Понятие и классификация источников земельного права
Источники права представляют собой форму закрепления обще-
обязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства
является нормативный правовой акт, который представляет собой до-
кумент, объединяющий совокупность предметно связанных между
собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, пре-
зидентские указы, постановления правительства, ведомственные акты,
конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуп-
равления.
Во-первых, для понимания структуры законодательства необхо-
димо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересека-
ющимся линиям. По одной – законодательство, делится на отрасли по
критерию предмета правового регулирования: конституционное, граж-
данское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же вы-
деляется и земельное законодательство. Подругой – законодательство
делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъек-
товФедерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей
законодательства на каждом уровне частично определен Конституци-
ей РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпыва-
ющий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и
субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конститу-
ции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ве-
дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать
собственное законодательство, которое может формировать дополни-
тельны отрасли. В соответствии сКонституцией РФ земельное законо-
дательство относится к совместному ведению, что означает право
государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нор-
мативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федераль-
1 7
ных законов по предметам совместного ведения также в соответствии
с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согла-
сования с субъектами РФ.
Во-вторых, распространена классификация нормативных актов по
юридической силе На законы и подзаконные акты.
Таким образом, основную группу источников земельного права
образует законодательство, представленное нормативными правовы-
ми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а так-
же местными органами самоуправления, регулирующими земельные
отношения.
Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников
земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую
очередь связано с определением соотношения системы права и систе-
мы законодательства.
Источниками земельного права являются как земельное законо-
дательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирую-
щие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и
нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законода-
тельства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные
отношения наряду с другими общественными отношениями.
Соответственно в части положений, регулирующих обществен-
ные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участ-
ки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются
источниками земельного права, но остаются в системе своих само-
стоятельных отраслей законодательства.
Вторую группу источников земельного права образуют норматив-
ные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конститу-
цией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российс-
кой Федерации».
Конституционные основы правового регулирования
Земельных отношений
Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источ-
ника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет выс-
шую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
1 8
территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих
юрисдикций действуют 21 конституция республик. Предусматривает-
ся принятие уставов другими субъектами РФ.
Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно
регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции
занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).
В ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сфе-
ры ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преиму-
щественно регулирование земельных отношений относится к области
совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной
собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского зако-
нодательства.
Федеральное земельное законодательство
Федеральное земельное законодательство вшироком смысле слова
образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, приня-
тые на федеральном уровне. К федеральному земельному законода-
тельству относятся также указы Президента РФ, регулирующие
земельные отношения.
Федеральное земельное законодательство развивается достаточ-
но интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по рефор-
мированию земельных отношений.
Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным
федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие зе-
мельных отношений. Он определяет порядок ппредоставления и изъя-
тия земельных участков, использования земель гражданами и
организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства,
личного подсобного хозяйства, использования земель.предоставлен-
ных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся ос-
новополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных
категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользова-
ние, юридической ответственности за земельные правонарушения.
Финансовые аспекты земельных отношений развиты в Законе «О
плате за землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Закон
детально определяет порядок исчисления и взимания платежей за ис-
пользование земель различного целевого назначения, а также распре-
деления полученных средств. Особенностью Закона является то, что
1 9
он не охватывает все виды земельных плат. Вопросы налогообложе-
ния продажи земельных участков, взимания платы за перерегистра-
цию земельных участков и некоторые другие регулируются отдельно.
Порядок ведения государственного учета земельных участков
установлен в Федеральном законе «О государственном земельном ка-
дастре».
Вопросам охраны земель посвящены Федеральные законы от 10
января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. №
101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения».
Значительное число земельных норм содержится в федеральных
законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновид-
ности общественных отношений. Первое место среди данной группы
законов по объему и значимости правовых норм принадлежит Граж-
данскому кодексу РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о не-
движимом имуществе, распространяются на соответствующие
земельные отношения.
Основные процессуальные требования, предъявляемые к юриди-
ческому оформлению права собственности на землю, а также вопросы
организации государственного управления в данной области содержат-
ся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ «О государствен-
ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих прин-
ципах организации законодательных (представительных) и испол-
нительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации».
3. Земельный кодекс Российской Федерации.
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
2 0
Контрольные вопросы:
1. Понятие и виды источников земельного права.
2. Закон как источник земельного права; соотношение федеральных
законов и законов субъектов Российской Федерации.
3. Подзаконные акты исполнительных органов государственной влас-
ти как источники земельного права.
4. Нормативные правовые акты субъектов российской Федерации как
источники земельного права.