Демонстрируется документ на стенде и сундук.
Сохранился интересный документ, который касается сбора налогов: Напоминающее письмо короля Августа II, направленное мещанам Несвижа. Выдано из канцелярии ВКЛ 10.12.1700 г., вписано в городские книги Новогрудского воеводства 17.12.1700 г., откуда сделана выписка и 17.04.1727 г. внесена в актовую книгу магистрата Несвижа. Письмо, написанное по просьбе Николая Нечая и всех членов магистрата, было адресовано местному плебану Павлу Алекшевскому. Плебан самостоятельно собирал с мещан мостовой налог за проезд от Несвижа до Сверженя к пристани, что плохо сказывалось на торговле. Август II напоминает привилей своих предшественников, по которому Несвиж от уплаты мостового налога освобождён. Алекшевскому и его помощникам запретили собирать налог.
15 января 1598 г. князь Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» создал «фундуш вячысты» – так называемую кассу помощи, записав для этой цели 1000 злотых, чтобы ежегодная прибыль с этой суммы (80 злотых) шла на приданое при выходе замуж бедных девушек-горожанок. Со временем помощь, предоставляемая со времён Сиротки, стала приходить в упадок. Была возобновлена Михаилом Казимиром Радзивиллом «Рыбонькой». К 1000 злотых по указу 1598 г., добавлялись ещё 2000, что, в общем, составляло 3000 польских злотых. С этих денег магистрат должен был выплачивать ежегодно по 100 злотых.
Демонстрируется копия данного документа на стенде.
Группа переходит к витринам.
В нашей экспозиции представлены деньги государств, в состав которых входил Несвиж, а также монеты, найденные в археологических раскопках на территории города и замка.
Монеты Речи Посполитой представлены на первой витрине.
Имея экономические связи с другими странами, на территории Речи Посполитой использовались для расчёта и зарубежные монеты.
Здесь же демонстрируется клад монет, найденный в Несвиже в 2002 году археологом Иовым. После изучения клада специалистами, было установлено, что часть монет – фальшивые.
В конце XVIII в. произошли разделы Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Российской империей. В основном вся территория вошла в состав России. С помощью представленных на следующих витринах денег можно познакомиться с денежным обращением Российской империи, начиная от Елизаветы Петровны и заканчивая Николаем II.
Во все времена работа казначея была очень ответственной. В этом можно убедиться, ознакомившись с документами, найденными во время реставрации ратуши. Документация XIX – начала XX вв. обнаружена на чердаках. Сохранилось клятвенное обещание сборщика и помощника в Несвижское еврейское общество. 11.06.1857 г.. При изучении этих бумаг, можно узнать много интересного о работе городской администрации в данный период. Представленные в этом зале документы касаются финансовой работы. Например:
1. Указ Императора Александра II, присланный из Минской казённой палаты в Несвижскую Городскую Думу о статьях расходов, которые остались неутверждёнными за 1859 г. 1.12.1862 г.
2. Отчёт о денежных суммах, принадлежащих казне Несвижского христианского общества за 1863 г.
3. Отчёт о приходах и расходах городских доходов и расходов за 1862 г. Несвижской Городской Думы.
4. Список плательщиков в городе Несвиже за 1870 г.
Кабинет войта.
Наиболее ранней фигурой в системе самоуправления Несвижа был войт (от немецкого «vogt» – наместник). В привилее 1586 года г. Несвижу на Магдебургское право Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» назначил войта сам и оговорил, что после смерти нынешнего войта горожане будут избирать две кандидатуры, войтом станет тот, на кого укажет жребий. Если же такая жеребьёвка не определит кандидатуры, тогда князь сам примет решение. Позже жеребьёвка, видимо, была заменена утверждением князем войта из двух кандидатов, избранных мещанами.
Являясь доверенным лицом магната и представляя его интересы, войт имел определённые права и привилегии. В пользу войта шла известная часть различных сборов натурой – «провиант войтовский». Кроме того, он получал долю от судебных доходов. В Несвиже в 1688-1689 гг. он ежегодно получал 400 злотых дохода за судебную деятельность, имел участки земли в городе и за его пределами, не облагавшиеся городскими повинностями и налогами.
В XVI - XVIII вв. в частновладельческих городах Беларуси и Литвы в руках войта оставалась главная распорядительная власть. Он был не только главой магистрата, но и главой суда. Войт имел право распоряжаться по всем делам города, но не по собственному усмотрению. Административные распоряжения и решения войта, не санкционированные общегосударственным законом и Магдебургским правом, рада имела право оспаривать перед верховной властью.
Согласно Магдебургскому праву, вступая на должность, войт принимал присягу, которая обязывала его во всём содействовать благосостоянию города. Даже когда город находился в составе Российской империи, эта обязанность сохранилась. До нас дошло клятвенное обещание поступающего на службу главы города XIX века (на стенде демонстрируется документ): «Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что должен при предлежащим выборе в установленные Гражданские должности Мещанства заштатного города Несвижа, для отправления правосудия и других дел, по чистой моей совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы, избирать из моих собратьев таких, которых, по качествам ума и совести их, нахожу я способнейшими и достойнейшими и от которых надеюсь, что они в возлагаемых на них должностях окажут себя ревностными к службе Императорского Величества, попечительными о пользе общественной. Если же я иначе поступлю, то, как нерадивый о благе общественном, в коем и мое собственное заключение подвергаю себя нареканию собратьев моих, а в будущей жизни ответу пред Богом и Страшным Судом Его. В заключение сей моей клятвы о беспристрастном выборе, целую Слова и крест Спасителя моего. Аминь».
У администрации города было много обязанностей, одна из них – контроль паспортного режима. В найденном архиве (мы уже упоминали о нём) есть документы, которые раскрывают эту сторону работы городской власти. Например, в циркуляре Минского губернатора Несвижской Городской Думе от 19.12.1887 г. предложено при выдаче новых паспортов непременно отбирать старые, которым истёк срок, перечеркнув крестообразно, следует хранить их при делах, в случае же утраты паспортов, публиковать об этом объявления. Это распоряжение подтверждается в найденном экземпляре газеты «Варшавская полицейская газета» за 1899 г., где напечатано объявление о том, что несвижанка Рохля Поляк потеряла паспорт. (23.09.(05.10.) 1899 г.) Все пометки карандашом, которые можно увидеть в газете, сделаны в то время.
Обратите внимание на паспорта. На первой странице документа указывались приметы человека (рост, цвет глаз и волос и т.д.):
Сохранились снимки 20-30-х годов XX века, на которых изображены члены Несвижской городской Думы. Это и общие фотографии администрации, и отдельные снимки сотрудников. Например, фотография бурмистра Несвижа Юзефа Годицкого-Цвирко, который занимал этот пост с 1922 г. по 1926 г. Последним бурмистром города был Альфред Генрицкий (с 1930 г.).