Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество
|
| ||||||
|
Рекомендуемая литература:
1.Богуславский М,М, Современные правовые вопросы возвращения культурных ценностей в страну их происхождения // Государство и право. 1992, №11.
2.Вилков Г.Е. Национализация и международное право. М., 1962.
3.Лаптев В.В. Вопросы собственности в современном международном частном праве. В сб.: Вопросы международного частного права., М., 1956.
4.Лунц Л.А. Курс международного частного права. В 3-х томах. Особенная часть, глава № 5.М., Юридическая литература, 1975.
5.Международное право. М., Международные отношения, 1995.
6.Ушаков Н.А. Правопреемство государств. Учебное пособие. Уфа, 1996.
1. Авторское и патентное право.
Авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Термин "авторское право" имеет и иное значение: им обозначают субъективное право, принадлежащее в отношении конкретного произведения какому-либо лицу-автору.
Права промышленной собственности ("промышленные права") - это субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества - технические и нетехнические, которым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли.
Охрана имущественных и личных прав авторов художественных, научных и иных произведений осуществляется на основе норм авторского права, а прав авторов открытий, изобретений и иных технических достижений (прав промышленной собственности) на основе норм изобретательского (патентного) права.
Охрана прав автора осуществляется только в пределах того государства, где они возникли.
Основной способ преодоления территориального характера изобретательского и авторского права - заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране интеллектуальных прав. Только с помощью таких многосторонних международных договоров возможно преодоление многочисленных коллизий, разрешение противоречий между национальными правовыми системами, обеспечение минимальных обще приемлемых границ охраны авторского права и тем самым создания условий для распространения достижений науки и техники на обширнейших территориях.
Назовем важнейшие из таких международных соглашений в сфере авторского права:
а) Бернская конвенция об охране литературных к художественных произведений 1886 г„ государства, присоединившиеся к конвенции, образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции этого Союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности. РФ является участницей этой конвенции и Союза с марта 1995 г.
При определении субъектов охраны Бернская Конвенция использует территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения (стране первого опубликования произведения). Авторы из числа граждан стран Бернского Союза пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения произведения, в отношении созданных произведений "правами, которые представляются в настоящее время или будут представлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией" (ст.5).
б) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женева). Участниками Конвенции являются более 80 государств, в том числе и РФ (с 1973г.)
Всемирная Конвенция носит более универсальный характер, чем Бернская, она в меньшей степени затрагивает национальное законодательство. Для развивающихся стран установлен ряд льгот: сокращенные сроки действия авторского права, выдача государственных принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования, введения права свободного перевода по истечении 10 лет после выхода произведения в свет и т.п.
Во Всемирной Конвенции установлен специальный закон охраны авторских прав (copiright) в виде символа "с" (авторское право). Если на книге или другом произведении такого знака нет, то авторские права не охраняются в странах участницах Конвенции.
в) В международном авторском праве складывается система охраны так называемых "смежных прав авторов". Правовой основой этой системы служит ряд международных соглашений:
· Римская конвенция по охране прав профессиональных артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и предприятий радиовещания, 1961г.
· Конвенция по правовой охране производителей. фонограмм от незаконного копирования, 1971г., Женева.
· Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники, 1974г. Брюссель.
2. Важная роль в регулировании прав промышленной собственности в международном обороте также принадлежит международным соглашениям:
а) особое место среди них занимает универсальное по своему содержанию соглашение - Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., участники которой образовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз), куда входят более 100 государств, в том числе и РФ (с 1965г.).
Положения конвенции облегчают иностранным юридическим и физическим лицам из страны-участницы приобретение, использование, и защиту промышленных прав в других странах-участницах.
К важнейшим общим принципам, закрепляемым конвенцией, относятся:
· предоставление в каждой стране иностранным лицам национального правового режима, т.е. прав и обязанностей, приравнены в сфере промышленной собственности к правам и обязанностям национальных лиц;
· приравнивание иностранцев к собственным юридическим и физическим лицам исключает возможность предоставления им меньших прав или наложения на них дополнительных обязанностей.
К общим правилам Конвенции, касающимся изобретений, промышленных образцов и товарных знаков, относятся правила о конвенционном и выставочном приоритетах.
Правило о конвенционном приоритете состоит в том, что лицо, подав в какой-либо стране-участнице Конвенции правильно оформленную заявку на охранный документ на изобретение, промышленный образец, товарный знак, может в течение установленного конвенцией срока (конвенционного срока) подать аналогичную заявку в другой стране-участнице с требованием установления приоритета по первой заявке (конвенционного приоритета).
Приоритет конвенционной заявки определяется, таким образом, не по дате ее поступления в патентное ведомство второй страны, а по дате первоначальной заявки на этот объект в ведомство первой страны.
Данное правило позволяет заявителю в течение конвенционного срока (12 месяцев для патентов на изобретение и 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков) оценить целесообразность приобретения правовой охраны в других странах, не опасаясь утраты первенства (приоритета), и подготовить заявочную документацию.
Правило о выставочном приоритете состоит в том, что лицо, экспонировавшее объект на официальной или официально признанной выставке, вправе в течение срока, устанавливаемого национальным законом, подать в патентное ведомство заявку на получение охранного документа (патента на изобретение или промышленный образец или свидетельства о регистрации знака) с истребованием приоритета по дате экспонирования объекта на выставке.
б) В связи с ростом заявок на одни и те же изобретения в различных странах, расширением масштабов иностранного патентованных многими государствами возникла необходимость углубления международного сотрудничества в этой области. Поэтому в 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации, участниками которого являются более 40 государств, в том числе и РФ (с 1974 г.). Данное соглашение устанавливает порядок составления и подачи автором изобретения "международной заявки" на получение патента. Такой порядок уменьшает затраты на зарубежное патентование и делает его более оперативным. С этой целью предусмотрено создание "международных поисковых органов", которые производят документальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ведомствах страны, куда подается заявка на патентование. Договором предусмотрено проведение и международных предварительных экспертиз.
в) С 70-х годов в соответствии с международными соглашениями были введены в практику региональные патенты, действие которых распространяется по желанию заявителя на территорию нескольких стран: так. Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов (1973 г.)
установила "европейский патент", а Люксембургская конвенция о европейском патенте для общего рынка (1975 г.) "патент Сообщества", на основе указанных соглашений было создано Европейское патентное ведомство для стран общего рынка (Мюнхен).
г) Защита товарных знаков, помимо Парижской конвенции, осуществляется еще и Мадридской конвенцией о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891г. (РФ с 1976 г.), которой предусмотрена охрана товарного знака во всех странах-участницах без регистрации его в каждой их них.
В целях совершенствования международных отношений в области охраны товарных знаков был принят Венский договор о регистрации товарных знаков (1973 г.).
Обзор национального законодательство РФ в области охраны авторских прав и прав на "промышленную собственность" подготовьте самостоятельно.
Развал СССР породил множество проблем в самых разных отраслях экономики и науки на всей территории прежде единого государства. Одна из них связана с патентным делом.
Прежде в Госпатент СССР, занимавшийся охраной интеллектуальной собственности, направлялись заявки всех 15 республик бывшего СССР. Здесь проводилась экспертиза, и в случае, если она признавала оправданными притязания заявителя, выдавался охранный документ единого образца.
Все союзные патентные структуры унаследовала РФ. Поэтому для нее новая ситуация не была чревата какими-либо осложнениями. Остальные же государства СНГ вынуждены были создавать свои патентные ведомства. Теперь для того, чтобы защитить свою разработку во всех государствах СНГ, заявители должны были подавать заявки в национальные ведомства каждой страны на языке государства - патентователя, с учетом особенностей законов каждого из них и уплатой пошлины.
Возникла необходимость упростить все эти бюрократические процедуры и в той или иной форме вернуться к единой системе патентования.
9 сентября 1994 г. главы правительств стран СНГ подписали многостороннее международное соглашение– Евразийскую патентную конвенцию.
С 1 января 1996т. изобретатели любой страны мира могут подавать заявки в Евразийскую патентную организацию, штаб-квартира которой находится в Москве. Новая структура создана по образу и подобию Европейской патентной организации, которая уже четверть века успешно содействует интеграции в дни охраны интеллектуальной собственности целой когорты промышленно развитых стран мира.
Охрана "ноу-хау". Во всех странах правовая охрана предоставляется не только изобретателям, но и сведениям (информации) об иных технических решениях. Эта информация получила название "ноу-хау" от английского « to know how to do it » ("знать, как это делать").
Относимые к "ноу-хау" сведения, нередко определяемые в литературе как "знание и опыт", могут предоставлять собой не только техническую, но также организационную и коммерческую информацию. Однако основной массив "ноу-хау" все же составляют полезные технологические сведения, принимаемые в производстве.
Информация, признаваемая "ноу-хау", как правило, имеет конфиденциальный характер, составляет секрет производства, хранимый как производственная тайна разработчика, коммерческая ценность ее как неизвестной третьим лицам информации состоит в технико-экономических преимуществах в производстве и конкуренции на рынке, которые она предоставляет обладателю.
Во всех системах права юридическая охрана "ноу-хау" предоставляется как охрана исключительно секретной информации, в договоры на передачу "ноу-хау" включается специальное условие о конфиденциальности использовании информации принимающей стороной.
Характер "ноу-хау" как непатентованной информации затрудняет установление самого содержания "ноу-хау" в качестве объекта охраны. Это придает особое значение точному и полному определению "ноу-хау" в тексте договора на передачу информации ( во избежание споров о предмете договора).
Ни в одной из стран не действуют специальные нормативные акты по охране "ноу-хау".
Защита осуществляется на основании общих норм гражданского и уголовного права.
Рекомендуемая литература:
1.Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: История и современность// Законодательство. 1999. № 2-3
2.Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях, М., 1973.
3.Богуславский М.М. Современные правовые вопросы возвращения культурных ценностей в страну их происхождения // Государство и право. 1992. № 11
4.Вещные права по законодательству стран континентальной Европы //Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование/ Рук. Авт. Колл. В.В. Залесский. М.: Норма, 2000
5.Дозорцев В.А. Международная охрана авторских и патентных прав. // Дело и право., 1994, № 9,10.
6.Кириллова Т.Н. Патентный закон Российской Федерации. // Журнал международного частного права. 1993, № 1.
7.Права на результаты интеллектуальной собственности. Сб. нормативных актов. Вступительная статья В.А. Дозорцева, М., Де-Юре, 1994.
8.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., Теис, 1996.
9.Сметанин А.В. Правовое регулирование использования федеральной недвижимости , находящейся за рубежом // Адвокат. 2004. № 5
10. Турлин А.И. Международно – правовая охрана смежных прав. // Журнал международного частного права. 1993, № 1.
11. Фахрудинов И.З. Международное инвестиционное право: проблемы принудительного изъятия иностранной собственности // МЖМП. 2004. № 2
Семинарское занятие № 7.
Правовое регулирование иностранных инвестиций.
Время проведения - 2 часа.
Вопросы занятия:
1. Понятие, виды иностранных инвестиций. Режимы, предоставляемые иностранным инвестициям.
2. Международно-правовое регулирование притока иностранного капитала.
3. Правовое положение иностранных инвестиций в РФ. Предприятия с иностранными инвестициями.
Методические рекомендации:
1. Международно правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется посредством заключения государством и другими субъектами международного права международных договоров, основными из которых являются:
· Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 1965год);
· Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 год);
· Региональные международные договоры. Например, в СНГ это:
а) Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашхабад, 1993г.)
б) Конвенция о защите прав инвестора (Москва ,1997 г.)
· Двусторонние соглашения между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения и соглашения между государствами и международными организациями – МБРР, ЕБРР, ЕС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомится с содержанием упомянутых документов и быть в состоянии дать их анализ в ходе семинара.
2. Правовое положение иностранных инвестиций.Современное развитие отдельных отраслей и экономики в целом различных государств осуществляется за счет привлечения дополнительных средств из-за рубежа - иностранных инвестиций. Правовой режим иностранного капитала в разных странах неодинаков и зависит от политики государства по отношению к иностранному элементу в национальной экономике, он определяется внутренним законодательством, двусторонними и многосторонними договорами.
Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно, как правило, не применяет коллизионный метод регулирования его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством.
| |||
Привлечение иностранного капитала в целях развития российской экономики – одна из важнейших задач её структурной перестройки.
Правовыми актами, принятыми еще в рамках СССР и действовавшими в РФ, единственно возможной формой привлечения иностранного капитала рассматривалось учреждение совместного предприятия (СП). В 1991 году были разработаны и приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР, как типовой закон, призванный обеспечить единообразие в регулировании вопросов иностранных инвестиций и разграничения компетенции СССР и входящих в него республик.
Именно на базе данного документа был разработан и принят Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР » от 4 июля 1991 года, который создавал новые для того времени правовые отношения деятельности иностранных инвесторов.
Однако в силу специфики развития страны в этот период многие положения закона оказались оторваны от реальной жизни, не были увязаны с действовавшим в то время законодательством, а также не подкреплены принятием необходимых мер для их реализации.
Изменившаяся в ходе реформ ситуация в стране, равно, как и выявившиеся в ходе практического применения закона 1991 года недостатки обусловили необходимость нового законодательного акта, который бы учитывал происходящие в стране изменения в рамках осуществляемых реформ. Таким документом стал Закон РФ « Об иностранных инвестициях » 1999 года.
Новый Закон значительно отличается от своего предшественника:
· Закон – 99 определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а так же на условия предпринимательской деятельности инвесторов и созданных с их участием предприятий (Закон – 91 устанавливал правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории России);
· Закон – 99 регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности только в реальный сектор экономики РФ;
Как уже отмечалось, Закон – 99 – это закон о системе государственных гарантий иностранным инвесторам, поэтому большая часть текста Закона посвящена этой системе. Внимательно ознакомьтесь со ст. 5-15 Закона, особое внимание обратите на ст. 9, закрепляющую так называемую «дедушкину оговорку» (стабилизационную оговорку), т.е. гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ.
Тщательно проанализируйте ст.2 и ст. 4 Закона – 99 , где даются официальные (законодательные) определения важнейших понятий инвестиционных определений (иностранный инвестор, иностранная инвестиция, прямая иностранная инвестиция, инвестиционный проект и др.), а также устанавливается правовой режим деятельности иностранных инвесторов в РФ.
Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений » (1999 год). – следующая важная составляющая национального инвестиционного законодательства России. Данный закон определяет правовые и экономические основы деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, и посвящен правовой регламентации основного вида инвестиций – прямым инвестициям.
Ознакомьтесь с текстом этого закона, найдите ответы на следующие вопросы:
· Что такое инвестиционная деятельность?
· Что понимает закон под капитальными вложениями?
· Назовите объекты капитальных вложений и субъектов инвестиционной деятельности?
· Какие права предоставляет закон инвесторам на территории РФ?
· Каковы формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений?
Закон РФ « О соглашениях о разделе продукции » (в ред. Федерального закона от 07.01.1999 г. № 19 - ФЗ) рассматривается как определенный прорыв в дальнейшем развитии законодательной базы для иностранных инвестиций в России.
До ввода в действие этого закона единственной формой иностранных инвестиций в ТЭК страны, тр5ебующий крупных капиталовложений с длительным периодом их окупаемости, были СП, правовой режим которых ни в коей мере не мог обеспечить привлечения иностранных инвесторов в ТЭК. Стало очевидным, что для активизации их действий необходимы новые формы участия иностранных инвесторов в этой сфере деятельности, которые защищали бы как государственные интересы, так и интересы иностранных компаний и соответствовали бы мировой практике. Данный закон подвел правовую базу под решение этой проблемы и дал толчок активизации переговорного процесса по соглашениям о разделе продукции.
Ознакомившись с текстом Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции » (1995 г.), поясните, между кем заключается договор и в чем суть последнего, в чем экономический интерес инвестора при работе по предлагаемой законом схеме.
Кроме перечисленных нормативных актов, следует обратиться и Закону РФ « О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг » (1999 г.)
Рекомендуемая литература:
1. Анищенков А.А. Теоретические аспекты института инвестиционной гарантии в международном праве //Российский ежегодник международного права 2003. СПб., 2003
2. Вилкова Н.Г. Юридические аспекты деятельности иностранных компаний на Российском рынке. // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 1997, № 1
3. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны и пути их развития // Журнал российского права. 2003. № 1
4. Денисенко В.В. Оффшор а России: правила и исключения // Право и экономика.203.№ 10
5. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М., Финстатинформ, 1993.
6. Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. М. Юстицинформ, 2000
7. Доронина Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности // Журнал российское право. 2004. № 6
8. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2003. № 3,4
9. Еникеев С.Г. О некоторых аспектах правового регулирования иностранных инвестиций // Законодательство. 1997, №1.
10. Мельник А. Антиофшорное законодательство //Хозяйство и право. 2003. № 2
11. Международно – правовые основы иностранных инвестиций в России. Сб. нормативных актов и документов. М., Юридическая литература, 1995.
12. О регистрации коммерческих организаций с участием иностранного капитала в России. // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 1997, № 6.
13. Платонова Н. Правовые проблемы осуществления иностранных и отечественных инвестиций в экономику России на основе соглашений о разделе продукции. // Хозъяйство и право. 1996, №7.
14. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. М., 1995.
15. Шебанова Н.А. Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ. // Законодательство. 1997, №1.
Семинарское занятие № 8.
Правовое регулирование Международных перевозок.
Время проведения - 2 часа.
Вопросы занятия:
1. Понятие международных перевозок. Виды перевозок.
2. Международные морские перевозки.
3. Международные автомобильные перевозки.
4. Международные железнодорожные перевозки.
5. Международные воздушные перевозки.
6. Международные смешанные перевозки.
Методические рекомендации:
1. В типичных случаях процесс доставки грузов в международном сообщении включает:
А B C D
| |||||
| |||||
Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки (В - С). Правоотношения, возникающие между отправителем и получателем грузов друг с другом и с перевозчиком в таких транспортных операциях, носят международный характер.
Вопросы 2- 6 планапосвящены отдельным видам международных перевозок, подготовка по ним должна проводиться по единой схеме, а именно:
· Понятие конкретного вида международной перевозки, его преимущества и недостатки;
· Основные транспортные документы, оформляющие данный вид международной перевозки, их статус, особенности;
· Международно-правовое регулирование данного вида перевозок;
· Регламентация данного вида международных перевозок на уровне национального РФ;
1.Международно-правовая регламентация морских перевозок:
1 правовой режим | 2 правовой режим | 3 правовой режим |
Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте («Гаагские правила.» Брюссель 1924 г.) | Протокол об изменении Брюссельской конвенции 1924 г., известные как «Правила Висби» 1968 г. | Конвенция ООН о морской перевозке грузов ( «Гамбургские правила» Гамбург, 1978 г.) |
Кроме того:
· Конвенция ООН по морскому праву, 1924 г.;
· Конвенция о кодексе поведения линейных конференций, 1978 г.;
· Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, 1974 г. и др.
В РФ действует Кодекс торгового мореплавания, 1999 г.
2.Международно-правовая регламентация автомобильных перевозок:
· Конвенция о дорожном движении, 1949 г.;
· Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов, ( КДПГ ) 1956 г. ;
· Женевская конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 г.;
· Европейское соглашение о международных автомагистралях, 1975 г.;
В РФ действует Закон РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения » 1998 г.