Понятие земельного права как отрасли права
Понятие земельного права как отрасли права
Предмет земельного права. Земельное право – это совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений.
Предметом регулирования земельного права являются общественные отношения, так или иначе связанные с осуществление прав на землю. Предметом земельного права являются отношения по использованию и охране земель в РФ. Имущественные же отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением ЗУ, заключением сделок с ними, охватываются предметом регулирования гражданского законодательства, если иное не предусмотрено самим земельным законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).
Методы земельного права.Метод земельного права представляет собой совокупность способов и приемов воздействия на субъектов земельно-правовых отношений. Принято выделять два метода правового регулирования общественных отношений: императивныйидиспозитивный.Первый заключается в воздействии на субъектов посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов; второй предполагает лишь определение рамок дозволенного поведения участников земельных отношений, предоставление им возможности свободно и самостоятельно выбирать модели собственного поведения.
Применительно к особенностям земельных отношений методы земельного права могут быть классифицированы следующим образом:
Административный метод
Правовой метод
3. Метод свободного дозволения(свободное усмотрение землепользователей и принятие ими своих собственных решений)
Принципы земельного права.Принципы отрасли права – это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе – ЗК РФ.
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека…
К РФ придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества, поэтому ЗК формирует статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарных и иных требований, чтобы использование земли не наносило вред окружающей среде, рационально использовать и охранять землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве…
Это означает необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Каждый обладатель земли, прежде всего, должен предусмотреть эффективные меры по ее охране.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека…
Указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека и предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли.
4. Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю…
Право принимать участие в подготовке решений экологического содержания.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов…
Приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий…
Изъятие ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли…
Земельный налог и арендная плата за землю.
8. Деление земель по целевому назначению на категории…
Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории.
9. Разграничение государственной собственности на землю…
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель…
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан…
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Соотношение земельного права со смежными отраслями права.Земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку могут регулироваться как нормами земельного, так и нормами гражданского законодательства. Что касается четкого разграничения сферы действия норм гражданского и норм земельного законодательства, то оно может идти по линии как предмета, так и метода регулирования общественных отношений. По предмету – когда решается вопрос о возможности или невозможности применения норм Гражданского кодекса к однородным с гражданскими земельным отношениям; по методу – когда земельные отношения регулируются в административно-правовом порядке и к ним невозможно применение норм гражданского законодательства.
Нормы административного права, точнее, его методы применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения.
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля – важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.
Нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, поэтому происходит экологизация норм права. Экологизация отрасли земельного права – это лишь одна сторона решения проблемы охраны природы и комплексного природопользования.
Земельная реформа в России
Наиболее актуальным для современного земельного права является последний этап истории земельного права РФ – земельная реформа.
Стратегическими направлениями реформы являются следующие:
- передача земли в собственность граждан и юридических лиц (приватизация земель);
- введение множественности форм собственности на землю – частной (в том числе общей долевой и совместной), государственной, которая делится на федеральную и собственность субъектов Федерации, муниципальной, а также иных форм собственности.
Первые правовые акты земельной реформы были приняты ещё бывшим Союзом ССР. Верховный совет СССР в апреле 1990 г. принял основы законодательства о земле, которые не предусмотрели права частной собственности на землю, однако ввели существенное новшество – пожизненное наследуемое владение землей. Кроме того, Основы законодательства о земле предусмотрели право аренды земли.
В 1990 г. были приняты Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Закон РСФСР «О земельной реформе». Именно они впервые в Росси закрепили право частной собственности на землю в виде индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной.
Данные нововведения были произведены на основе ст. 12 действующей в тот момент Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. был внесен ряд изменений, в частности было закреплено право частной собственности граждан на землю. Однако данное право было ограничено тем, что собственник ЗУ не мог отчуждать его ни в какой форме в течение 10лет.
Новой вехой в истории отечественного земельного права стало принятие в 1991 г. ЗК РСФСР. Основным новшеством явилось установление судебного разрешения всех земельных споров, ранее рассматривавшихся исключительно в административном порядке.
Ход земельной реформы регулировался в основном президентскими указами. Так, 27 декабря 1991 г. был принят Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», который установил возможность продажи (передачи в собственность) колхозникам и работникам совхозов своих земельных долей в следующих случаях:
- при выходе на пенсию;
- при переселении в другую местность;
- при передаче в собственность по наследованию;
- при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.
Ещё более важное значение имеет Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. Указом предусмотрены меры по закреплению прав граждан на ЗУ и их доли, а также на свободное распоряжение ими в самых различных формах.
Последним и наиболее важным этапом земельной реформы стало принятие 28 сентября 2001 г. Государственной Думой ЗК РФ.
Земли РФ разделены не 7 категорий. Принадлежность к той или иной категории земель определяется территориальным зонированием.
Одним из принципиальных положений ЗК РФ является положение о том, что ЗУ рассматриваются как основа объекта недвижимого имущества. Земля как объект общественных отношений является одновременно природным ресурсом, недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав. Наряду с правом собственности ЗК РФ предусмотрел право аренды, пожизненного наследуемого владении, бессрочного пользования и ограниченного пользования чужим ЗУ, а также безвозмездное срочное пользование.
ЗК РФ также определен субъектный состав земельных правоотношений, в который входят граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ.
В целом в ЗК РФ осуществлена систематизация правовых норм, регулирующих порядок предоставления ЗУ, установлены процедуры предоставления ЗУ из земель, находящихся в гос. и мун. собственности, права и обязанности лиц, не являющихся собственниками ЗУ.
В связи с принятием ЗК РФ утратил силу ЗК РСФСР, Закон РСФСР «О земельной реформе». Со дня введения ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РВ, не применяются. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, изданные до принятия ЗК РФ, применяются в непротиворечащей ему части.
Понятие земельного права как отрасли права
Предмет земельного права. Земельное право – это совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений.
Предметом регулирования земельного права являются общественные отношения, так или иначе связанные с осуществление прав на землю. Предметом земельного права являются отношения по использованию и охране земель в РФ. Имущественные же отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением ЗУ, заключением сделок с ними, охватываются предметом регулирования гражданского законодательства, если иное не предусмотрено самим земельным законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).
Методы земельного права.Метод земельного права представляет собой совокупность способов и приемов воздействия на субъектов земельно-правовых отношений. Принято выделять два метода правового регулирования общественных отношений: императивныйидиспозитивный.Первый заключается в воздействии на субъектов посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов; второй предполагает лишь определение рамок дозволенного поведения участников земельных отношений, предоставление им возможности свободно и самостоятельно выбирать модели собственного поведения.
Применительно к особенностям земельных отношений методы земельного права могут быть классифицированы следующим образом:
Административный метод
Правовой метод
3. Метод свободного дозволения(свободное усмотрение землепользователей и принятие ими своих собственных решений)
Принципы земельного права.Принципы отрасли права – это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе – ЗК РФ.
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека…
К РФ придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества, поэтому ЗК формирует статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарных и иных требований, чтобы использование земли не наносило вред окружающей среде, рационально использовать и охранять землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве…
Это означает необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Каждый обладатель земли, прежде всего, должен предусмотреть эффективные меры по ее охране.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека…
Указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека и предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли.
4. Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю…
Право принимать участие в подготовке решений экологического содержания.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов…
Приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий…
Изъятие ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли…
Земельный налог и арендная плата за землю.
8. Деление земель по целевому назначению на категории…
Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории.
9. Разграничение государственной собственности на землю…
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель…
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан…
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Соотношение земельного права со смежными отраслями права.Земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку могут регулироваться как нормами земельного, так и нормами гражданского законодательства. Что касается четкого разграничения сферы действия норм гражданского и норм земельного законодательства, то оно может идти по линии как предмета, так и метода регулирования общественных отношений. По предмету – когда решается вопрос о возможности или невозможности применения норм Гражданского кодекса к однородным с гражданскими земельным отношениям; по методу – когда земельные отношения регулируются в административно-правовом порядке и к ним невозможно применение норм гражданского законодательства.
Нормы административного права, точнее, его методы применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения.
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля – важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.
Нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, поэтому происходит экологизация норм права. Экологизация отрасли земельного права – это лишь одна сторона решения проблемы охраны природы и комплексного природопользования.
Земельная реформа в России
Наиболее актуальным для современного земельного права является последний этап истории земельного права РФ – земельная реформа.
Стратегическими направлениями реформы являются следующие:
- передача земли в собственность граждан и юридических лиц (приватизация земель);
- введение множественности форм собственности на землю – частной (в том числе общей долевой и совместной), государственной, которая делится на федеральную и собственность субъектов Федерации, муниципальной, а также иных форм собственности.
Первые правовые акты земельной реформы были приняты ещё бывшим Союзом ССР. Верховный совет СССР в апреле 1990 г. принял основы законодательства о земле, которые не предусмотрели права частной собственности на землю, однако ввели существенное новшество – пожизненное наследуемое владение землей. Кроме того, Основы законодательства о земле предусмотрели право аренды земли.
В 1990 г. были приняты Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Закон РСФСР «О земельной реформе». Именно они впервые в Росси закрепили право частной собственности на землю в виде индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной.
Данные нововведения были произведены на основе ст. 12 действующей в тот момент Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. был внесен ряд изменений, в частности было закреплено право частной собственности граждан на землю. Однако данное право было ограничено тем, что собственник ЗУ не мог отчуждать его ни в какой форме в течение 10лет.
Новой вехой в истории отечественного земельного права стало принятие в 1991 г. ЗК РСФСР. Основным новшеством явилось установление судебного разрешения всех земельных споров, ранее рассматривавшихся исключительно в административном порядке.
Ход земельной реформы регулировался в основном президентскими указами. Так, 27 декабря 1991 г. был принят Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», который установил возможность продажи (передачи в собственность) колхозникам и работникам совхозов своих земельных долей в следующих случаях:
- при выходе на пенсию;
- при переселении в другую местность;
- при передаче в собственность по наследованию;
- при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.
Ещё более важное значение имеет Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. Указом предусмотрены меры по закреплению прав граждан на ЗУ и их доли, а также на свободное распоряжение ими в самых различных формах.
Последним и наиболее важным этапом земельной реформы стало принятие 28 сентября 2001 г. Государственной Думой ЗК РФ.
Земли РФ разделены не 7 категорий. Принадлежность к той или иной категории земель определяется территориальным зонированием.
Одним из принципиальных положений ЗК РФ является положение о том, что ЗУ рассматриваются как основа объекта недвижимого имущества. Земля как объект общественных отношений является одновременно природным ресурсом, недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав. Наряду с правом собственности ЗК РФ предусмотрел право аренды, пожизненного наследуемого владении, бессрочного пользования и ограниченного пользования чужим ЗУ, а также безвозмездное срочное пользование.
ЗК РФ также определен субъектный состав земельных правоотношений, в который входят граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ.
В целом в ЗК РФ осуществлена систематизация правовых норм, регулирующих порядок предоставления ЗУ, установлены процедуры предоставления ЗУ из земель, находящихся в гос. и мун. собственности, права и обязанности лиц, не являющихся собственниками ЗУ.
В связи с принятием ЗК РФ утратил силу ЗК РСФСР, Закон РСФСР «О земельной реформе». Со дня введения ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РВ, не применяются. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, изданные до принятия ЗК РФ, применяются в непротиворечащей ему части.