Споры о предоставлении земельных участков, изъятых из оборота, либо ограниченных в обороте
Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерацииустанавливает, что оборот земельных участков осуществляется всоответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, непредоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом из оборота в соответствии с земельным законодательством изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности, государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации); воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, следующие земельные участки:
– в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 указанной статьи;
– в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
– занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
– занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
– ограничения оборотоспособности установлены также лесным, водным законодательством, природоохранным законодательством, др.
Руководствуясь статьей 27 ЗК РФ, арбитражный суд при принятии решений по делам рассматриваемой категории указывал, что понуждение к заключению договора купли-продажи земельного участка возможно в случаях, установленных законом. Земельные участки в составе земель водоохранного назначения отчуждению в порядке приватизации не подлежат.
Так, СылвенскоеСельПО обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском о признании незаконными действий «Муниципального учреждения по землеустройству» Пермского района Пермской области (далее – Учреждение) по отказу от заключения договора купли-продажи земельного участка, а также просило обязать Учреждение заключить договор купли-продажи земельного участка с разрешенным использованием под общественную застройку, в границах, указанных в кадастровом плане участка.
Решением требования удовлетворены частично. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, в удовлетворении иска отказано. Кассационной инстанцией постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения. При этом ФАС исходил из того, что СылвенскомуСельПО предоставлен в аренду из земель поселений земельный участок площадью под здание магазина сроком на 5 лет. Указанное здание магазина принадлежит истцу на праве собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право собственника здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, на приватизацию этого участка. При этом в силу пункта 2 статьи 15, пунктов 1, 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности предоставления земельного участка в частную собственность принимаются во внимание предусмотренные законом ограничения.
В силу пункта 10 статьи 85, подпункта 2 пункта 2 статьи 94, подпункта 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям природоохранного назначения, относящимся, в свою очередь, к землям особо охраняемых территорий. В силу статьи 111Водного кодекса Российской Федерации на землях водоохранных зон водных объектов устанавливается специальный режим использования, охраны природных ресурсов, осуществления хозяйственной деятельности. Предоставление таких участков возможно по соглашению со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (статья 112 Водного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель водоохранного назначения отчуждению в порядке приватизации не подлежат.
Постановлением губернатора Пермской области от 27.02.98 №79 «Об установлении водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Пермской области», принятым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. №1404 «Об утверждении Положения о Водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос Камского водохранилища.
Из кадастрового плана земельною участка, приложенного к заявлению о приобретении участка в собственности следует, что спорный участок находится в водоохранной зоне Камского водохранилища. В связи с чем спорный земельный участок не может быть предметом договора купли-продажи между истцом и ответчиком.
Арбитражный суд при принятии решений по делам рассматриваемой категории указывал также, что не подлежат предоставлению дли строительства торговых павильонов земельные участки, на которых предусмотрена организация благоустроенной зоны отдыха общего пользования и озеленения.
Как я уже говорил ранее разновидностей земельных споров и их возможных вариаций великое множество, и объема курсовой работы не хватит, чтобы описать каждый его вид. Поэтому на этом я решил остановиться.
Считаю не менее важным рассмотреть органы участвующие в разрешении земельных споров.