Как правило, возникают по поводу правонарушений, когда
Наступает необходимость юридического воздействия на
Нарушителя земельного законодательства. Названные
Отношения могут складываться и при отсутствии право-
Нарушения, когда есть угроза его наступления.
Земельные правоотношения могут быть классифи-
Цированы и по иным основаниям, широко используе-
мым в гражданском праве:
По критерию содержания - на имущественные и не-
имущественные;
По критерию определенности состава субъектов -
на абсолютные и относительные;
По степени взаимной обязанности их участников-
На отношения равноправия (партнерские отноше-
Ния) и отношения подчиненности одной стороны
Другой и т. д.
В конце 1992 г. было выявлено, что сроки, установ-
Ленные для проведения земельной реформы, не реаль-
Ны. Причины невозможности их соблюдения за-
ключались в отсутствии:
Правовой базы, на основании которой должна была
проводиться приватизация земель;
Необходимого количества денежных средств.
Впоследствии вышеуказанные сроки продлевались,
Однако вновь были нарушены. Необходимо отметить,
Что до настоящего времени многие физические и юри-
Дические лица не переоформили права на землю.
Октября 1993 г. принят Указ Президента РФ «О ре-
Гулировании земельных отношений и развитии аграр-
ной реформы в России», который:
Утвердил неограниченное право частной собствен-
ности на землю физических и юридических лиц;
2) признал землю имуществом, недвижимостью;
Закрепил право собственников земельных участков
И долей свободно распоряжаться ими и совершать
Сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать О
по наследству, сдавать в залог, вносить в качест- "*
Ве взносов в уставной капитал акционерных об-
Ществ, производственных сельхозкооперативов
и других организаций;
Установил, что сделки с землей регулируются граж-
Данским законодательством с учетом земельного
И экологического законодательства. Это принципиаль-
Но важно, так как подчеркивается особенность
Земли как имущества, недвижимости, которые необ-
Ходимо обязательно учитывать при регулировании.
Конституция РФ, принятая на референдуме 12 де-
Кабря 1993 г., в ст. 9 и 36 закрепила все формы пра-
Ва собственности на землю: частную, государствен-
Ную, муниципальную и, как сказано в Конституции,
«иные формы».
В ходе земельной и аграрной реформ сложились
Новые формы права собственности и других прав на
Землю, новые субъекты земельных и аграрных отно-
Шений.
10. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ
Земельно-правовая норма- это правило поведе-
ния субъектов земельных отношений, которым они
должны руководствоваться, совершая свои действия
и поступки, принимая ответственные решения.
Земельно-правовая норма, как и всякая иная пра-
вовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е.
составные части, связанные между собой определен-
ным логическим содержанием.
Структура земельно-правовой нормы:
1) гипотеза, т. е. описание условий действия право-
вой нормы. Условие не обязательно должно быть
подробным описанием. В земельном законодатель-
стве содержится немало статей, в которых описы-
ваются очень краткие фактические обстоятельства,
необходимые для применения данной правовой
нормы. Этим фактическим обстоятельством может
быть, например, то, что пользователем земельно-
го участка является гражданин или государствен-
ная, общественная организация. Юридический ста-
тус субъекта земельного права служит здесь
необходимым условием (фактом) для применения
определенной земельно-правовой нормы. В гипо-
тезе не обязательно присутствие слова «если», ука-
зывающего на условие, но оно всегда подразуме-
вается;
2) диспозиция, которая указывает, каким должно быть
поведение людей, организаций, предприятий,
учреждений при наличии предусмотренных гипотезой
фактических обстоятельств или условий;
3) санкция, которая указывает на юридические послед-
ствия совершенного правонарушения (штраф, при-
нудительное изъятие земельного участка и др.).
Санкция может быть не только наказагельной
(штрафной), но и просто правовосстановительной, V
Г
11. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА: