Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество

               
   
Право Франции Основные этапы
 
Право Италии Основные этапы
 
  Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru   Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru
 

           
  Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru   Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru
 
    Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru
 

2. Регистрация договора в поземельной книге

Рекомендуемая литература:

1.Богуславский М,М, Современные правовые вопросы возвращения культурных ценностей в страну их происхождения // Государство и право. 1992, №11.

2.Вилков Г.Е. Национализация и международное право. М., 1962.

3.Лаптев В.В. Вопросы собственности в современном международном частном праве. В сб.: Вопросы международного частного права., М., 1956.

4.Лунц Л.А. Курс международного частного права. В 3-х томах. Особенная часть, глава № 5.М., Юридическая литература, 1975.

5.Международное право. М., Международные отношения, 1995.

6.Ушаков Н.А. Правопреемство государств. Учебное пособие. Уфа, 1996.

1. Авторское и патентное право.

Авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих поря­док использования произведений литературы, науки и искусства. Термин "авторское право" имеет и иное значение: им обозначают субъективное право, принадлежащее в отношении кон­кретного произведения какому-либо лицу-автору.

Права промышленной собственности ("промышленные права") - это субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества - технические и нетехнические, ко­торым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйст­венной деятельности, производства и торговли.

Охрана имущественных и личных прав авторов художественных, научных и иных произве­дений осуществляется на основе норм авторского права, а прав авторов открытий, изобретений и иных технических достижений (прав промышленной собственности) на основе норм изобре­тательского (патентного) права.

Охрана прав автора осуществляется только в пределах того государства, где они возникли.

Основной способ преодоления территориального характера изобретательского и авторского права - заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране интел­лектуальных прав. Только с помощью таких многосторонних международных договоров воз­можно преодоление многочисленных коллизий, разрешение противоречий между националь­ными правовыми системами, обеспечение минимальных обще приемлемых границ охраны ав­торского права и тем самым создания условий для распространения достижений науки и техни­ки на обширнейших территориях.

Назовем важнейшие из таких международных соглашений в сфере авторского права:

а) Бернская конвенция об охране литературных к художественных произведений 1886 г„ го­сударства, присоединившиеся к конвенции, образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции этого Союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности. РФ является участницей этой конвенции и Союза с марта 1995 г.

При определении субъектов охраны Бернская Конвенция использует территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения (стране первого опубликования произведения). Авторы из числа граждан стран Бернского Сою­за пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения произведения, в отноше­нии созданных произведений "правами, которые представляются в настоящее время или будут представлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией" (ст.5).

б) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женева). Участниками Конвенции яв­ляются более 80 государств, в том числе и РФ (с 1973г.)

Всемирная Конвенция носит более универсальный характер, чем Бернская, она в меньшей степени затрагивает национальное законодательство. Для развивающихся стран установлен ряд льгот: сокращенные сроки действия авторского права, выдача государственных принудитель­ных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования, введения права свободного перевода по истечении 10 лет после выхода произве­дения в свет и т.п.

Во Всемирной Конвенции установлен специальный закон охраны авторских прав (copiright) в виде символа "с" (авторское право). Если на книге или другом произведении такого знака нет, то авторские права не охраняются в странах участницах Конвенции.

в) В международном авторском праве складывается система охраны так называемых "смежных прав авторов". Правовой основой этой системы служит ряд международных согла­шений:

· Римская конвенция по охране прав профессиональных артистов-исполнителей, изготовите­лей фонограмм и предприятий радиовещания, 1961г.

· Конвенция по правовой охране производителей. фонограмм от незаконного копирования, 1971г., Женева.

· Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спут­ники, 1974г. Брюссель.

2. Важная роль в регулировании прав промышленной собственности в международном обо­роте также принадлежит международным соглашениям:

а) особое место среди них занимает универсальное по своему содержанию соглашение - Па­рижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., участники которой обра­зовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз), куда входят более 100 государств, в том числе и РФ (с 1965г.).

Положения конвенции облегчают иностранным юридическим и физическим лицам из стра­ны-участницы приобретение, использование, и защиту промышленных прав в других странах-участницах.

К важнейшим общим принципам, закрепляемым конвенцией, относятся:

· предоставление в каждой стране иностранным лицам национального правового режима, т.е. прав и обязанностей, приравнены в сфере промышленной собственности к правам и обязанностям национальных лиц;

· приравнивание иностранцев к собственным юридическим и физическим лицам исключает возможность предоставления им меньших прав или наложения на них дополнительных обязан­ностей.

К общим правилам Конвенции, касающимся изобретений, промышленных образцов и товар­ных знаков, относятся правила о конвенционном и выставочном приоритетах.

Правило о конвенционном приоритете состоит в том, что лицо, подав в какой-либо стране-участнице Конвенции правильно оформленную заявку на охранный документ на изобретение, промышленный образец, товарный знак, может в течение установленного конвенцией срока (конвенционного срока) подать аналогичную заявку в другой стране-участнице с требованием установления приоритета по первой заявке (конвенционного приоритета).

Приоритет конвенционной заявки определяется, таким образом, не по дате ее поступления в патентное ведомство второй страны, а по дате первоначальной заявки на этот объект в ведомст­во первой страны.

Данное правило позволяет заявителю в течение конвенционного срока (12 месяцев для па­тентов на изобретение и 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков) оценить целесообразность приобретения правовой охраны в других странах, не опасаясь утраты первен­ства (приоритета), и подготовить заявочную документацию.

Правило о выставочном приоритете состоит в том, что лицо, экспонировавшее объект на официальной или официально признанной выставке, вправе в течение срока, устанавливаемого национальным законом, подать в патентное ведомство заявку на получение охранного докумен­та (патента на изобретение или промышленный образец или свидетельства о регистрации знака) с истребованием приоритета по дате экспонирования объекта на выставке.

б) В связи с ростом заявок на одни и те же изобретения в различных странах, расширением масштабов иностранного патентованных многими государствами возникла необходимость уг­лубления международного сотрудничества в этой области. Поэтому в 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации, участниками которого являются более 40 государств, в том числе и РФ (с 1974 г.). Данное соглашение устанавливает порядок составления и подачи автором изобретения "международной заявки" на получение патента. Такой порядок уменьшает затраты на зарубежное патентование и делает его более оперативным. С этой целью предусмотрено создание "международных поисковых органов", которые производят докумен­тальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ве­домствах страны, куда подается заявка на патентование. Договором предусмотрено проведение и международных предварительных экспертиз.

в) С 70-х годов в соответствии с международными соглашениями были введены в практику региональные патенты, действие которых распространяется по желанию заявителя на террито­рию нескольких стран: так. Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов (1973 г.)

установила "европейский патент", а Люксембургская конвенция о европейском патенте для общего рынка (1975 г.) "патент Сообщества", на основе указанных соглашений было создано Европейское патентное ведомство для стран общего рынка (Мюнхен).

Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru г) Защита товарных знаков, помимо Парижской конвенции, осуществляется еще и Мадрид­ской конвенцией о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891г. (РФ с 1976 г.), которой предусмотрена охрана товарного знака во всех странах-участницах без реги­страции его в каждой их них.

В целях совершенствования международных отношений в области охраны товарных знаков был принят Венский договор о регистрации товарных знаков (1973 г.).

Обзор национального законодательство РФ в области охраны авторских прав и прав на "промышленную собственность" подготовьте самостоятельно. Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru

Развал СССР породил множество проблем в самых разных отраслях экономики и науки на всей территории прежде единого государства. Одна из них связана с патентным делом.

Прежде в Госпатент СССР, занимавшийся охраной интеллектуальной собственности, на­правлялись заявки всех 15 республик бывшего СССР. Здесь проводилась экспертиза, и в случае, если она признавала оправданными притязания заявителя, выдавался охранный документ еди­ного образца.

Все союзные патентные структуры унаследовала РФ. Поэтому для нее новая ситуация не бы­ла чревата какими-либо осложнениями. Остальные же государства СНГ вынуждены были соз­давать свои патентные ведомства. Теперь для того, чтобы защитить свою разработку во всех государствах СНГ, заявители должны были подавать заявки в национальные ведомства каждой страны на языке государства - патентователя, с учетом особенностей законов каждого из них и уплатой пошлины.

Возникла необходимость упростить все эти бюрократические процедуры и в той или иной форме вернуться к единой системе патентования.

9 сентября 1994 г. главы правительств стран СНГ подписали многостороннее международное соглашение– Евразийскую патентную конвенцию.

С 1 января 1996т. изобретатели любой страны мира могут подавать заявки в Евразийскую патентную организацию, штаб-квартира которой находится в Москве. Новая структура создана по образу и подобию Европейской патентной организации, которая уже четверть века успешно содействует интеграции в дни охраны интеллектуальной собственности целой когорты промышленно развитых стран мира.

Охрана "ноу-хау". Во всех странах правовая охрана предоставляется не только изобретате­лям, но и сведениям (информации) об иных технических решениях. Эта информация получила название "ноу-хау" от английского « to know how to do it » ("знать, как это делать").

Относимые к "ноу-хау" сведения, нередко определяемые в литературе как "знание и опыт", могут предоставлять собой не только техническую, но также организационную и коммерческую информацию. Однако основной массив "ноу-хау" все же составляют полезные технологические сведения, принимаемые в производстве.

Информация, признаваемая "ноу-хау", как правило, имеет конфиденциальный характер, составля­ет секрет производства, хранимый как производственная тайна разработчика, коммерческая ценность ее как неизвестной третьим лицам информации состоит в технико-экономических преимуществах в производстве и конкуренции на рынке, которые она предоставляет обладате­лю.

Во всех системах права юридическая охрана "ноу-хау" предоставляется как охрана исключительно секретной информации, в договоры на передачу "ноу-хау" включается специальное условие о конфиденциальности использовании информации принимающей стороной.

Характер "ноу-хау" как непатентованной информации затрудняет установление самого содер­жания "ноу-хау" в качестве объекта охраны. Это придает особое значение точному и полному определению "ноу-хау" в тексте договора на передачу информации ( во избежание споров о предмете договора).

Ни в одной из стран не действуют специальные нормативные акты по охране "ноу-хау".

Защита осуществляется на основании общих норм гражданского и уголовного права.

Рекомендуемая литература:

1.Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: История и современность// Законодательство. 1999. № 2-3

2.Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях, М., 1973.

3.Богуславский М.М. Современные правовые вопросы возвращения культурных ценностей в страну их происхождения // Государство и право. 1992. № 11

4.Вещные права по законодательству стран континентальной Европы //Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование/ Рук. Авт. Колл. В.В. Залесский. М.: Норма, 2000

5.Дозорцев В.А. Международная охрана авторских и патентных прав. // Дело и право., 1994, № 9,10.

6.Кириллова Т.Н. Патентный закон Российской Федерации. // Журнал международного частного права. 1993, № 1.

7.Права на результаты интеллектуальной собственности. Сб. нормативных актов. Вступительная статья В.А. Дозорцева, М., Де-Юре, 1994.

8.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., Теис, 1996.

9.Сметанин А.В. Правовое регулирование использования федеральной недвижимости , находящейся за рубежом // Адвокат. 2004. № 5

10. Турлин А.И. Международно – правовая охрана смежных прав. // Журнал международного частного права. 1993, № 1.

11. Фахрудинов И.З. Международное инвестиционное право: проблемы принудительного изъятия иностранной собственности // МЖМП. 2004. № 2

Семинарское занятие № 7.

Правовое регулирование иностранных инвестиций.

Время проведения - 2 часа.

Вопросы занятия:

1. Понятие, виды иностранных инвестиций. Режимы, предоставляемые иностранным инвестициям.

2. Международно-правовое регулирование притока иностранного капитала.

3. Правовое положение иностранных инвестиций в РФ. Предприятия с иностранными инвестициями.

Методические рекомендации:

1. Международно правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется посредством заключения государством и другими субъектами международного права международных договоров, основными из которых являются:

· Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 1965год);

· Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 год);

· Региональные международные договоры. Например, в СНГ это:

а) Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашхабад, 1993г.)

б) Конвенция о защите прав инвестора (Москва ,1997 г.)

· Двусторонние соглашения между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения и соглашения между государствами и международными организациями – МБРР, ЕБРР, ЕС.

При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомится с содержанием упомянутых документов и быть в состоянии дать их анализ в ходе семинара.

2. Правовое положение иностранных инвестиций.Современное развитие отдельных отраслей и экономики в целом различных государств осуществляется за счет привлечения дополнительных средств из-за рубежа - иностранных ин­вестиций. Правовой режим иностранного капитала в разных странах неодинаков и зависит от политики государства по отношению к иностранному элементу в национальной экономике, он определяется внутренним законодательством, двусторонними и многосторонними договорами.

Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно, как правило, не при­меняет коллизионный метод регулирования его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством.

       
   
Иностранные инвестиции
 
  Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru

Привлечение иностранного капитала в целях развития российской экономики – одна из важнейших задач её структурной перестройки.

Правовыми актами, принятыми еще в рамках СССР и действовавшими в РФ, единственно возможной формой привлечения иностранного капитала рассматривалось учреждение совместного предприятия (СП). В 1991 году были разработаны и приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР, как типовой закон, призванный обеспечить единообразие в регулировании вопросов иностранных инвестиций и разграничения компетенции СССР и входящих в него республик.

Именно на базе данного документа был разработан и принят Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР » от 4 июля 1991 года, который создавал новые для того времени правовые отношения деятельности иностранных инвесторов.

Однако в силу специфики развития страны в этот период многие положения закона оказались оторваны от реальной жизни, не были увязаны с действовавшим в то время законодательством, а также не подкреплены принятием необходимых мер для их реализации.

Изменившаяся в ходе реформ ситуация в стране, равно, как и выявившиеся в ходе практического применения закона 1991 года недостатки обусловили необходимость нового законодательного акта, который бы учитывал происходящие в стране изменения в рамках осуществляемых реформ. Таким документом стал Закон РФ « Об иностранных инвестициях » 1999 года.

Новый Закон значительно отличается от своего предшественника:

· Закон – 99 определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а так же на условия предпринимательской деятельности инвесторов и созданных с их участием предприятий (Закон – 91 устанавливал правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории России);

· Закон – 99 регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности только в реальный сектор экономики РФ;

Как уже отмечалось, Закон – 99 – это закон о системе государственных гарантий иностранным инвесторам, поэтому большая часть текста Закона посвящена этой системе. Внимательно ознакомьтесь со ст. 5-15 Закона, особое внимание обратите на ст. 9, закрепляющую так называемую «дедушкину оговорку» (стабилизационную оговорку), т.е. гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ.

Тщательно проанализируйте ст.2 и ст. 4 Закона – 99 , где даются официальные (законодательные) определения важнейших понятий инвестиционных определений (иностранный инвестор, иностранная инвестиция, прямая иностранная инвестиция, инвестиционный проект и др.), а также устанавливается правовой режим деятельности иностранных инвесторов в РФ.

Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений » (1999 год). – следующая важная составляющая национального инвестиционного законодательства России. Данный закон определяет правовые и экономические основы деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, и посвящен правовой регламентации основного вида инвестиций – прямым инвестициям.

Ознакомьтесь с текстом этого закона, найдите ответы на следующие вопросы:

· Что такое инвестиционная деятельность?

· Что понимает закон под капитальными вложениями?

· Назовите объекты капитальных вложений и субъектов инвестиционной деятельности?

· Какие права предоставляет закон инвесторам на территории РФ?

· Каковы формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений?

Закон РФ « О соглашениях о разделе продукции » (в ред. Федерального закона от 07.01.1999 г. № 19 - ФЗ) рассматривается как определенный прорыв в дальнейшем развитии законодательной базы для иностранных инвестиций в России.

До ввода в действие этого закона единственной формой иностранных инвестиций в ТЭК страны, тр5ебующий крупных капиталовложений с длительным периодом их окупаемости, были СП, правовой режим которых ни в коей мере не мог обеспечить привлечения иностранных инвесторов в ТЭК. Стало очевидным, что для активизации их действий необходимы новые формы участия иностранных инвесторов в этой сфере деятельности, которые защищали бы как государственные интересы, так и интересы иностранных компаний и соответствовали бы мировой практике. Данный закон подвел правовую базу под решение этой проблемы и дал толчок активизации переговорного процесса по соглашениям о разделе продукции.

Ознакомившись с текстом Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции » (1995 г.), поясните, между кем заключается договор и в чем суть последнего, в чем экономический интерес инвестора при работе по предлагаемой законом схеме.

Кроме перечисленных нормативных актов, следует обратиться и Закону РФ « О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг » (1999 г.)

Рекомендуемая литература:

1. Анищенков А.А. Теоретические аспекты института инвестиционной гарантии в международном праве //Российский ежегодник международного права 2003. СПб., 2003

2. Вилкова Н.Г. Юридические аспекты деятельности иностранных компаний на Российском рынке. // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 1997, № 1

3. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны и пути их развития // Журнал российского права. 2003. № 1

4. Денисенко В.В. Оффшор а России: правила и исключения // Право и экономика.203.№ 10

5. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М., Финстатинформ, 1993.

6. Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. М. Юстицинформ, 2000

7. Доронина Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности // Журнал российское право. 2004. № 6

8. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2003. № 3,4

9. Еникеев С.Г. О некоторых аспектах правового регулирования иностранных инвестиций // Законодательство. 1997, №1.

10. Мельник А. Антиофшорное законодательство //Хозяйство и право. 2003. № 2

11. Международно – правовые основы иностранных инвестиций в России. Сб. нормативных актов и документов. М., Юридическая литература, 1995.

12. О регистрации коммерческих организаций с участием иностранного капитала в России. // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 1997, № 6.

13. Платонова Н. Правовые проблемы осуществления иностранных и отечественных инвестиций в экономику России на основе соглашений о разделе продукции. // Хозъяйство и право. 1996, №7.

14. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. М., 1995.

15. Шебанова Н.А. Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ. // Законодательство. 1997, №1.

Семинарское занятие № 8.

Правовое регулирование Международных перевозок.

Время проведения - 2 часа.

Вопросы занятия:

1. Понятие международных перевозок. Виды перевозок.

2. Международные морские перевозки.

3. Международные автомобильные перевозки.

4. Международные железнодорожные перевозки.

5. Международные воздушные перевозки.

6. Международные смешанные перевозки.

Методические рекомендации:

1. В типичных случаях процесс доставки грузов в международном сообщении включает:

А B C D

           
  Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество - student2.ru
 
   
Граница
     
Граница
 

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки (В - С). Правоотношения, возникающие между отправителем и получателем грузов друг с другом и с перевозчиком в таких транспортных операциях, носят международный характер.

Вопросы 2- 6 планапосвящены отдельным видам международных перевозок, подготовка по ним должна проводиться по единой схеме, а именно:

· Понятие конкретного вида международной перевозки, его преимущества и недостатки;

· Основные транспортные документы, оформляющие данный вид международной перевозки, их статус, особенности;

· Международно-правовое регулирование данного вида перевозок;

· Регламентация данного вида международных перевозок на уровне национального РФ;

1.Международно-правовая регламентация морских перевозок:

1 правовой режим 2 правовой режим 3 правовой режим
Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте («Гаагские правила.» Брюссель 1924 г.) Протокол об изменении Брюссельской конвенции 1924 г., известные как «Правила Висби» 1968 г. Конвенция ООН о морской перевозке грузов ( «Гамбургские правила» Гамбург, 1978 г.)

Кроме того:

· Конвенция ООН по морскому праву, 1924 г.;

· Конвенция о кодексе поведения линейных конференций, 1978 г.;

· Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, 1974 г. и др.

В РФ действует Кодекс торгового мореплавания, 1999 г.

2.Международно-правовая регламентация автомобильных перевозок:

· Конвенция о дорожном движении, 1949 г.;

· Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов, ( КДПГ ) 1956 г. ;

· Женевская конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 г.;

· Европейское соглашение о международных автомагистралях, 1975 г.;

В РФ действует Закон РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения » 1998 г.

Наши рекомендации