Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда и особенности его государственного регулирования.
Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Правовой режим земель лесного фонда – это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны. Целевое назначение лесных правоотношений заключается в создании правового и экономического механизма для обеспечения комплексного и рационального использования лесных ресурсов, а также охраны и воспроизводства лесов с учетом их экологического значения. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ. Также на правовой режим земель лесного фонда влияют их средообразующее, народнохозяйственное значение, а также их местоположение и выполняемые ими функции. По этому признаку леса относятся к трем группам (первой, второй, третьей); первая группа лесов имеет категории защитности. Отнесение лесов к группам означает установление режимов использования земель, и если на землях лесов первой группы устанавливается режим, соответствующий их охранительной функции, то на землях лесов второй группы применяется ограниченный режим пользования лесным фондом, а на землях лесов третьей группы осуществляется преимущественно эксплуатационный характер использования лесов для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для экологических функций этих лесов. Правовой режим использования лесов можно подразделить на общий, обязательный для любой группы и категории защитности лесов, и особенный, обусловленный характером использования лесов и земель, на которых расположены данные леса. Установление, дифференциация и изменение правового режима земель лесного фонда осуществляются путем государственного управления и государственного регулирования в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, которое, наряду с общими, обладает особыми чертами, обусловленными характером лесного фонда на тех или иных землях. Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.Государственная инвентаризация лесов проводится в целях:1) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;2) оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
3) информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Государственное управление в области использования, воспроизводства и защиты лесов является частью государственного регулирования правового режима земель лесного фонда. Под государственным управлением землями лесного фонда понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства и защиты лесного фонда. Оно осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и специально уполномоченным органом управления лесным хозяйством (Федеральная служба лесного хозяйства России). Федеральная служба лесного хозяйства России и ее местные подразделения (государственные комитеты, министерства и управления лесного хозяйства) являются основным звеном в государственном управлении лесным хозяйством. С учетом законодательства, можно выделить несколько направлений регулирования лесных отношений. 1. Установление правового режима лесов и земель лесного фонда, который включает в себя распределение лесного фонда по группам лесов и категориям защищенности, а также перевод из одной категории или группы в другую 2. Установление непосредственного целевого назначения конкретного лесного участка по средствам предоставления его пользователям по лесорубочному билету (ордеру), лесному билету, договору концессии или лицензии. 3. Осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение лесопользователем своих прав и обязанностей, основанных на действующем лесном законодательстве и общих правовых принципах.Государственное регулирование в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, основывается на следующих принципах: устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды); рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и др.параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.
Государственная инвентаризация лесов проводится в целях:
1) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;
2) оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
3) информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий.
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:
1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
6) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
7) предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;
9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аренда земельных участков
Согласно ст.3 ЗК арендные отношения регулируются Гражд.кодексом. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) им-во за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в рез-те исп-ния арендованного им-ва в соот-вии с договором, яв-ся его соб-тью. В договоре аренды д.б.указаны данные, позволяющие определенно установить им-во, подлежащее передаче арендатору в кач-ве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юр.лицо, независимо от срока, д.б.заключен в письменной форме. Договор аренды недв.им-ва подлежит гос.регистрации. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование им-вом (арендную плату).
Особ-ти аренды ЗУ оговорены в ЗК ст.22: - носит относительный хар-р, т.к. касается не всех лиц, а только тех, кто находится в сфере этих отношений; - при заключении договора аренды д.б.свобода воли сторон; - обязательства по использованию ЗУ носят договорной хар-р; - установлена законом форма и процедура оформления обязательств.
Субъектами м.б.все участники зем.отношений. ЗУ, за искл.ограниченных в обороте ЗУ, м.б.предоставлены их соб-ками в аренду. Договор аренды ЗУ, находящегося в гос.или мун.соб-ти и расположенного в границах земель, зарезервированных для гос.или мун.нужд, заключается на срок, продолжительность кот.не может превышать срок резервирования таких земель.
Размер арендной платы опред-ся договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде ЗУ, находящихся в гос.или мун.соб-ти, м.б.установлены Прав-вом РФ. Размер арендной платы может пересматриваться, но не реже 1раза в год.
Арендатор ЗУ, за исключением резидентов особых экон.зон - арендаторов ЗУ, имеет право передать арендованный ЗУ в субаренду в пределах срока договора аренды ЗУ без согласия соб-ка ЗУ при условии его уведомления, если договором аренды ЗУ не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов ЗУ.
При переходе права соб-ти на ЗУ, находящийся в аренде, договор аренды переходит вместе с ним.
При аренде ЗУ, находящегося в гос.или мун.соб-ти, на срок более чем 5лет арендатор ЗУ имеет право, если иное не установлено федер.законами, в пределах срока договора аренды ЗУ передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия соб-ка ЗУ при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды ЗУ без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды ЗУ прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды ЗУ, заключенного на срок более чем 5лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды ЗУ его арендатором.
В случае наследования ЗУ лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти ЗУ в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.
Арендодатель, передавая ЗУ в аренду, отвечает за недостатки земельного участка, которые полностью или частично мешают исп-нию по назначению. Если выявлено, то арендатор имеет право потребовать безвозмездно устранить или возместить свои расходы по устранению недостатков, потребовать снижения арендной платы, досрочного расторжения договора аренды.
Договор аренды может быть прекращен раньше срока по инициативе арендодателя: при исп-нии ЗУ не в соот-вии с его назначением и категорией (по решению суда); в случае такого исп-ния ЗУ, кот.приводит снижению плодородия с/х земель или экол.обстановки; в случае не устранения совершенного умышленного зем.правонарушения состоящего в порче, уничтожении плодородного слоя почвы (стимуляторами роста, удобрениями); в случае неисп-ния ЗУ при с/х исп-нии или при строит-ве в течение 3 лет; в случае изъятия ЗУ для гос.и мун.нужд, в случае реквизиции земельного участка.
Плата за землю
Ст.65 ЗКРФ :Испол-е земли в РФ яв-ся платным. Формами платы за испол-е земли явл-ся зем-налог, арендная плата и нормаптивная цена земли.
Порядок исчисления и уплаты зем.налога устан-ся зак-вом РФ о налогах и сборах. Налогоплательщиками налога признаются организации и физ.лица, обладающие ЗУ-ами на праве соб-ти, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физ.лица в отношении ЗУ-ов, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются ЗУ-и, расположенные в пределах МО, на территории кот.введен налог.
Не признаются объектом налогообложения: 1) ЗУ-и, изъятые из оборота; 2) ЗУ-и, ограниченные в обороте, кот.заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ЗУ-и, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) ЗУ-и из состава земель лесного фонда; 5) ЗУ-и, ограниченные в обороте, занятые находящимися в гос.соб-ти водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая ст-ть ЗУ-ов, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого ЗУ-а как его кадастровая ст-ть по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Земельного налога определяется по формуле: Нз = S·С·К·Л , где S — площадь земельного участка; C — ставка земельного налога; К — коэффициенты корректировки ставки земельного налога, устанавливаемые местными органами власти; Л — коэффициент налоговых льгот.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 % в отношении земельных участков: - отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях и используемых для с/х пр-ва; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.Порядок опред-я размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, суб. РФ или мун.соб-ти, устан-ся соотв-но Прав-вом РФ, органами гос. власти суб. РФ, органами МС. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.Порядок, усл-я и сроки внесения арен. платы за ЗУ, находящиеся в част. соб-ти, уст-ся договорами арен. з/у. Для целей налогообложения и в иных случаях устан-ся кадастровая стоимость ЗУ.
Величина арендной платы Ап = С·r·Кр·S , где С — стоимость единицы территории, определенной с помощью различных методов оценки земли; r — ставка капитализации или норма годовых отчислений; Кр — коэффициенты регулирования отдельных видов деятельности; S — площадь арендуемого участка.
До кадаст-й оценки земель примен-ся нормат. цена земли, для взим-я налога. Нормат. цена земли - показ-ль, хар-щий ст-сть уч-ка опред-го кач-ва и местоположения, исходя из потенц-го дохода за расчетный срок окупаемости. В 1997 г. уст-н новый порядок органами исполн. власти опред-я кадастр. стоим-ти для кажд. катег-и земли. Сейчас гос.кад. оценка земли проведена для всех ЗУ.
Нормативная цена земли Цн = 200·Нз·К1·К2, где 200 — повышающий коэффициент по России; Нз — земельный налог для данного участка (с учетом повышающих коэффициентов); К1 — повышающий коэффициент, устанавливаемый органами власти субъектов РФ (до 75 % от рыночной цены); К2 — повышающий коэффициент, устанавливаемый администрациями районов и городов (до 25 %).