещениях, контроля телефон­ных переговоров, ареста имущества).

Гражданские дела составляют намного большую часть дел, отнесенных к ведению районных судов как судов первой инстан­ции. Фактически общее их количество превышает в 2-3 раза количе­ство уголовных дел.

Чтобы иметь представление о том, какие конкретно категории гражданских дел подсудны судам районного уровня, нужно попытать­ся сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам. Условно таких групп можно образовать три:

· дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, тру­довых и земельных правоотношений;

· дела, возникающие из административно-правовых отношений;

· дела особого производства (об установ­лении фактов, имеющих юридическое значение).

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела тре­тьей группы — дела т.н. особого производства. Это дела об установ­лении фактов, имеющих юридическое значение:

· о признании гражда­нина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим;

· о при­знании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;

· о признании имущества бесхозяйным;

· об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния;

· по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия;

· о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.

Характерным признаком указанных дел, существенно отличающим их от других гражданских дел, является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с ко­торыми закон связывает наступление определенных правовых послед­ствий.

Дела об административных правонаруше­ниях до недавнего времени тоже составляли значительный удель­ный вес в общем объеме работы, выполняемой районными судами. Однако в связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. нового КоАП и значительной активизацией мировых судов положение суще­ственно изменилось. Круг дел об административных правонарушениях, решения по которым дол­жны приниматься судьями районных, военных гарнизонных или ар­битражных судов либо мировыми судьями, расширен более чем в три раза.

Из этой существенно возросшей массы дел на долю районных су­дов теперь приходятся дела, по которым возможно применение такой меры наказания, как административное выдворение за пределы Рос­сийской Федерации, либо по которым производилось административ­ное расследование, а также возникающие там, где еще не удалось на­ладить деятельность мировых судей, дела об иных административных правонарушениях.

Кроме того, районные суды, став, как отмечено выше, второй ин­станцией по отношению к мировым судам, приобрели еще и полно­мочие по проверке законности и обоснованности постановлений и оп­ределений мировых судей по делам об административных правонару­шениях. За ними сохранено также полномочие по контролю за реше­ниями всех других должностных лиц и органов, в том числе органов внутренних дел, по делам об административных правонарушениях.

При характеристике в целом полномочий районных судов необхо­димо иметь в виду и то, что значительную часть их работы составляет обеспечение надлежащего исполнения своих приговоров по уголовным делам и постановле­ний по делам об административных правонару­шениях, всех решений по гражданским делам. Они рассматривают, к примеру, вопросы, возникающие при обраще­нии к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным де­лам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т. д.).

В связи с изучением полномочий районных судов важно также знать, что в соответствии с современным законодательством граждан­ские и уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться как судьями единолично, так и в коллегиальном составе — судом, со­стоящим из трех судей-профессионалов.

Установленный уголовно-процессуальным законодательством по­рядок единоличного рассмотрения дел в районных судах ничем не от­личается от порядка рассмотрения, осуществляемого тремя судьями- профессионалами. Действующее законодательство достаточно детально регламенти­рует разбирательство практически всех дел, рассматриваемых район­ными судами.

Верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды, суды автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе федеральных судов (граждан­ских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они явля­ются непосредственно вышестоящими для районных судов и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Наши рекомендации