Понятие и общая характеристика правового режима земель запаса

К данной категории относятся все земли, не включенные в земли иных категорий либо исключаемые из их состава. В юридической литературе указывается, что земли запаса не имеют определенного предназначения и служат резервом для пополнения иных категорий земель. Признаки земель запаса: а) земли находятся в государственной и муниципальной собственности; б) земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам; в) земли не используются до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. В землях запаса, так же как и в землях других категорий, выделяют сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья), леса, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под водными объектами, земли под болотами, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли.

На землях запаса проводятся исследования и иные работы. Земли запаса могут быть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т.е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбы скота в зимнее время. Отнесение земель к землям запаса не исключает их использования, но данное использование будет специфичным. Земли запаса используются только при условии, если они не предоставлены гражданам и юридическим лицам. У граждан и юридических лиц могут возникнуть права на земельные участки, находящиеся на землях запаса, только после перевода этих земель в другую категорию.

Несмотря на это граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, имеющих государственную и муниципальную форму собственности, и использовать на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставление земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется. Поэтому земли запаса могут быть использованы в этих целях без перевода их в земли иных категорий.

В то же время к землям запаса не относятся земли фонда перераспределения земель. Эти земли включены в состав земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение.

Понятие землеустройства.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Деятельность по землеустройству регламентируется ФЗ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Объекты землеустройства: – территории субъектов РФ; – территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований; – территориальные зоны; – земельные участки; – части указанных территорий, зон и участков. Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

– геодезические и картографические работы; – почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; – оценка качества земель; – инвентаризация земель.

Основаниями проведения землеустройства являются: – решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; – договоры о проведении землеустройства; – судебные решения.

Территориальное землеустройство включает следующие виды работ:

– образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; – межевание объектов землеустройства. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: – определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

– закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; – изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Наши рекомендации