Раздел 1. Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
Форма отчетности: зачет
4.1. Структура дисциплины
№ п.п. | Наименование разделов и тем дисциплины | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | Текущий контроль | Всего часов | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семинары | всего | ||||||
Модуль 1. Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем | ||||||||
Тема 1. Предмет, задачи и история развития сравнительного правоведения. | Опрос, групповые задания по знанию предмета и этапов развития философии права, контрольная работа | |||||||
Тема 2. Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях. | ||||||||
Модуль 2. Основные правовые системы народов мира: англосаксонское право, романо-германская правовая семья, правовая семья КНР | ||||||||
Тема 3. Англосаксонская правовая семья | Опрос, решение практических задач, защита рефератов | |||||||
Тема 4. Романо-германская правовая семья. Особенности правовой семьи КНР | ||||||||
Модуль 3. Исламская и индусская правовая семья. | ||||||||
Тема 5. Мусульманская правовая семья | Опрос, групповые задания по школам права, реферирование статьи | |||||||
Тема 6. Семья обычного права. Иудейское право | ||||||||
Тема 7. Специфика правовой системы России | ||||||||
Итого |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
Модуль 1.Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Модуль 2. Основные правовые системы народов мира: англосаксонское право, романо-германская правовая семья, правовая семья КНР | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Модуль 3. Исламская и индусская правовая семья | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) 42 | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Модуль I.
Раздел 1. Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем.
Тема 1. Предмет, задачи и история развития сравнительного правоведения.
Сравнительное правоведение: научный метод или комплексная научная дисциплина? Междисциплинарные связи с отдельными отраслями права и научными дисциплинами. Предмет и задачи сравнительного правоведения.
Предшественники науки сравнительного правоведения в доиндустриальных обществах. Формирование школ научного правоведения в Германии, Франции, Великобритании и США.
Интернационализация сравнительного правоведения в XX в.: от Международного конгресса по сравнительному праву в Париже 1900 г. до наших дней. Предпосылки для развития сравнительного правоведения в России. Выдающиеся специалисты в области сравнительного правоведения.
Тема 2. Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях.
Правовые системы – основная единица анализа в сравнительном правоведении. Объединение правовых систем в правовые семьи и варианты их классификации. Главные и дополнительные элементы правовых систем в процессе анализа. Диахроническое и синхронное сравнение. Сравнение на микроуровне. Нормативное и функциональное сравнение. Связь сравнительного правоведения с международным публичным правом и международным частным правом. Роль сравнительного правоведения в развитии интеграционных процессов в Европе.
Модуль 2. Основные правовые системы народов мира: англосаксонское право, романо-германская правовая семья, правовая семья КНР.
Модуль 3. Исламская и индусская правовая семья.
Темы семинарских занятий
Модуль I.
Раздел 1. Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем.
Модуль II.
Образовательные технологии
В процессе преподавания данной дисциплины планируется проведение практических занятий в форме дискуссионно-аналитических выступлений (диспутов). Это позволяет магистрантам выявить сущность и содержание культурно-правовых явлений и процессов, противоречий и тенденций, характеризующих состояние современных правовых систем стран мира, а также овладеть методикой и техникой компаративистского анализа, самостоятельно научится работать с первоисточниками и научной литературой, систематизировать и обобщать, аргументировано излагать и обосновывать собственную позицию, взгляд, точку зрения на проблемы российской правовой системы.
Также планируется проведение тестирования в компьютерном классе для текущего контроля знаний магистрантов.
В ходе проведения лекционных и семинарских занятий планируется использование демонстрационного комплекса группового пользования на базе проектора.
5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа должна носить описательный характер, её объём не требует исчерпывающего изучения первоисточников, как это происходит при написании реферата и тем более курсовой работы. Общий объём рукописного (или печатного) текста не должен превышать 3 – 5 страниц.
Модуль 1.
1. Сформулируйте существенные различия между континентальной и англо-саксонской правовой семьёй.
2. Сравните английскую и американскую правовые системы.
3. Сравните французскую, германскую и латино-американские правовые системы.
4. Сформулируйте особенности правовых систем скандинавских стран.
Литература:
1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.
2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.
3. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.
4. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.
5. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.
6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.
7. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.
8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.
9. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.
10. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.
Модуль 2.
1. Обозначьте разницу между индусским правом и правовой системой современной Индии.
2. Сформулируйте основные черны мусульманского и иудейского права.
3. Сравните правовые системы России, Белоруссии и Украины.
4. Сравните правовую систему Ирана и Пакистана.
Литература:
1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.
2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.
3. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.
4. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.
5. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.
6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.
7. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.
8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.
9. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.
10. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.
Темы рефератов (курсовых работ):
Модуль 1:
1. Правовая система США.
2. Правовая система Великобритании.
3. Правовая система Франции.
4. Правовая система Германии.
5. Правовая система Италии.
6. Правовая система Испании.
7. Правовая система Польши.
8. Правовая система Финляндии.
9. Правовая система. Белоруссии.
10. Правовая система Украины.
Модуль 2.
1. Правовая система Индии.
2. Правовая система Пакистана.
3. Правовая система Египта.
4. Правовая система Нигерии.
5. Правовая система ЮАР.
6. Правовая система Израиля.
7. Правовая система Ирана.
8. Правовая система Ливии.
9. Правовая система Алжира.
10. Правовая система Марокко.
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение обеспечение дисциплины (модуля)
а) Основная литература:
1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.
2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.
3. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.
4. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.
5. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.
6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.
7. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.
8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.
9. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.
10. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.
б) дополнительная литература:
1. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М., 2003.
2. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. – М., 2004.
3. Додонов В.Н. Прокуратура зарубежных стран: Справочник. – М., 2006.
4. Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: Учебник. – М., 2004.
5. Киселёв И.Я. Сравнительное трудовое право. – М., 2005.
6. Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. – М., 2002.
7. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. – М., 2002.
8. Судебные системы европейских стран: Справочник. – М.. 2002.
9. Тихомиров А.Д. Юридическая компаративистика. Философские, теоретические и методологические проблемы. – Киев, 2005.
10. Чернооков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учеб. пособие. Спб., 2004.
в) программное обеспечение и Интернет ресурсы: лекции презентации на инкампусе.
1. Site de Philippe Remacle - http://remacle.org/
2.Gallica. Bibliotheque numerique - http://gallica.bnf.fr/
3.Библиотека Гумер - http://www.gumer.info/Name_Katalog.php
4. Википедия. Свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. История Древнего Рима - http://ancientrome.ru/
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Работа программы обеспечивается широким использованием интерактивных досок, компьютеров, ноутбуков, презентационных комплексов.
Учебная карта дисциплины
«Сравнительное правоведение» доц. Серегин А.В.
№ | Вид контрольных мероприятий | Текущий контроль | Рубежный контроль | ||
Модуль 1 | |||||
1. | Активность на практических занятиях; | 4 балла – активная работа, включая основной ответ и дополнения по теме; развернутая презентация; 2 балла – 1-2 дополнения, решение казуса. | |||
2. | Промежуточное тестирование, участие в «деловых играх», экспресс-опросы, контрольные работы | В зависимости от степени сложности заданий и активности участвующего – от 2 до 4 баллов | |||
3. | Выполнение индивидуальных домашних заданий (выбирается преподавателем) | В выполненном задании присутствует анализ, аргументация, обоснование и обобщение – 4 балла; задание выполнено недостаточно полно, имеет лаконичный характер, есть недочеты – 2 балл; отсутствие самостоятельности, не соответствие требованиям – 0 баллов. | |||
4. | Самостоятельная работа (реферирование, написание эссе, подготовка презентаций) | 2-5 балла за каждую позицию в зависимости от объема и качества. При отсутствии самостоятельности – 0 баллов. | |||
Модуль 2 тут общества | |||||
1. | Активность на практических занятиях | 3 балла – активная работа, включая основной ответ и дополнения по теме; развернутая презентация; 1 балла – 1-2 дополнения, решение казуса. | |||
2. | Промежуточное тестирование, участие в «деловых играх», экспресс-опросы, контрольные работы | В зависимости от степени сложности заданий и активности участвующего 2 балла | |||
3. | Выполнение индивидуальных домашних заданий (выбирается преподавателем) | В выполненном задании присутствует анализ, аргументация, обоснование и обобщение – 4 балла; задание выполнено недостаточно полно, имеет лаконичный характер, есть недочеты – 2 балл; отсутствие самостоятельности, не соответствие требованиям – 0 баллов. | |||
4. | Самостоятельная работа (реферирование, написание эссе, подготовка презентаций) | 2-6 балла за каждую позицию в зависимости от объема и качества. При отсутствии самостоятельности – 0 баллов. | |||
Модуль 3 | |||||
1. | Активность на практических занятиях | 3 балла – активная работа, включая основной ответ и дополнения по теме; развернутая презентация; 1 балла – 1-2 дополнения, решение казуса. | |||
2. | Промежуточное тестирование, участие в «деловых играх», экспресс-опросы, контрольные работы | В зависимости от степени сложности заданий и активности участвующего 2 балла | |||
3. | Выполнение индивидуальных домашних заданий (выбирается преподавателем) | В выполненном задании присутствует анализ, аргументация, обоснование и обобщение – 4 балла; задание выполнено недостаточно полно, имеет лаконичный характер, есть недочеты – 2 балл; отсутствие самостоятельности, не соответствие требованиям – 0 баллов. | |||
4. | Самостоятельная работа (реферирование, написание эссе, подготовка презентаций) | 2-6 балла за каждую позицию в зависимости от объема и качества. При отсутствии самостоятельности – 0 баллов. | |||
Всего | |||||
Бонусные баллы | до 10 | Научная активность (подготовка доклада к заседанию научного кружка «Государсвовед», участие в работе «Круглых столов», научных конференций, публикация статьи и др.) | |||
Текущий контроль
Работа на семинарских занятиях – основной ответ в виде свободного изложения поставлено проблемы с использованием источников и дополнительной литературы, дополнение к основному ответу, решение казуса.
Реферирование статьи из специального юридического журнала (выбирается магистрантом самостоятельно или выдается преподавателем). Задание сопровождается вопросами, отвечая на которые магистрант должен раскрыть смысл статьи и прокомментировать существо поставленной проблемы.
Написание эссе по актуальным вопросам теории государства и права. Также эссе может представлять собой развернутый ответ на поставленный вопрос. Ответы на такого рода задания должны отличать ясность и четкость ответа с комментариями магистранта и опорой на существующие в науке точки зрения, а также изложение аргументированной собственной позиции.
Контрольная работа проводится в аудитории в течение 20 минут и касается узких вопросов семинарского занятия.
Выполнение практического задания предполагает собой изучение первоисточника или его отдельной части с выводами и комментариями магистранта.
Подготовка презентации выполняется по тому или иному вопросу, имеющему отношение к текущему семинарскому занятию, и предполагает углубленное изложение одного из вопросов семинарского занятия или его части.
Экспресс-опрос осуществляется в течение 20 минут на семинарском занятии по текущей теме, в котором задействуется вся аудитория, и предполагает односложные ответы на поставленные вопросы.
Рубежный контроль осуществляется в виде компьютерного тестирования или выполнения развернутой контрольной работы по модулю с различными видами заданий.
1. | Бонусные баллы | до 10 | Начисление бонусных баллов возможно при условии активной работы на семинарских занятиях, участии в кружках, круглых столах, студенческих конференциях, а также при наличии публикаций по дисциплине. |
2. | Промежуточная аттестация (экзамен) | Проводится в комбинированной форме в виде сочетания письменных заданий с устной формой собеседования. Экзаменационное задание включает 7 видов различных заданий, включая теоретические и практические вопросы, и предполагает знание терминологии и наличие навыков реферирования. Сдача экзамена может быть засчитана при условии, что магистрант при выполнении заданий набрал не менее 22 баллов из 40 возможных. |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
Форма отчетности: зачет
4.1. Структура дисциплины
№ п.п. | Наименование разделов и тем дисциплины | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | Текущий контроль | Всего часов | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семинары | всего | ||||||
Модуль 1. Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем | ||||||||
Тема 1. Предмет, задачи и история развития сравнительного правоведения. | Опрос, групповые задания по знанию предмета и этапов развития философии права, контрольная работа | |||||||
Тема 2. Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях. | ||||||||
Модуль 2. Основные правовые системы народов мира: англосаксонское право, романо-германская правовая семья, правовая семья КНР | ||||||||
Тема 3. Англосаксонская правовая семья | Опрос, решение практических задач, защита рефератов | |||||||
Тема 4. Романо-германская правовая семья. Особенности правовой семьи КНР | ||||||||
Модуль 3. Исламская и индусская правовая семья. | ||||||||
Тема 5. Мусульманская правовая семья | Опрос, групповые задания по школам права, реферирование статьи | |||||||
Тема 6. Семья обычного права. Иудейское право | ||||||||
Тема 7. Специфика правовой системы России | ||||||||
Итого |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
Модуль 1.Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Модуль 2. Основные правовые системы народов мира: англосаксонское право, романо-германская правовая семья, правовая семья КНР | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Модуль 3. Исламская и индусская правовая семья | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) 42 | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Модуль I.
Раздел 1. Предмет и задачи сравнительного правоведения. История сравнительного правоведения. Понятие «правовая система». Классификация правовых систем.