Регистрация, лицензирование, аккредитация и аттестация, как институты административного права, реализуемые в деятельности полиции.
Лицензирование является одним из ключевых методов административной деятельности ОВД, связано с допуском предпринимателей к осуществлению различных видов деятельности и применяется только в тех случаях, когда невозможно в силу разных причин выделить определенные качества субъекта или объекта, в результате чего появляется риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности широкому кругу третьих лиц. ОВД осуществляют лицензирование частной охранной деятельности и частной детективной (сыскной) деятельности, а также в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" выдают гражданам и организациям лицензии на приобретение оружия, осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и боеприпасов.
Регистрация представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти, состоящую в официальном признании юридических фактов. Последствием регистрационных действий является приобретение различными субъектами дополнительных прав, например права заниматься предпринимательской деятельностью для юридических лиц, в полной мере осуществлять гражданские права в отношении имущества. Примером регистрационных действий, осуществляемых полицией, может служить государственная регистрация автомототранспортных средств.
Под правовым институтом аттестации следует понимать систему правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы в процессе осуществления деятельности по оценке деловых, личных, нравственных качеств, результатов их труда и действенному контролю за работой служащих в целях определения уровня профессиональной подготовки и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, решения вопроса о приϲʙᴏении государственному служащему квалификационного разряда и повышения эффективности управления (понимаемого в широком смысле).
Чтобы обеспечить справедливое продвижение служащих по службе, крайне важно создать и закрепить в правовых нормах научно обоснованный механизм Движения государственных служащих. В таком механизме аттестация будет одним из основных элементов.
Под аккредитацией понимается процедура официального признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.) в определенной области деятельности.
Институты предложений и заявлений реализуемые в деятельности полиции.
Деятельность органов и сотрудников ОВД при охране порядка, административном надзоре, разрешительной системы, борьбе с преступностью и т.д. самым непосредственным образом связана с гражданами, их правами и обязанностями. Многие действия граждан возможны только с разрешения органов внутренних дел.
Поэтому работа с обращениями граждан в системе органов внутренних дел – одни из самых важных участков их деятельности.
Начало этой работы – прием граждан в ОВД..
Ведомственными актами установлен определенный порядок приема: личный прием граждан обязаны проводить руководители и другие должностные лица органов внутренних дел, в определенные дни и часы, включая выходные дни, о чем должно быть известно населению. Руководители ОВД должны анализировать обращения граждан с тем, чтобы выявлять обстоятельства и причины, вызывающие нарушения их прав и законных интересов.
Из всех форм обращений граждан – заявлений. Жалоб, предложений – в ОВД поступает наибольшее число заявлений. Это непосредственно связано с паспортной системой (получение паспорта, прописка, выписка), регистрационными полномочиями ОВД (транспортные средства, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, дактилоскопическая регистрация и т.д.), выдачей лицензий и разрешений (по обороту оружия, на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на некоторые виды работ, въезд в запретные зоны и т.д.), с поисками пропавших граждан и т.д.
Дисциплинарная ответственность, как институт административного права, реализуемый в деятельности полиции.
Дисциплинарная ответственность – это разновидность юридической ответственности, выражающаяся в применении дисциплинарных взысканий должностными лицами в отношении лиц, совершивших дисциплинарные проступки и находящиеся в отношениях подчинения.
Дисциплинарная ответственность образует самостоятельный правовой институт, действующий в рамках трудового и административного законодательства. Порядок применения дисциплинарной ответственности устанавливается Трудовым кодексом РФ (гл. 30), ФЗ «О государственной гражданской службе», ФЗ от 12 января 1998 г. «О службе в таможенных органах», Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ, Положением о прохождении службы в ОВД и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный или административный проступок. Законодательство не дает точного определения дисциплинарного проступка, как правило, это связано с тем, что нельзя абсолютно точно определить объект дисциплинарного проступка. Тем не менее, исходя из содержания правовых норм, можно установить, что дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное действие или бездействие совершенное членом устойчивого организационно - оформленного коллектива и выразившееся в нарушении правил пребывания в данном коллективе.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливают, что основаниями дисциплинарной ответственности является нарушение правил внутреннего трудового распорядка того или иного органа, предприятия или учреждения, либо неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Непосредственно в законодательстве не формулируются ни признаки самого дисциплинарного проступка, ни элементы его состава, тем не менее, учитывая схожесть дисциплинарного и административного правонарушения можно сказать, что они характеризуются одинаковыми признаками, т.е. дисциплинарный проступок является общественно значимым, противоправным, виновным и наказуемым деянием.
Основные отличия дисциплинарного и административного правонарушений проявляются при формулировке состава проступка. Составы дисциплинарных правонарушений не имеют четкого юридического оформления. Содержание состава дисциплинарного проступка, определяется должностными лицами, применяющими взыскания. Что касается административного правонарушения, то его состав имеет четкую юридическую определенность.