Специальные интернет-ресурсы:
1. Американское общество сравнительного права // URL: www.comparativelaw.org (США)
2. Британский институт международного и сравнительного права// URL: www.biicl.org (Великобритания)
3. Всемирное общество юристов смешанных юрисдикции// URL: www.mixedjurisdiction.org (США)
4. Институт глобального права// URL: www.ac.uk/laws/global_law/index.shtml(Великобритания)
5. Институт государства и права Российской академии наук// URL: www.igpan.ru/rus(Российская Федерация)
6. Институт европейского и сравнительного права Оксфордского университета// URL: www.iecl.ox.ac.uk (Великобритания)
7. Швейцарский институт сравнительного правоведения// URL: http://www.isdc.ch/ (Швейцария)
8. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации // URL: www.izak.ru (Российская Федерация)
9. Институт зарубежного и международного уголовного права// URL: www.iuscrim.mpg.de (ФРГ)
10. Институт зарубежного публичного права и международного права// URL: www.mpiv-hd.mpg.de (ФРГ)
11.Институт зарубежного и международного социального права// URL: www.mpisoc.de (ФРГ).
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Сравнительное правоведение
№ п./п. | Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий | Перечень оборудования и технических средств обучения |
№41 | мультимедийные средства: Компьютер, видеопроектор | |
№ 42 | мультимедийные средства: Компьютер, видеопроектор |
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Сравнительное правоведение
Изучение курса «Сравнительное правоведение» предусматривает систематическую самостоятельную работу магистров над материалами основной и дополнительной литературы; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы магистров является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Магистрам следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим дисциплинам, связанным с профилем подготовки.
Самостоятельная работа по изучению курса «Сравнительное правоведение» предполагает внеаудиторную работу, которая включает:
- подготовку к практическим занятиям;
- написание рефератов и подготовку презентаций по предложенным темам;
- подготовку к экзамену и другие виды работ.
В рамках самостоятельной работы магистр должен самостоятельно:
- анализировать теоретический и нормативный материал в соответствии с программой курса;
- правильно применять и толковать нормы права,
- разбирать правовые ситуации (задачи) в соответствии с действующим законодательством,
- освоить компьютерные технологии для подготовки презентации по предложенной теме
- работать с учебно-методическим материалом и научными работами, самостоятельно изучать отдельные разделы дисциплины.
- готовиться к деловым и ролевым играм.
Указанная дисциплина изучается на протяжении 1 семестра и завершается зачетом. В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации.
В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям.
В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания обучающихсяпо ряду рассмотренных на лекциях вопросов; развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с практикой юридической работы.
При подготовке к семинарским занятиям каждый обучающийся должен:
Изучить рекомендованную учебную литературу;
Подготовить ответы на все вопросы семинара.
В завершение работы нал изучением темы слушатель должен написать реферат.
Научно-исследовательская работа слушателей (НИР) в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося.
Самостоятельная внеаудиторная работа по курсу включает самостоятельное изучение учебной и научной литературы, повторение лекционного материала, подготовку к практическим занятиям, а также к текущему и итоговому контролю.
Практические занятия предусматривают совершенствование навыков работы с первоисточниками и историко-правовым материалом, методологии изучения предметной специфики курса.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены магистрантами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы магистрантов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или ответов на контрольные вопросы тем. В ходе самостоятельной работы каждый магистрант обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме. Магистрант должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем, ведущим занятие.
Методические рекомендации к подготовке доклада на семинарском занятии
Доклад обучающегосяна семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. Целью доклада для обучающегосядолжны выступать достаточно глубокое изучение какой-либо из проблем в истории формирования и развития интеллектуального пространства своей страны, проведение сравнительного анализа в рамках рассматриваемого вопроса, демонстрация способностей свободного рассуждения на исследуемую тематику, организации дискуссии, готовность ответа на поставленные вопросы. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.
При подготовке к докладу обучающийся должен уяснить цели и задачи исследования, предварительно ознакомиться с рекомендуемой литературой и иными источниками, в том числе рекомендованными УМД. Необходимо сопоставить позиции отдельных авторов, провести по возможности их критический анализ, а при необходимости - сформировать аргументы для обоснования своей точки зрения.
Письменную часть работы рекомендуется проводить, прежде всего, не в целях полного конспектирования всего материала, а для формирования плана выступления, с обозначением ключевых вопросов темы, схем, графиков и т.д. В выступлении оцениваются, в первую очередь, способности обучающегося к изложению изученного материала, свободное им владение.
Методические рекомендации по написанию реферата/презентации
Реферат представляет собой анализ какого-то одного аспекта исследуемого материала в рамках поставленной темы. Основной целью реферата является выявление основных положений по рассматриваемой проблеме, задачами – обобщение и консолидация различных позиций и предложение выводов на основе их изучения.
Реферат исполняется на компьютере или рукописно, допускается цитирование материала, которое должно сопровождаться сносками, оформленными в соответствии со стандартами. В качестве приложения используется список правовых и литературных источников, также оформленных по стандарту.
Объем реферата должен составлять 3-5 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Титульный лист содержит указание на дисциплину, тему, фамилию и инициалы студента, номер группы, год исполнения.
Предусмотрено собеседование по выводам реферата. Собеседование проводится в процессе зачета. В случае обнаружения несоответствий или недостатков, а также небрежности оформления записки ее текст возвращается автору с указанием на допущенные недостатки и способы их устранения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, на основе основной образовательной программы «Международное публичное право»Дипломатической академии МИД России.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Учебники:
1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 2010.
2. Лазарев В.В., Липень С.В., Саидов А.Х. Проблемы общей теории JUS. М.НОРМА, 2012
3. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М: Проспект, 2011
4. Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение. М.: МО, 2012
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина
1. Сравнительное правоведение как метод и как учебная дисциплина.
2. Предмет сравнительного правоведения: его сущность и содержание.
3. Значение сравнительного правоведения.
4. Принципы сравнительного правоведения.
Литература:
· Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1997.
· Захарова М.В. Сравнительное правоведение: вопросы теории и практики: монография. – М.: Проспект, 2012 – 160 с.
· Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2001.
· Осакве. К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. – М.: Дело, 2002.
· Правовые системы современности. Энциклопедический справочник/Отв.ред. А.Я.Сухарев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2000.
· Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М.,1978.
· Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004
· К.Цвайгерт, Х. Кетц. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. – М.: Международные отношения, 2000.
· Х.Кох, У.Магнус, П.Винклер фон Морефельс. Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. Д-ра юр. наук Ю.М.Юмашева. – М.: Междунар. Отношения, 2001.
Тема 4. Система юридического образования и подготовки юристов. Структура юридической профессии
1. Правовое образование в школьных и внешкольных учреждениях образования.
2. Правовые олимпиады среди школьников.
3. Программа юридического образования (обязательные и факультативные предметы).
4. Методика преподавания.
5. Постдипломная подготовка юристов (отраслевая стажировка, аспирантура, соискательство, докторантура).
6. Ветви профессии юриста: общий сравнительный обзор.
7. Национальные особенности структуры юридической профессии в Англии, Франции, Германии, США и России.
8. Профессиональная этика юриста.
Литература:
· Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М – Норма, 1998.
· Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1997.
· Европейское право. Учебник для вузов/Под общ. ред. Л.М. Энтина. – М.: Изд-во НОРМА, 2000.
· Ежегодник сравнительного правоведения. 2001. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
· Ежегодник сравнительного правоведения. 2002. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
· Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. – М.:БЕК, 1997.
· Иванов В.Н. Профессия – юрист. – М.: «Ось – 89», 1998.
· Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2001.
· Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: ООО «Городец-издат»,2002.
· Осакве. К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. – М.: Дело, 2002.
· Правовые системы современности. Энциклопедический справочник/Отв.ред. А.Я.Сухарев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2000.
· Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Правовая работа. – М.: «Зерцало – М», 2004;
· Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. – М.: Дело, 2001;
· Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. – М., 1993.
· Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник/Под ред. В.А.Туманова. – М.: Юристъ, 2000.
· Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М.,1978.
· Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М.: Изд-во «Норма», 1996.
· Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998.
· Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. – М., 1998.
· К.Цвайгерт, Х. Кетц. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. – М.: Международные отношения, 2000.
· Х.Кох, У.Магнус, П.Винклер фон Морефельс. Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. Д-ра юр. наук Ю.М.Юмашева. – М.: Междунар. Отношения, 2001.
· Юридическая клиника и современное юридическое образование в России. / Отв. ред. – С.Л. Дегтярев. – М., 2004.