Правовое обеспечение Экономического механизма охраны и рационального использования земель
(2 часа)
Вопросы:
1. Правовое регулирование кадастровой оценки земель, земельных участков.
2. Плата за предоставление земельных участков в собственность и аренду.
3. Плата за пользование земельными участками
а. земельный налог;
б. арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
4. Возмещение землепользователям убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки.
5. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.
6. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель.
Задачи.
1. В 2008 году крестьянскому (фермерскому) хозяйству был предоставлен земельный участок для ведения сельского хозяйства площадью 50 га на праве аренды. Плата за право заключения договора аренды земельного участка не вносилась. В 2010 году в крестьянское (фермерское) хозяйство приняло решение о передаче части земельного участка площадью 10 га в субаренду.
Назовите особенности внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка. Как определяется ее размер?
Какие субъекты и при каких условиях освобождаются от внесения указанной платы?
Вправе ли крестьянское (фермерское) хозяйство передать указанный участок в субаренду?
2. Определите порядок расчета и размер земельного налога и арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности:
а) площадью 0,5 га, предоставленный унитарному предприятию для размещения производственного цеха на территории Березовичского сельского совета Пинского района Брестской области;
б) площадью 20 га, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, относящийся к пахотным землям с кадастровой оценкой 25 баллов, расположенный на территории Березовичского сельского совета Пинского района Брестской области;
в) за земельный участок, названный в пункте «б», если по нему отсутствует кадастровая оценка;
г) площадью 0,1 га, предоставленный гражданину в садоводческом товариществе Боровая Минского района Минской области.
3. Жители г. Солигорска, имеющие в пожизненном наследуемом владении и аренде земельные участки, расположенные в санитарно-защитной зоне одного из предприятий, обратились в районный исполнительный комитет с заявлением, в котором просили освободить их от уплаты земельного налога и арендной платы в связи с тем, что вредные выбросы предприятия препятствуют нормальному использованию земельных участков.
Может ли исполком удовлетворить эту просьбу?
Назовите особенности взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в границах населенных пунктов.
Какие льготы по земельному налогу и арендной плате предусмотрены для граждан?
4. Витебский областной исполком принял решение об изъятии части земель площадью 5 га, находящихся в пользовании сельскохозяйственного унитарного предприятия «Искра», для предоставления ООО «Эпос» в целях строительства промышленного предприятия. Изымаемые земли относятся к малопродуктивным сельскохозяйственным землям.
Республиканское дочернее унитарное предприятие "Витебский институт недвижимости и оценки" определил размер убытков, причиненных изъятием земельного участка, – 40 миллионов рублей. Сельскохозяйственное унитарное предприятие обратилось с исковым заявлением в хозяйственный суд, в котором оспаривало размер убытков, а также просило взыскать стоимость потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием, и обязать ООО «Эпос» произвести прокладку новой внутрихозяйственной дороги к животноводческой ферме, ранее проходившей по изъятому участку.
Объясните структуру и порядок возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель.
Подлежат ли удовлетворению требования УП «Искра»?
5.В 1999 году для организации садоводческого товарищества «Зенит» были предоставлены малопродуктивные земли, изъятые из земель колхоза. Земельный массив садоводческого товарищества был расположен на территории, использовавшейся ранее колхозом для добычи торфа.
В связи с непригодностью этих земель для выращивания продукции садоводства садоводческое товарищество за свой счет провело ряд мероприятий по повышению продуктивности земель.
В 2009 году, в связи с проведением массового кадастрового учета земель, правление садоводческого товарищества обратилось в исполком с ходатайством о частичном возмещении затрат по улучшению качества земли либо предоставлении членам садоводческого товарищества, участвовавшим в проведении указанных мероприятий, льгот по уплате земельного налога.
Какие меры экономического стимулирования могут применяться для лиц, проводящих мероприятия по улучшению качества земли?
Какие льготы по земельному налогу существуют для граждан?
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. № 425-З, с изм. и доп. от 06.11.2008 № 447-З, от 28.12.2009 № 96-З, от 06.05.2010 № 120-З, от 7 января 2011 г. № 232-З.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), от 19.12.2002 № 166-З (с изм. и доп. от 22.07.2003 № 225-З, от 01.01.2004 № 260-З, от 03.08.2004 № 309-З, от 29.10.2004 № 319-З, от 18.11.2004 № 338-З, от 31.12.2005 № 80-З, от 16.05.2006 № 110-З, от 29.06.2006 № 137-З, от 29.12.2006 № 190-З, от 04.01.2007 № 205-З, от 26.12.2007 № 302-З, от 13.11.2008 № 449-З, от 29.12.2009 № 72-З).
3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), 29.12.2009 № 71-З (с изм. и доп. от 15 октября 2010 г. № 174-З, от 10 января 2011 г. № 241-З).
4. Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (с изм. и доп. от 13.08.2010)
5. Указ Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности"
6.Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (с изм. и доп. от 27.12.2007 № 667, от 06.02.2009 № 64, от 12.05.2009 № 241, от 11.06.2009 № 305, от 21.08.2009 № 427, от 11.12.2009 № 622, от 11.12.2009 № 624, от 26 мая 2011 г. № 220) и утвержденные им положения
7.Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» (с изм. и доп. от 05.05.2009 № 231, от 09.03.2010 № 143).
8.Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 231 "О дополнительных мерах по защите имущественных прав при изъятии в г. Минске земельных участков для государственных нужд"
9. Положение о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости: Постановление Совета Министров от 26 марта 2008 г. № 462 (с изм. и доп. от 22.08.2008 № 1214, от 10.09.2008 № 1322, от 16.12.2008 № 1943, от 23.12.2008 № 2010, от 31.12.2008 № 2052, от 31.12.2008 № 2053, от 10.02.2009 № 183, от 23.04.2009 № 523, от 25.04.2009 № 542, от 14.07.2009 № 934, от 08.08.2009 № 1049, от 26.08.2009 № 1106, от 05.11.2009 № 1446, от 11.03.2010 № 342, от 26.07.2010 № 1114, от 2 ноября 2010 г. № 1615, от 30 ноября 2010 г. № 1747, от 21 июня 2011 г. № 812, от 30 июня 2011 г. № 886, от 22 августа 2011 г. № 1115).
10. Положение о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства; Положение о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства: Постановление Совета Министров от 26 марта 2008 г. № 462 (с изм. и доп. от 22.08.2008 № 1214, от 10.09.2008 № 1322, от 16.12.2008 № 1943, от 23.12.2008 № 2010, от 31.12.2008 № 2052, от 31.12.2008 № 2053, от 10.02.2009 № 183, от 23.04.2009 № 523, от 25.04.2009 № 542, от 14.07.2009 № 934, от 08.08.2009 № 1049, от 26.08.2009 № 1106, от 05.11.2009 № 1446, от 11.03.2010 № 342, от 26.07.2010 № 1114, от 2 ноября 2010 г. № 1615, от 30 ноября 2010 г. № 1747, от 21 июня 2011 г. № 812, от 30 июня 2011 г. № 886, от 22 августа 2011 г. № 1115).
11. Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 31.05.2007 № 31 "О некоторых вопросах кадастровой оценки земель" (с изм. и доп. от 20.11.2007 № 60).
12.Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 июня 2009 г. № 45/45 "О подтверждении кадастровой стоимости земельного участка".
13. Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 14.05.2008 № 41 "О поэтапном возмещении потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства".
14. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.01.2007 № 2 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работы налоговых органов по обеспечению учета плательщиков налога на недвижимость и земельного налога, правильного исчисления, полной и своевременной уплаты физическими лицами налога на недвижимость и земельного налога" (с изм. и доп. от 15.01.2008 № 3, от 30.04.2008 № 47, от 23.12.2008 № 113, от 23.04.2009 № 40, от 09.02.2010 № 5).
15. Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24.03.2005 № 6 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами" ( с изм. и доп. от 10.02.2006 № 1).
16. СТБ 52.2.01-2007 "Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка земельных участков": утв. Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (с изм. и доп. от 30.11.2007 N 62, от 19.03.2008 N 14, от 31.03.2008 N 16, от 13.06.2008 N 34, от 29.08.2008 N 43, от 28.11.2008 N 56, от 27.02.2009 N 11, от 28.04.2010 N 18, от 05.05.2010 N 19, от 15.07.2010 N 40, от 28.07.2010 N 41, от 19.10.2010 N 60, от 01.11.2010 N 64).
Семинарское занятие 9.