Основные права муниципальных служащих
Группа прав муниципального служащего | В соответствии с нормами ч.1ст.11Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на: |
Функциональные (должностные) права | 1) ознакомление с документами, устанавливающими его пра-ва и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе; 2) обеспечение организационно-технических условий, необ-ходимых для исполнения должностных обязанностей; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обя-занностей, а также на внесение предложений о совершенство-вании деятельности органа местного самоуправления, избира-тельной комиссии муниципального образования; |
Права, связанные с прохождением муниципальной службы | 3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудо-вым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом); 4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предо-ставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; 6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы; |
Продолжение таблицы 4.4.
Группа прав муниципального служащего | В соответствии с нормами ч.1 ст.11 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на: |
Личные права муниципального служащего | 7) повышение квалификации в соответствии с муници-пальным правовым актом за счет средств местного бюд-жета; 8) защиту своих персональных данных; 9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений; 10) объединение, включая право создавать профессио-нальные союзы, для защиты своих прав, социально-эконо-мических и профессиональных интересов; 11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту сво-их прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений; 12) пенсионное обеспечение в соответствии с законода-тельством Российской Федерации. |
Муниципальный служащий имеет право знакомиться с доку-ментами, определяющими его права и обязанности по замещаемой долж-ности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе, в том числе установленными в уставе муниципального образования, положениях об органах местного самоуправления и их структурных подразделениях, об избирательной комиссии муниципального образования, в должностной инструкции, правилах внутреннего трудового распорядка и т.д.
Критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей подразумевают нормативное установление методов и средств оценки каче-ства осуществления полномочий по должности. Оценочные показатели охватывают совокупность факторов, характеризующих деятельность муни-ципального в служебной сфере и в области соблюдения морально-этиче-ских требований, в том числе предполагающие четкое выполнение долж-ностных обязанностей, соблюдение трудовой дисциплины и т.д.
Условия продвижения по службе характеризуют включают совокуп-ность показателей и критериев, характеризующих уровень профессиона-лизма муниципальных служащих, их нравственно-этические качества и соответствие иным требованиям, при соблюдении которых муниципаль-ный служащий имеет право на продвижение по службе. Продвижение по службе предполагает изменение (повышение) его в должности или увели-чение денежного содержания.
Права муниципального служащего на обеспечение организаци-онно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей предполагает обеспечение гарантированного Конституцией России права на охрану здоровья (ч.2 ст. 7), обеспечение здоровых и безо-пасных условий труда (ст. 21 ТК РФ), создание благоприятных психо-физологических условий для эффективного труда в соответствии с уста-новленными нормативами.
Реализация права муниципального служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения им служебных обязанностей означает, что в рамках своей ком-петенции он вправе запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными организационно-техническими средствами ее обработки и хранения и т.д. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующей обязанности у представителя нанимателя.
Муниципальный служащий имеет право вносить непосредственно-му руководителю либо представителю нанимателя предложения, касаю-щиеся совершенствования деятельности органа местного самоуправления (избирательной комиссии), организации труда и т.д., а также право на по-лучение информации о принятом по его предложению решении.
Реализация права муниципального служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законода-тельством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) предполагает вознаграждение муниципальных служащих за их труд, доб-росовестное и эффективное исполнение ими должностных обязанностей, которое выплачивается за счет средств местного бюджета органом мест-ного самоуправления (избирательной комиссией) в соответствии с законо-дательством. При этом, согласно ст. 57 ТК РФ, трудовой договор с муни-ципальным служащим в обязательном порядке содержит положения об оплате труда муниципального служащего (в том числе размер оклада по должности, доплаты, надбавки, надбавки и поощрительные выплаты).
Реализация права муниципального служащего на отдых обеспе-чивается установлением нормальной продолжительности рабочего (слу-жебного) времени продолжительностью не более 40 часов в неделю, пре-доставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также еже-годного оплачиваемого отпуска в соответствии с нормами Закона № 25-ФЗ и ТК РФ.
Реализация права на участие муниципального служащего по сво-ей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муници-пальной службы предполагает, что муниципальный служащий вправе при-нимать участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципа-льной службы независимо от того, какую должность он занимает в момент его проведения.
Право муниципального служащего на повышение квалифика-ции в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета обеспечивается реализацией требований ст. 197 ТК РФ, а также п. 5 ч.1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ о необходимости поддержания му-ниципальным служащим уровня квалификации, необходимого для надле-жащего исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Реализация права муниципального служащего на защиту персо-нальных данных обеспечивается тем, что обработка (получение, хране-ние, передача и иное использование) персональных данных муниципаль-ных служащих осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О персональных данных».[33]
Право муниципального служащего на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной дея-тельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а так-же на приобщение к личному делу его письменных объяснений означает, что муниципальный служащий вправе изучать свое личное дело конфи-денциально, делать для себя записи и снимать копии с документов, требо-вать приобщения к личному делу своих объяснений. При этом, однако, не предусматривается право служащего требовать изъятия отдельных доку-ментов из его личного дела. Муниципальный служащий имеет право зани-маться с материалами личного дела неоднократно, если он тем самым не злоупотребляет своим правом.
Ведение личного дела муниципального служащего, согласно ст. 30 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной служ-бе в Российской Федерации», осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего, и, в связи с этим, должно соответствовать требованиям Положения о персона-льных данных государственного гражданского служащего Российской Фе-дерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента России от 30 мая 2005 г. № 609 (ред. от 23.10.2008).[34]
Право муниципального служащего на объединение, включая пра-во создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов соответствует положениям ст. 30 Конституции Российской Федерации, провозгласившей право каж-дого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Кроме того, ст. 352 ТК РФ определено, что «каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми спо-собами, не запрещенными законом».[35]
Право муниципального служащего на рассмотрение индивидуа-льных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, вклю-чая обжалование в суд их нарушений, соответствует положениям ч.4 ст. 37
Конституции Российской Федерации, признающей право каждого на инди-видуальные и коллективные трудовые споры с использованием установ-ленных федеральным законом способов их разрешения. Индивидуальные трудовые споры, в соответствии с нормами ст.ст. 381, 382 ТК РФ, рас-сматриваются комиссиями по трудовым спорам и судом. Вместе с тем За-коном о муниципальной службе № 25-ФЗ установлено, что в связи с про-хождением муниципальной службы муниципальному служащему запреща-ется прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегули-рования трудового спора (п.14 ч.1 ст. 14).[36]
Право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуется по-средством Федеральных законов: от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О госу-дарственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15 де-кабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос-сийской Федерации», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пен-сиях в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших государствен-ную гражданскую и муниципальную службу в соответствующем субъекте РФ.
Наряду с изложенным, ч. 2. ст. 11 Закона № 25-ФЗ (в ред. Федераль-ного закона от 22.12.2008 № 267-ФЗ) установлено, что муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предва-рительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работо-дателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом № 25-ФЗ.