Источники земельного права. Система земельного права.
Источник ЗП – это внешняя форма выражения земельно-правовых норм:
1. международные договоры, ратифицированные Россией, общепризнанные принципы и нормы международного права;
2. нормативно-правовые акты:
1) федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс, Водный Кодекс, иные законы);
2) нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
Ст. 2 ЗК
3. законодательство субъектов РФ:
Земельное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов. На уровне федеральных актов: ограничение оборотоспособности земельных участков; порядок пользования и условия пользования земельными участками; ограничение прав землепользования; порядок государственного мониторинга и иные.
4. НПА органов местного самоуправления:
1) правила землепользования и застройки городского округа/городского поселения;
2)
5. обычай – это сложившийся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не закреплённое в нормах законодательства.
Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.
Выделяют 3 группы таких норм:
1. положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);
2. нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);
3. конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).
Виды источников земельного права
Система права предполагает, прежде всего, иерархию составляющих ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативно-правовых актов.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:
1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, содержащие земельно-правовые нормы (ст. 4 ЗК РФ).
2. Конституция РФ — ведущее начало всего нормотворчества, основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории России.
3. Федеральные конституционные законы. Третьим уровнем источников земельного права являются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
4. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием РФ, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
5. Указы Президента РФ. Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать указы и распоряжения. Указы Президента РФ относятся к федеральному уровню.
6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
7. Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию всех этих актов на предмет их полного соответствия действующему законодательству.
8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
9. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Конституционность нормативно-правового акта проверяется Конституционным Судом РФ с позиций:
а) содержания правовых норм в данном нормативно-правовом акте. Например, если права граждан и организаций в земельно-правовом акте ущемлены по сравнению с конституционным, то такой земельно-правовой акт может быть признан не соответствующим Конституции РФ;
б) формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постановления как формы принятия нормативно-правового акта, установленного законом, был издан приказ, т.е. форма, не предусмотренная законом, то такой акт может быть признан неконституционным;
в) порядка принятия нормативного акта и введения его в действие. Например, нельзя считать конституционным такой нормативно-правовой акт, который не был опубликован и доведен до исполнителей;
г) установленной Конституцией РФ компетенции и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Например, если Государственная Дума Федерального Собрания РФ примет земельно-правовой акт без одобрения Совета Федерации, то в данном случае будет явное нарушение разграничения компетенции между этими органами;
д) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеральным или иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, признается неконституционным нормативно-правовой акт, который принимается органами государственной власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к федеральным органам государственной власти.
10. Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ. Данные виды нормативных актов специфичны тем, что они имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.
11. Вспомогательные нормативно-правовые акты. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.
Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками права, представляет по существу систему законодательства и постоянно совершенствуется в связи с реализацией земельной и других реформ.
Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему законодательства,которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.
. Система земельного права.
Система – это некая внутренняя структура права.
Система ЗП – это объективно существующее, упорядоченное единство земельно-правовых институтов; последовательно расположенных в соответствии с их ролью, значимостью в регулировании земельных отношений и их содержанию.
Выделяют общую и особенную части.
Общая часть включает правовые институты, которые регулируют все или почти все виды земельных отношений. Перечень правовых институтов:
1. институт права собственности на земельные участки;
2. институт землепользования – институт иных видов прав на землю (помимо права собственности существует иные 5 прав: пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование);
3. институт управления в области использования и охраны земли;
4. институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
Особенная часть. В ЗП Особенная часть формируется в зависимости от категории земель. В России 7 категорий земель:
1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
2. земли населенных пунктов;
3. земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и их объекты;
5. земли лесного фонда;
6. правовой режим земель водного фонда (земли, занятые водными объектами, занятые техническими сооружениями);
7. земли запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).