Правом предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование обладают только собственники земельных участков.
Земельный кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований предоставления участков на данном праве. В зависимости от того, какой субъект гражданского права является собственником земельного участка, предоставляемого в безвозмездное срочное пользование, основаниями возникновения указанного права могут быть административный акт, договор или локальный нормативный акт организации.
Выделяются шесть оснований предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования:
1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам – субъектам права постоянного (бессрочного) пользования на срок не более 1 года. Основанием предоставления является административный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции;
2. Предоставление земельных участков, находящихся в частной собственности, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора безвозмездного пользования (договора ссуды). По такому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Правила о договоре ссуды установлены в ст. ст. 689 – 701 главы 36 ГК РФ.
Коммерческие организации не вправе передавать земельные участки в безвозмездное пользование лицам, являющимся учредителями (участниками), руководителями, членами органов управления или контроля таких организаций.
Договоры безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации и не являются объектом проведения кадастрового учета;
3. Предоставление земельных участков гражданам в виде служебного земельного надела из земель организаций. Служебные земельные наделы предоставляются работникам отдельных отраслей экономики, в том числе транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств.
Решение о предоставлении служебного надела принимает не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а та организация, в которой работник осуществляет трудовую деятельность. Таким образом, основанием предоставления служебного надела является локальный нормативный акт организации. Из этого следует, что в качестве служебного надела организация может предоставить только участок, принадлежащий ей на праве собственности.
Служебные земельные наделы выделяются работникам на время трудовых отношений на основании заявления работника;
4. Предоставление земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям. Основанием предоставления является административный акт, который принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции;
5. Предоставление земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Обязательным условием предоставления земельного участка по рассматриваемому основанию является финансирование строительства, полностью осуществляемое за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета. Предоставление земельного участка осуществляется на срок строительства объекта недвижимости;
6. Предоставление земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ. Данное основание было введено Федеральным законом от 14 марта 2009 г. № 32-ФЗ. В соответствии с Лесным кодексом РФ земельный участок, признанный лесным участком, может быть предоставлен на рассматриваемом праве как юридическим лицам, так и гражданам.
Лицо, использующее земельный участок на праве безвозмездного срочного пользования, обязано поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии. Это обеспечивается использованием земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным способом использования. При этом законодатель предусмотрел, что согласно п. 6 ст. 87 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования могут предоставляться земли промышленности и иного специального назначения.
Государственная регистрация земельных участков и прав на них
Общие правила государственной регистрации земельных участков и прав на земельные участки состоят в следующем. Земельные участки регистрируются в госу- дарственном земельном кадастре. Государственная регист- рация прав на земельный участок осуществляется по месту расположения земельного участка и включает внесение в государственный реестр (Поземельную книгу): - сведений о лице, приобретающем право на земельный участок; - описания земельного участка (категория земель, цель ис- пользования, виды угодий, площадь, доля в общем владе- нии, границы, кадастровый номер и другие характеристи- ки); - сведений об условиях договора о предоставлении земельного участка, о сервитутах, об ограничениях и об- ременениях в его использовании; - сведений о совершен- ных сделках и иных действиях по распоряжению земельным участком; - сведений о наложении запрета на совершение сделок с земельным участком; - решений уполномоченных органов о включении земельного участка в зону отчужде- ния для государственных или муниципальных нужд; - иных сведений, установленных федеральными законами и закона- ми субъектов Российской Федерации. Государственная ре- гистрация сделок с земельным участком осуществляется при наличии плана земельного участка, являющегося пред- метом сделки. Государственная регистрация прав на зе- мельный участок проводится в десятидневный срок с мо- мента поступления в орган государственной регистрации прав на земельный участок всех необходимых документов о правах на земельный участок. О произведенной государс- твенной регистрации прав на земельный участок выдается удостоверение с указанием в нем даты и номера регистра- ционной записи, сведений о регистраторе или совершается запись о государственной регистрации с указанием даты и номера регистрационной записи на документе, представ- ленном для государственной регистрации. При государс- твенной регистрации сделки с земельным участком, не влекущей за собой отчуждения земельного участка, соот- ветствующая запись о совершении сделки с земельным участком вносится в государственный реестр (Поземельную книгу). При совершении сделки с земельным участком, влекущей за собой отчуждение земельного участка, доку- мент продавца о правах на землю подлежит сдаче в орган государственной регистрации прав на земельный участок. Порядок государственной регистрации прав на земельные участки и связанную с ними недвижимость определяется федеральными законами о государственном земельном ка- дастре и о государственной регистрации прав на недвижи- мость и сделок с ней (см. также гл. 12). Основаниями для отказа в государственной регистрации прав на зе- мельный участок или сделок с ним являются: - отсутствие постановления органа исполнительной власти или решения органа местного самоуправления о предоставлении земель- ного участка из государственных или муниципальных зе- мель, договора, свидетельства о праве собственности на земельный участок, документа об оплате земельного участка в случае предоставления его из государственных или муниципальных земель за плату, других документов, предусмотренных федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней; - пря- мой запрет на предоставление земельного участка из зе- мель, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте; - отсутствие в представленных документах сведений, предусмотренных ЗК; - наличие в органе государственной регистрации прав на земельный участок документов, свидетельствующих о наличии спора о принадлежности данного земельного участка; - изменение целевого назначения земельного участка с нарушением ус- тановленных правил; - наличие в органе государственной регистрации прав на земельный участок постановления ор- гана государственной власти об изъятии земельного участка; - нарушение установленных норм общей площади земельного участка в результате сделки; - отсутствие документа об уплате регистрационного сбора. Наличие спора о границах земельного участка или оегообремене- нии и об ограничении не является препятствием для госу- дарственной регистрации сделки, если спор отражен в до- говоре, а также при наследовании. Наличие спора о при- надлежности или границах земельного участка подтвержда- ется определением суда, арбитражного суда о принятии дела к производству либо документом, выданным органом, уполномоченным рассматривать указанные споры в адми- нистративномпорядке. В ст. 131 ГК говорится о регист- рации права собственности и других прав на недвижи- мость, в том числе на землю. Регистрация проводится в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Система этих органов в настоящее время охватывает об- ласти, края, республики; имеются органы и в крупных го- родах. В районах имеются нотариальные конторы. Поручить им государственную регистрацию права собственности на имущество, и в том числе на землю, невозможно. Вносятся предложения в районах и городах создать филиалы реги- страционных органов юстиции. Кроме того, указанной статьей ГК предусмотрена кроме государственной регист- рации специальная регистрация отдельных видов имущества (в соответствии с законом). Такая специальная регистра- ция прав на землю осуществляется органом по земельным ресурсам и землеустройству (т.е. земельным комитетом). Это следует из ст. 261 ГК, в которой прямо называются специальные органы. Земельные органы проводят землеуст- ройство, определение границ участков и выдают документы на них. |