Категории земель. Понятие и элементы правового режима земель
Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Земля, в зависимости от ее природных свойств, географического положения, исторически сложившейся и развивающейся системы размещения производительных сил, может выполнять разные общественно-производственные функции. Это дает основание для разделения ее по определенным правовым признакам на особые группы - категории.
Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель. Поэтому под категорией земель понимаются земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны.
В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на следующие категории:
• земли сельскохозяйственного назначения;
• земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), коллективного садоводства и дачного строительства;
• земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
• земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
• земли лесного фонда;
• земли государственного водного фонда;
• земли запаса.
Стоит сказать, что земля как объект использования и охраны, будучи составной частью окружающей среды, выступает в качестве природного объекта, природного ресурса и природного комплекса.
Отнесение земель к категориям, указанным в Кодексе о земле, производится в соответствии с целевым назначением земель.
Целевое назначение земель – это установленный правом порядок, условия, предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Режим их использования определяется совокупностью правил эксплуатации, включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга. Назначение и режим земель отражаются в землеустроительной и градостроительной документации и не являются неизменными – они систематически пересматриваются в государственных органах и органах местного самоуправления. Категория земель указывается в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель; в свидетельствах, договорах и иных документах удостоверяющих права на землю; в документах государственного земельного кадастра; в документах государственной регистрации земель, недвижимого имущества. Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством.
В отношении каждого вида земель предусматривается полномочный орган, имеющий право перевода земель из одной категории в другую. Нарушение установленной подведомственности из категории в категорию может являться основанием для признания недействительными активов или сделок, для отказа в государственной регистрации прав на землю.
Категория земель - наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях, поскольку перевод земель из одной категории в другую допускается только при изменении целевого назначения земель и с соблюдением предусмотренных земельным законодательством требований и ограничений. Перечень категорий земель, который дается в Кодексе Республики Беларусь о земле, является исчерпывающим, но состав каждой категории может изменяться, например, при включении в нее или исключении каких-либо видов земель.
В законодательстве категории земель не закреплены как объекты земельных правоотношений, но подвергаются правовому воздействию. Следовательно, по отношению к каждой категории земель устанавливается определенный вариант должного и возможного поведения, выраженный в правовом режиме.
К сожалению, в земельно-правовой науке нет четкого определения правового режима земель.
Под понятием «режим» (в переводе с французского – «порядок») можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию земель.
Понятие «правовой режим земель» применяется для правовой характеристики различных категорий земель и содержит указание на круг важнейших правоотношений, складывающихся по поводу земли. Таким образом, правовой режим земель представляет собой установленный нормами права порядок возможного или должного поведения по отношению к земле как объекту правового регулирования. Он включает элементы, составляющие общее понятие правового режима земель и закрепленные в общей части земельного права.
Обязательными элементами и признаками правового режима земель является наличие объекта (категории земель или земельного участка) государственного регулирования данного режима (органов, форм регулировании), круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать правила земельного режима, прав и обязанностей субъектов, которые зависят от особенностей объекта земельного режима, от особенностей земли как объекта правового режима, от обстановки, существующей на данном земельном режиме, систему правовых мер, обеспечивающих охрану данного режима от нарушений. Элементы правового режима включают и установление форм права собственности на земли данной категории, определение правовых форм использования данных земель, механизм управления землями, особенности охраны земель и применение мер ответственности по отношению к каждой категории. О.И. Крассов предлагает включить и такой элемент, как разрешенное использование земельного участка. Разрешенное использование земельного участка отражает градостроительные требования к использованию земельного участка и может применяться к землям всех категорий, так как они подлежат градостроительному планированию в составе соответствующих территорий. Однако суть данного элемента содержится в градостроительном законодательстве, а не в земельном. Кроме того, принцип разрешенного использования затрагивает в основном земли населенных пунктов, хотя и употребляется по отношению к другим категориям.
Правовой режим земель можно подразделить на общий, присущий всему составу земель Республики Беларусь, особенный, присущий отдельным категориям земель и специальный (конкретный), присущий конкретным земельным участкам.
Виды земель
Независимо от деления на категории земель земли Республики Беларусь подразделяются на определенные виды.
Кодексом о земле приводится определение вида земель. Вид земель – земли, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования. К ним относятся пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли, лесные земли, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под болотами, земли под водными объектами, земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями, земли общего пользования, земли под застройкой, нарушенные земли, неиспользуемые земли.
Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны.
Руководство по обучению:
Изучить самостоятельно виды земель Республики Беларусь, руководствуясь Кодексом о земле.
Отнесение земель к определенным видам осуществляется в соответствии с природно-историческими признаками, состоянием и характером использования земель, которые устанавливаются на местности в отношении конкретных земельных контуров путем их обследования в процессе проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель.
В целях уточнения данных, полученных при обследовании земель на местности, могут использоваться дополнительные сведения, содержащиеся в документах государственного земельного кадастра, земле-, лесоустроительной, градостроительной документации, документации по проведению мелиоративных, культуртехнических работ и иной документации. В целях ведения государственного земельного кадастра виды земель могут подразделяться Государственным комитетом по имуществу на подвиды и разновидности путем уточнения их природного состояния и хозяйственного использования.
Классификация земель по видам является основой их государственного кадастрового учета при ведении государственного земельного кадастра и организации эффективного использования и охраны земель (проведении землеустройства).
Решения об отнесении земель к определенным видам принимаются районными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами на основании документов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами.
Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны.
Первичной учетной единицей при отнесении земель к видам является земельный контур.
Земельный контур - часть земной поверхности, выделенная по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования земель, имеющая замкнутую границу, за пределами которой качественные характеристики земель имеют другие значения, отражаемые в государственном земельном кадастре.
Земельный участок может включать в себя земельные контуры, относящиеся к различным видам земель.