Состав земель РФ.Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Земельные правоотношения
Земельные правоотношения - это общественные отношения, урегулируемые нормами земельного права, участники которых являются носителями прав и обязанностей.
отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).
Объектом земельных правоотношений является вещь, которая является основой возникновения земельного правоотношения, т.е. то, по поводу чего складываются отношения. Виды объектов земельных правоотношений закреплены в статье 6 Земельного кодекса РФ: земля как природный объект и природный ресурс, т.е. весь земельный фонд РФ в целом, его составные части в пределах определенных категорий; земельные участки, как объекты недвижимого имущества и также части земельных участков.
Земельный участок возникает как объект правоотношений только после его идентификации, то есть установления индивидуально-определенных признаков.
В настоящее время законодательное определение земельного участка дается в новой главе 1.1 ЗК РФ «Земельные участки» (введена Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ), которая посвящена исключительно земельным участкам и способам их образования. Согласно статье 11.1 этой главы ЗК РФ,
земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В части отдельных земельных участков в законодательстве Российской Федерации содержатся определения конкретизирующие основное понятие, но уже с точки зрения целевого использования участков. Так, в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» приведены и используются следующие определения:
садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Субъекты земельных правоотношений – это участники этих отношений, которые имеют определенные права и обязанности. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); российские и иностранные юридические лица; государство(Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования. Все субъекты, как индивидуальные, так и коллективные обладают правосубъектностью, которая включает в себя две составляющие: правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя обязанности и исполнять их).
Также к субъектам земельных правоотношений используются следующие понятия и определения:собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;землевладельцы- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Содержание.
1) Норма права
2) Гепотиза (первый элемент правовой нормы). Это описание условий действии правовой нормы.
3) Диспозиция – которая указывает каким должно быть поведение людей организации, предприятий , учреждений пр наличий предусмотренной гепотизой фактических обстоятельств или условий.
4) Санкция – это составная часть правоохранительной нормы, санкция может быть не только показательной (штрафной) правовосстановительной т.е. только на восстановление нарушенного права.
4. Возникновениеземельногоучасткакак объектаправа.Земельный участок как объект права и, соответственно, как объект для совершения сделок (от сделки приобретения до сделок по отчуждению земельного участка) возникает только после того, как определены его границы.
До определения границ земельного участка как объекта права не существует. Соответственно, возникновение участка как объекта права включает в себя следующие стадии:
• образование участка, включающее определение его границ;
• кадастровый учет участка;
• регистрация права на участок.
Описание границ земельного участка проводится путем осуществления кадастровых работ по определению границ земельного участка на местности (работы по межеванию земельных участков, в ходе которых определяются и согласовываются границы земельных участков с закреплением их на местности межевыми знаками и определением координат).
Удостоверение границ и индивидуализация земельных участков, которая в настоящее время должна проводиться в рамках подготовки земельного участка как объекта недвижимости к кадастровому учету, который регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
По определению Закона, к государственному кадастровому учету относятся действия, подтверждающие существование индивидуально-определенного объекта недвижимости, в том числе земельного участка, или прекращение такого существования.
В результате кадастрового учета каждому земельному участку присваивается свой кадастровый номер, что облегчает получение объективной (официальной) информации об участке и находящихся на нем объектах недвижимости.
Результатом кадастрового учета участка является выдача заинтересованному лицу кадастрового паспорта объекта недвижимости. Отсутствие указанных документов, в свою очередь, свидетельствует о том, что земельный участок не сформирован в качестве объекта земельных отношений и гражданского оборота.
Земельные участки характеризуются размером, местом расположения, целевым назначением, качественными показателями, кадастровой оценкой, объемом прав. Все это находит свое отражение при государственной регистрации прав на землю.
Основные признаки земельного участка:
Земельный участок обладает количественными (площадь, протяженность) и качественными (местоположение, бонитет, уровень обустройства) характеристиками, которые можно подвергнуть оценке и учету. Земельный участок является сложным структурированным объектом недвижимости. В нем выделяются «территориальные границы», «поверхностный (почвенный) слой». На земельном участке могут быть расположены здания, строения и сооружения, а также иные объекты.
Ценность земельного участка напрямую зависит от ценности расположенного на нем объекта недвижимости или возможности его расположить. Такими объектами могут быть не только здания и сооружения, но и леса, водные объекты и т. д.
Образование земельного участка
В новой главе 1.1 ЗК РФ предусмотрены четыре способа образования земельных участков, к которым относятся:
• раздел;
• объединение;
• перераспределение;
• выдел.
Раздел земельных участков - способ образования, при котором из одного участка образуются несколько, при этом разделенный участок прекращает существование в качестве объекта права.
Исключение составляют случаи раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному объединению граждан, в результате которого образуются участки, предназначенные для граждан, а также участки (участок), относящиеся к имуществу общего пользования. После раздела прежний участок в указанном случае сохраняется в измененных размерах. Кроме того, в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса" Российской Федерации» включена норма о том, что до 1 января 2015 г. возможен раздел земельного участка, предоставленного из публичной собственности гражданину или юридическому лицу, при этом прежний участок сохраняется в измененных границах.
Образующиеся при разделе садовые, огородные или дачные земельные участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Не подлежат разделу земельные участки с расположенным на них прудом или обводненным карьером в случае, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера
Выдел земельного участка предусмотрен только в виде выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. После выдела прежний участок сохраняется в измененных границах. Участник общей долевой собственности, по требованию которого произведен выдел, приобретая право собственности на вновь образованный участок, одновременно утрачивает право общей долевой собственности на измененный участок. Остальные участники общей долевой собственности сохраняют свое право с учетом изменившегося размера долей. Следует отметить, что выдел участка из общей долевой собственности не всегда возможен.
Земельный участок, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, всегда признается неделимым в соответствии со статьями 22 ЗК РФ, статьями 128,133, 244, 261, 607 ГК РФ, рассматриваемыми в нормативном единстве.
Невозможно выделить участок из участка под многоквартирным домом, поскольку доля в праве собственности на него, принадлежащая каждому собственнику в доме, не существует отдельно от права этого собственника на помещение в доме.
При объединении смежных участков в один их существование прекращается. Здесь действуют правила перехода прав, аналогичные тем, что предусмотрены при разделе. Если у объединяемых земельных участков один собственник, он же становится собственником образованного участка. Если объединяемые участки в общей долевой собственности, вновь образованный участок также поступает в их общую долевую собственность. Если же несколько собственников объединяют свои участки, то новый участок становится общей собственностью. Закон предусматривает возможность объединения разных участков, обремененных правами постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного владения или безвозмездного срочного пользования, только если все они предоставлены на этих правах одному лицу. Наличие обременения в виде залога не препятствует объединению участков, при этом залог будет распространен на весь образованный вновь участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Перераспределением является образование нескольких смежных участков из прежних смежных участков. Б основном закон допускает перераспределение лишь частных земельных участков по соглашению их собственников. Перераспределение участков, находящихся в публичной собственности, возможно лишь в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также при образовании участков для размещения объектов, предусмотренных частью 1 статьи 49 ЗК РФ, то есть тех объектов, для размещения которых могут быть изъяты земельные участки для государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении указанных способов образования новых участков должны соблюдаться следующие правила.
Границы участков не должны пересекать границ муниципальных образований и населенных пунктов. Образование новых участков не должно приводить к невозможности разрешенного использования самих участков или расположенных на них объектов недвижимости, а также к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим использованию и охране земель, недостаткам. Например, нельзя разделить земельный участок сельскохозяйственного назначения на два участка, один из которых предполагается сохранить в статусе земель сельскохозяйственного назначения, а другой выделить для строительства дома. Дома не могут возводиться на землях сельскохозяйственного назначения, следовательно, участок не может быть разделен, так как требуется перевод из одной категории в другую.
На вновь образуемых участках сохраняют действие сервитуты, установленные на прежних участках (в прежних границах). Также сохраняют свое действие в прежних границах имеющиеся обременения (ограничения), при этом в отношении тех из них, что установлены по договорам, действуют правила договоров. Вторичные права на участки (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или безвозмездного срочного пользования) переходят на вновь образованные участки, при этом принятие дополнительных решений о представлении участков на этих правах не требуется. Обременение в виде аренды также переходит на вновь образованные участки, если иное не предусмотрено договором аренды.
При образовании участков должны соблюдаться требования градостроительных регламентов как в отношении сохранения разрешенного использования участков и объектов на них, так и в отношении установленных такими регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков. Если в отношении конкретных земельных участков градостроительные регламенты не распространяются или не действуют в силу статьи 36 ГСК РФ, предельные размеры образуемых участков определяются в соответствии с земельным законодательством и соответствующими специальными законами. Нарушение этих правил влечет отказ в кадастровом учете образуемых земельных участков и, соответственно, невозможность регистрации прав на них.
Образованные вновь участки имеют то же разрешенное использование и целевое назначение, что и прежние. Для образования участков (кроме образования их из публичных земель, предоставленных унитарным предприятиям и публичным учреждениям) необходимо письменное согласие всех правообладателей прежних участков (кроме владельцев сервитута).
Статья 8.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К числу обязательных требований для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую относится подача заинтересованным лицом ходатайства о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Ходатайство должно содержать несколько формализованных сведений: кадастровый номер земельного участка, указание категории земель, в состав которой входит участок, и категории земель, в состав которой предполагается осуществить перевод, права на земельный участок. Помимо этого ходатайство должно включать неформализованную информацию - обоснование перевода земель/земельных участков из одной категории в другую. К ходатайству прилагается ряд документов, которые различны по своему содержанию и по процедуре их получения в целях инициирования перевода земель из одной категории в другую. К таким документам относятся выписка из Государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на переводимый участок; заключение государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных федеральным законом; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка; расчеты потерь сельхозпроизводства или потерь лесного хозяйства. Исключением из общих правил перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений являются случаи, когда заявителями выступают исполнительные органы власти или органы местного самоуправления. Земельное законодательство предусматривает два случая отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории земель в другую: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма и содержание которых не соответствуют требованиям законодательства. Такие ходатайства подлежат возврату подавшему их лицу в течение 30 дней со дня поступления ходатайства, при этом в ответе должно содержаться указание на причины, послужившие основанием для отказа в принятии ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию либо акт об отказе в переводе. Содержание и форма акта о переводе земель или земельных участков четко определены. В нем должны содержаться основания изменения категории земель; границы и описание местоположения земель, их площадь и кадастровые номера; категория земель, перевод из которой осуществляется; категория земель, перевод в которую осуществляется. Акт о переводе земельного участка принимается без установления определенного срока действия данного решения, т.е. бессрочно, или до момента, когда будет принят новый акт, отменяющий его. Вместе с тем Закон устанавливает случаи, когда перевод земель не допускается: 1) установление федеральными законами запрета на перевод земель из одной категории в другую; 2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, земель с устроительной либо неустроительной документацией. Исполнительный орган государственной власти или органа местного самоуправления, принявший акт о переводе земель, направляет копию акта в течение 7 дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению Государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы земельного кадастра. Закон предусматривает гарантии защиты прав заинтересованного лица. Так, данное лицо вправе обратиться в суд в случаях, когда оно не согласно с решением уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Земельное законодательство устанавливает особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения. Перевод таких земель допускается только в исключительных случаях, связанных с: 1) консервацией земель; 2) созданием особо охраняемых природных территорий; 3) установлением или изменением черты поселений; 4) строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами; 5) включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на 30% и более меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и границ полей севооборотов; 7) выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со строительством объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. |
6.Источник права - это форма выражения правовых норм.
Источники земельного права - это нормативные правовые акты, которые содержат нормы земельного права. Источники земельного права образуют земельное законодательство.
Все нормативные правовые акты в зависимости от юридической силы расположены по строго иерархической системе и делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.
Законы РФ принимаются в особом порядке, который установлен Конституцией РФ. Законодательным органом является Федеральное Собрание (Парламент России), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума рассматривает законопроект в трех чтениях, при каждом из которых проводится голосование депутатов, представителей народа. Другая палата – Совет Федерации либо одобряет, либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон. Принятый закон направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон или отклоняет его. Многоступенчатая процедура принятия федерального закона служит гарантией предупреждения, исключения непродуманных решений на законодательном уровне, обеспечивает профессиональное и квалифицированное их рассмотрение как важнейшего источника права.
Конституция РФ - основной закон государства, устанавливает основные начала гражданского права (свобода экономической деятельности, многообразие и равенство форм собственности, неприкосновенность права собственности), обладает прямым действием на территории РФ.
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ, а также иных принятых в соответствии с ним федеральных законов. Гражданское законодательство, согласно Конституции РФ, находится в исключительной компетенции РФ.
Особое место в земельном законодательстве занимает кодифицированный нормативный акт - Земельный кодекс РФ.ЗК РФ является базой для развития всего текущего земельного законодательства на территории РФ. Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет земельного права, регулируются специальными законами. Например, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве» и др. Лесной, Водный кодекс, законодательство о недрах, законы об охране окружающей среды применяются к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому субъекты РФ вправе принимать законы, которые регулируют земельные отношения в пределах территории этого субъекта. Законы субъекта РФ должны соответствовать Земельному кодексу и другим федеральным законам.
К подзаконным нормативным правовым актам относятся правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента РФ не должны противоречить федеральным законам.
Правительство РФ вправе принимать постановления в пределах полномочий, определенных ЗК и иными законами, указами Президента РФ. В случае противоречия их Конституции РФ.федеральным законам и указам Президента РФ, постановление Правительства может быть отменено Президентом РФ (п.3 ст.115 Конституции РФ).
К подзаконным нормативным актам министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные правовые акты), органов исполнительной власти субъектов РФ относятся приказы, регламенты, положения, инструкции, правила и т.д. различных ведомств. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ в пределах своих полномочий.
На таких же условиях могут издавать свои акты, содержащие нормы земельного права и органы местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 15 Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Статьей 4 Земельным Кодексом РФ предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
В статье 5 ГК РФ предусмотрен обычаи делового оборота - это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, но не противоречащие установленным им обязательным положениям, независимо зафиксировано ли оно в каком либо документе. Обычай, противоречащий положением законодательства или договора, не применяется.
Федеральные законы, по общему правилу, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления их в силу.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона считается первая публикация полного его текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Датой принятия закона считается день его принятия Государственной думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией. Все законы подлежат обязательному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты не имеют обратной силы. По общему правилу они могут применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после вступления их в законную силу; вступают в действие одновременно на всей территории РФ и распространяются на всех лиц, находящихся на территории РФ. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация,
Право собственности
Право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над принадлежащим ему имуществом – земельным участком. Право собственности - это право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению и в своих интересах.
Право собственности на земельный участок, является самым полным имущественным правом, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. В основе этого права лежит дозволение совершать любые действия, не запрещенные законом (ч.1 ст.9 Конституции РФ). Оно имеет бессрочный характер и носит исключительный характер, т.к. одна и та же вещь может принадлежать только одному собственнику (или нескольким на праве долевой или совместной собственности).
Формы собственности на землю в РФ установлены Конституцией РФ (ст. 9,36). На территории РФ введены 3 основных форм права собственности на землю: государственная, муниципальная и частная. Они имеют свои разновидности и особенности. Здесь следует обратить внимание на правовые основания возникновения отношений по формам земельной собственности.
Формы права собственности можно разделить на две группы: публичная и частная собственность. Публичной собственностью являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Право собственности на землю в РФ не является абсолютным, оно ограничено по ряду важных признаков: целевому назначению земель, предельным размерам сделок, по содержанию объекта собственности, введением различных обязанностей, налагаемых на собственников и т.п. Эти ограничения и обременения в сфере частной собственности на землю следует четко различать и знать их содержание и значение.Частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц. Статьей 27 Земельного кодекса РФ определен перечень земельных участков, которые ограничены или изъяты в обороте. Земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, установленных федеральными законами.
Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам;
Муниципальная- на собственность муниципальных районов, городов, сельских поселений, городских поселений.
В зависимости от количества собственников на одну вещь, выделяется общая
собственность, которая характеризуется тем, что земельный участок принадлежит не одному лицу, а двум или более лицам. Общая собственность может возникнуть в силу различных оснований: наследования, состояния в браке, образования крестьянского (фермерского) хозяйства, приватизации совместной покупки вещи, постройки дома и т.д.
Общая собственность подразделяется на два вида: долевая и совместная. Совместная собственность, в свою очередь подразделяется на совместную собственность супругов и совместную собственность членов крестьянско-фермерского хозяйства.
Права на недвижимое имущество возникают по общему правилу с момента государственной регистрации.
Как объект права земельный участок имеет целевое назначение и разрешенное использование, которые устанавливаются при предоставлении земельного участка и не подлежат самовольному изменению. Целевое назначение — это установленные законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель. Разрешенное использование - это условия и порядок эксплуатации земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременении.
Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Первые могут быть разделены на части, каждая из которых после этого образует самостоятельный земельный участок; при этом его разрешенное использование осуществляется без перевода в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Неделимым соответственно является земельный участок, не обладающий признаками делимого (т.е. его нельзя разделить на самостоятельные участки). Неделимым земельный участок может быть признан законом.
Одной из особенностей частной собственности на землю является нормирование земельных участков при их предоставлении. Существуют три вида норм:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Средняя районная норма была установлена в период проведения земельной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан. При определении среднерайонной нормы, вся площадь сельхозугодий в пределах сельскохозяйственного предприятия района, за исключением земель, передаваемых в ведение органов местного самоуправления делится на суммарную численность следующих категорий лиц: работников сельскохозяйственного предприятия; пенсионеров этих хозяйств; лиц занятых в социальной сфере на селе. Главы местных администраций сельских районов вправе устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земель в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.
3. Нормы отвода устанавливаются для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией для целей, не указанных выше. Перечень прав и обязанностей собственников земель, установленныйв ст. 40,42 ЗК РФ, может уточняться, дополняться нормами специальных законов.
Служ