Должностное лицо, осуществившее действие
Полномочный представитель Президента РФ в СЗФО И.И. Клебанов.
Анализ действия
Полномочный представитель Президента Российской Федерации (Полпред Президента РФ) в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочия Полпреда Президента РФ зафиксированы в Указе Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Так, в п.6 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденном Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849, поименованы функции полномочного представителя:
1) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
2) анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;
3) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
4) разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
5) согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;
6) организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
7) согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;
8) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа;
9) согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;
10) вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Президента Российской Федерации;
11) вручает по поручению Президента Российской Федерации удостоверение судьи судьям арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции;
12) принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
13) организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;
14) вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
15) взаимодействует с Контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации (абзац в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 490 – см. предыдущую редакцию).
16) анализирует деятельность казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, связанную с реализацией договоров казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления о несении членами казачьих обществ государственной и иной службы, и вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения о совершенствовании этой деятельности;
17) рассматривает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ, и вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения об их утверждении.
Из перечисленных выше полномочий не вытекает право или обязанность Полпреда Президента РФ по вмешательству во внутренние дела частных компаний. Принцип невмешательства государства в экономику подразумевает не только минимальное правительственное вмешательство и предоставление максимального простора для рыночных сил, но и невозможность оказания политического давления на руководящие органы и собственников юридических лиц с целью установления необходимой для Полпреда Президента РФ ситуации.
Вывод
Таким образом, в действиях, осуществляемых Полпредом Президента РФ в СЗФО в отношении имущества корпорации «Сплав», можно усмотреть превышение должностных полномочий в интересах ГК «Росатом», выражающееся в совершении действий, явно выходящих за пределы их полномочий и влекущих за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
С точки зрения целей заключения предложение продажи является подтверждением заинтересованности представителей государственных органов в передаче активов холдинга «Сплав» госкорпорации «Росатом», и усилением давления с использованием административного ресурса высокого уровня.
2.4. Не принятие встречного предложения В.М.Федорова продать предприятие непосредственно ГК «Росатом», по цене, установленной независимым оценщиком и с согласия всех основных акционеров корпорации.
Событие
После предложений Губернатора Новгородской области и полномочного представителя Президента РФ в СЗФО о продаже машиностроительных активов корпорации «Сплав» по посреднической «схеме», В.М. Федоров выдвинул встречное предложение о продаже предприятия непосредственно ГК «Росатом», по цене, установленной независимым оценщиком, и с согласия всех основных акционеров корпорации. Данное предложение вышеуказанными лицами не принято.