Сравнительное правоведение как наука

Пояснительная записка

Цель самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.

План изучения темы, данный преподавателем во время лекции, предусматривает, что часть вопросов подробно освещается во время лекционного занятия, а другая часть – в процессе самостоятельной работы по теме. Поэтому, помимо подготовки по конспектам лекции, необходимо изучить рекомендуемую обязательную литературу по теме, а также некоторые из рекомендованных материалов из списка дополнительной литературы.

Материал, изложенный в данных рекомендациях, поможет сориентироваться в тех вопросах, которые предусмотрены для углубленного самостоятельного изучения, а также в самом общем виде систематизировать уже полученные знания и дополнить их новыми сведениями. Следует обратить особое внимание на новые понятия, раскрываемые в ходе изучения разделов, и на контрольные вопросы, указанные в конце каждой темы.

Самостоятельная работа

№ п/п Тема лекции Объем в часах по формам обучения
очная заочная
Сравнительное правоведение как наука
История сравнительного правоведения
Классификация основных правовых систем современности
Романо-германская правовая семья
Англосаксонская правовая семья (семья общего права)
Религиозные правовые семьи
Традиционные правовые семьи
Смешанные правовые системы
Российская правовая система
  Всего

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Тема 1:

Сравнительное правоведение как наука

В мировой компаративистике существуют три различных представления о природе данной юридической дисциплины:

1) Научный метод – сравнительный метод изучения права без самостоятельного предмета (американская школа);

2) чистая наука, т.е. самостоятельная научная дисциплина со своим определенным предметом (ведущие германские компаративисты Цвайгерт и Кетц, отечественная школа - Тихомиров Ю.А., Марченко М.Н., Саидов А.Х. и др.);

3) вспомогательная дисциплина в рамках теории государства и права (теория сравнительного метода как часть общей теории права– Сырых и др.).

Образовательная функция

Сравнительное правоведение имело важное значение и в университетском преподавании права 19 века. Во Франции впервые были учреждены кафедры сравнительного правоведения по различным отраслям права.

Преподавание сравнительного правоведения ведется и на международном уровне. Уникальным международным учебным заведением является Международный факультет сравнительного права, созданный в 1958 г. по инициативе известного испанского компаративиста де Сола Канизареса.

В разных странах в силу научных мировоззренческих традиций и установок различно само понимание задач и целей сравнительного правоведения. Во Франции и Германии сравнительное правоведение носит в значительной степени теоретико-философский характер. В США выдвигаются задачи более прагматического, эмпирического характера. В большинстве стран до сих сравнительное правоведение рассматривается как введение во французское, германское, английское право. Однако во Франции тенденции к обособлению сравнительного правоведения, утверждению его самостоятельности выражена очень ярко.

Практическая функция

Сравнительное правоведение – незаменимый инструмент для совершенствования национального права. Во все времена законодатели в своей деятельности в той или иной степени использовали юридический опыт других стран. Сегодня компаративистская наука подходит к вопросу об использовании сравнительного права законодателем несколько иначе, чем в прошлом. Речь идет не о том, чтобы предлагать законодателю готовые образцы и модели, взятые за рубежом, а об изучении зарубежного юридического опыта, как позитивного, так и негативного.

Во взаимодействии различных государств особую значимость приобретает сближение их правовых систем. В такой ситуации отличия, часто весьма резкие, между разными правовыми системами способны вызвать серьезные конфликты, причем в большей степени в области частного, семейного и имущественного права, чем в области публичного. Именно этим объясняется стремление людей сблизить юридические концепции и институты.

На настоящий момент национально-государственные различия в праве существуют в следующей форме:

- органические (постоянные);

- относительно устойчивые;

- исторически-временные;

- ситуационные.

Для сравнительного правоведения достаточно актуальным в течение последнего десятилетия является вопрос о способах сближения национальных правовых систем. Взаимодействие различных правовых систем может идти параллельно внутренней эволюции отдельных семей права (усиление значимости судебной практики в Романо-германской семье или возможная кодификация общего права Англии).

Наибольший же интерес представляют те случаи, когда национальные юридические системы «молодых», недавно состоявшихся стран намеренно формировались с расчетом использовать достижения различных, подчас качественно разнящихся друг с другом юридических систем с тем, чтобы в национальном праве совместить оптимальные конструкции и формы, которые известны авторам юридических разработок и соответствуют их представлениям о «наилучшем праве».

4. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина

Раскрыть следующие понятия: структура курса сравнительного правоведения; принципы и аксиомы сравнительного правоведения;

Сравнительное правоведение сведено в курс, построенный в определенном соответствии с известной книгой Рене Давида «Основные правовые системы современности».

Общая часть:

- Введение в теорию сравнительного правоведения; предмет, цели, задачи, история;

- Классификация основных правовых систем современности на правовые семьи (круги);

- Проблемы унификации права.

Особенная часть:

- Основные правовые семьи:.

Изучение сравнительного правоведения как научной дисциплины должно базироваться на следующих аксиомах:

  1. Право, как язык или музыка, есть нормативное выражение психики, психологии, традиций и культуры каждого народа. Соответственно, нет и не может быть двух идентичных национальных правовых систем в мире. Любое изучение сравнительного правоведения должно учитывать эту закономерность.
  2. Сравнение правовых систем требует интеллектуальной объективности. Поэтому в сравнительном правоведении нет и не должно быть места религиозным или культовым предубеждениям против той или иной правовой системы, либо против определенного народа.
  3. Для сравнительного правоведения требуется диалектический подход к изучению правовых систем. У каждой из них есть свои позитивные и негативные аспекты; каждая национальная правовая система, совершенствуясь, должна учитывать достижения других правовых систем.
  4. Несмотря на исторические различия правовых систем, намечается процесс их сближения и взаимозаимствования. Соответственно сравнительное правоведение должно не только опираться на исторический опыт, но и обращать внимание на динамичное развитие национальных правовых систем и на проявление новых тенденций в развитии различных правовых систем.
  5. Правовые системы в большей степени похожи друг на друга в области частного права, нежели публичного. Это объясняется тем, что принципы рыночной экономики, которые отражаются во всех современных кодексах частного права, т.е. в гражданских и коммерческих кодексах, универсальны. И наоборот, страны неохотно заимствуют принципы публичного права из зарубежного опыта.
  6. Сравнительное правоведение поощряет и одобряет заимствование идей разных правовых систем. Но перенесение идей из одной правовой системы в другую требует их тщательного анализа на совместимость.
  7. Цель сравнительного анализа правовых систем – не хвалить одну систему и порочить другую, а понять исторические предпосылки формирования каждой из них. Компаративист не должен классифицировать их, подразделяя на хорошие и плохие, т.к. все они, будучи относительно несовершенными, нуждаются в улучшении.
  8. В реальной жизни существует разрыв между «формальным» (на бумаге) и «живым» (на практике) правом. Сравнительный анализ правовых систем должен учесть эту проблему.

Относительно места и роли сравнительного правоведения в учебной программе юридического образовательного учреждения можно также отметить следующее:

- во-первых, независимо от позиции в споре о природе и предметности сравнительного правоведения все эксперты в области юридического образования едины в своем мнении о том, что эта дисциплина должна быть включена в программу любого образовательного юридического учреждения. Кроме того, по мнению многих, необходимо включать в процесс обучения и отраслевую часть, которая не менее, а, возможно, даже более важна для правоприменительной деятельности;

- во-вторых, нельзя забывать, что сравнительное правоведение вышло за рамки сугубо научных споров. Сейчас знания, полученные при освоении сравнительного правоведения, могут широко применяться на практике;

- в-третьих, сравнительное правоведение отличается от изучения зарубежного права тем, что последнее является лишь шагом, ступенькой для овладения первым;

- в-четвертых, в истории сравнительного правоведения делается акцент на частном праве, но в сегодняшних условиях нельзя обходить стороной и публичное право;

- следует в учебных курсах сравнительного правоведения рассматривать не только межсистемные аспекты права (например, континентального и англо-саксонского), но и его внутрисистемные особенности (например, двух правовых систем, входящих в одну правовую семью), а также внутринациональные особенности права субъектов одного федеративного государства; т.е. к изучению правовых систем должен применяться комплексный подход.

Контрольные вопросы:

1.Что такое сравнительное правоведение – чистая наука, научный метод или вспомогательная дисциплина в рамках теории государства и права?

2. Чем отличается сравнительное правоведение от зарубежного права?

3. В каких сферах юриспруденции применяется сравнительное правоведение?

4. Какие формы сравнения выделяются в современной компаративистике?

5. Какие существуют приемы сравнительного анализа права?

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: ООО «Городец-издат», 2002, с. 9-60.

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003, с. 19-54.

Дополнительная:

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М: Международные отношения, 1996.

Марченко М.Н. Понятие сравнительного права (сравнительного правоведения) // Вестник МГУ. Сер. Право. 1999. № 1.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М: Проспект, 2001. Гл. 10.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. - М/ Зерцало 2001. Гл. 1-3.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и особенная части: Учебн.-практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002, с. 19-27; 48-52.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. - М: Норма, 1996. Гл. 1, 2.

Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права В 2 томах. - М: Международные отношения, 1998. Т. 1. Раздел А. § 1, 2, 4.

Чернооков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004, с. 5-22.

Тема 2:

Основные отрасли права

Современное романо-германское право по своей структуре подразделяется, во-первых, на публичное и частное право, а, во-вторых, на отдельные отрасли законодательства. К сфере публичного права относится конституционное, административное и уголовное законодательство. Во Франции сильно развита административная юстиция, основанная на деятельности Государственного Совета и подчинённых ему административных трибуналов. В Германии значительная роль принадлежит Федеральному Конституционному Суду, решения которого обязательны для всех субъектов права. В свою очередь к частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое законодательство. По отношению к гражданскому праву возможно существование двух основных подходов:

1. Концепция единого гражданского права (Италия), при которой в гражданском кодексе содержится общая часть. Компромиссным вариантом является ГК Нидерландов, содержащий в общей части только вопросы, посвящённые имущественным правам.

2. Сосуществование гражданского и торгового права (Германия и Франция). Отметим также, что Гражданский Кодекс Франции не содержит общей части, а построен по институционной системе, восходящей к Институциям Гая (деление правового материала на разделы: Лица; Вещи; Обязательства).

Нормы романо-германской правовой системы основаны на общем понятии и должном поведении. Степень обобщённости норм очень высока. По своей структуре нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, возможно деление правовых норм на первичные (законы) и вторичные (подзаконные акты).

Рассмотрим кратко системы права некоторых стран Романо-германской правовой семьи:

Так во Франции отраслями публичного права являются:

- конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, организации государства, его верховных органов и парламента, исполнительной власти и участия граждан в правительстве;

- административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящих;

- финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство);

- международное публичное право.

Частное право во Франции включает в себя:

- собственно гражданское право;

- торговое право, включающее и морское право;

- гражданское процессуальное право;

- уголовное право.

Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются:

- трудовое право;

-сельскохозяйственное право;

-законы о промышленной собственности и авторское право;

- воздушное право;

- лесное право;

- горное право;

- страховое право;

- транспортное право;

- международное частное право.

Международное частное правоопределяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских делах. Хотя международное частное право традиционно считается составной частью частного права, некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Гражданское процессуальное право и уголовное право иногда выделяются как санкционирующее право, так как они обеспечивают проведение в жизнь норм частного права. Эта традиционная точка зрения оспаривается некоторыми учеными, которые относят определенные отрасли — торговое, морское, сельскохозяйственное, воздушное, трудовое право, законы о социальном обеспечении и так называемое санкционирующее право (уголовное и гражданское процессуальное право) к отдельной группе «смешанных прав». Существует и другая точка зрения, согласно которой гражданское процессуальное право больше связано с публичным, нежели с частным правом.

В ФРГ разделение между частным и публичным правом было выражено несколько слабее, чем во Франции, что, в частности, находит свое отражение в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа. Так в немецкой юридической науке отраслями публичного права принято считать:

- конституционное право,

- административное,

- налоговое,

-уголовное,

- уголовно-процессуальное,

- гражданское процессуальное право,

- церковное право,

- международное публичное право.

Право, регулирующее отношения между государственными органами, называется также государственным правом.

Частное право в ФРГразделяется на:

- собственно гражданское право, содержащееся в гражданском кодексе и во вспомогательных законах,

- и особую часть частного права, в эту часть входят торговое право, законодательство о компаниях, законы об оборотных документах, авторское право, законы о конкуренции (включая патенты), торговые знаки и модели, международное частное право.

Трудовое право иногда считается составной частью частного права, но в большинстве случаев, его относят к области , которая не соответствует ни частному, ни публичному праву.

В большинстве европейских стран классификация отраслей права напоминает германскую (Швейцария, Испания, Австрия). Италия, Бельгия придерживаются французской схемы, как и Нидерланды, где, впрочем, делается оговорка: гражданское процессуальное право и законы о несостоятельных должниках составляют формальную часть частного права в отличие от субстантивной части частного права, куда входят собственно гражданское и торговое право. Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит по большей части из конституционных законов и иных законов, не носящих характера кодификации.

Усилившаяся административно-правовая активность государственных органов затронула такие отношения, которые ранее находились в исключительном ведении частного права. Так, в области аграрных отношений административно-правовое регулирование оказывает значительное воздействие на использование собственности (или долгосрочной аренды) путем введения земельного зонирования, принудительных сервитутов, ограничения инвестирования средств, установления квот на продукцию и другими путями. Произошло о вторжение государства в область договоров — ранее вотчину частного права. Появился институт обязательного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот.

Одновременно с проникновением публичного права в сферу частного права расширение круга государственных обязанностей, особенно в области социальных и коммунальных услуг, породило обратную тенденцию — применение институтов и средств частного права при выполнении публично-правовых действий.

Соотношение общего и особенного в национальных правовых системах

стран романо-германской семьи можно увидеть и на примере соотношения гражданского законодательства и трудового права.

Общим для всех стран является то, что на первых этапах развития западного общества трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного найма), и это открывало неограниченный простор для «хозяйской власти». Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, максимально эксплуатируя наемного рабочего. При этом, однако, в большинстве стран романо-германской правовой семьи трудовое право не кодифицировано, оно состоит из массы законов, декретов и установлений, касающихся различных вопросов. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в трудовой кодекс, но удалось это лишь частично, и поэтому то, что здесь называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов. Вместе с тем во Франции трудовой договор исключен из числа гражданско-правовых, а соответствующие нормы ГК потеряли силу.

Иное положение в ФРГ и Нидерландах, где нормы гражданских кодексов о найме труда до сих пор имеют практическое значение. Еще в большей степени это характерно для Италии.

По-разному решается и вопрос о существовании наряду с гражданским правом хозяйственного права.

Во Франции идея хозяйственного права родилась в результате вторжения государства в экономическую деятельность после Второй мировой войны. Появление значительного государственного сектора в народном хозяйстве, особенности организации и деятельности национализированных предприятий, принятие долгосрочных экономических планов — все это вызвало потребность в новой отрасли права, «способной перегруппировать и синтезировать, свести воедино экономические аспекты частного и публичного права». Однако до настоящего времени в этом отношении сделано было немного.

В Германии идея хозяйственного права возникла после Первой мировой войны. В его современном варианте оно охватывает ряд аспектов управленческой деятельности государства в вопросах производства, торговли и кредитно-денежных дел и в этом плане ближе к праву административному. Но и здесь общие принципы административного права в кодификацию не попадают. Она охватывает федеральный закон об административно-судебной процедуре (1960 г.), в основном правила рассмотрения дел в административных судах.

По-разному решается национальными правовыми системами и вопрос о соотношении гражданского и торгового права и соответственно Гражданского и Торгового кодексов.

В большинстве стран романо-германской правовой семьи имеется отдельный торговый кодекс: во Франции (1807 г.), Бельгии (1807 г.), Люксембурге (1807 г.), Испании (1829 г.; перераб. — 1885 г.), Португалии (1833 г.; перераб. — 1888 г.), Нидерландах (1838 г.), Австрии (1862 г.), Лихтенштейне (1865 г.), Германии (1897 г.), в Турции (1956 г.).

Вместе с тем, известны и исключения. Так, Швейцария отвергла идею отдельного торгового кодекса, и соответствующие положения сосредоточены в Обязательственном законе. Италия включила ранее действовавший Торговый кодекс (1882 г.) в новый Гражданский кодекс (1942 г.). В Нидерландах в процессе недавней кодификации также пришли к выводу о нецелесообразности отдельного торгового кодекса.

Наиболее существенные различия национальных правовых систем стран романо-германской семьи прослеживаются в области административного права.Это объясняется более тесной связью этой отрасли права со структурой органов государственного управления в рамках управленческой компетенции, что значительно варьируется в разных странах. Административное право больше зависит от политического и социального динамизма общества, чем многие другие отрасли буржуазного права. Наконец, не следует забывать и об очень широком масштабе отношений, охватываемых этой отраслью права. Возникнув исторически как «полицейское право», призванное обеспечить общественный правопорядок, оно получило затем в свое ведение почти все сферы государственного управления. Особенно возросла роль административного права в современных условиях.

Административное право почти повсеместно не кодифицировано. Даже в стране классической кодификации — Франции — административное право никогда не было должным образом кодифицировано. Здесь нет ничего, что напоминало бы наполеоновские кодексы, а имеющиеся кодексы представляют собой сведение воедино законодательных и регламентарных текстов, охватывающих, несмотря на то, что их число возрастает, лишь ограниченную часть отношений, регулируемых административным правом, многие разделы которого созданы судебной практикой.

Примерно таково же состояние источников административного права и в других странах романо-германской семьи. Естественно, что многочисленность законов и других актов порождает большее число различий и расхождений между отдельными странами, чем строгая кодификация. Точно также можно сказать, что чем значительнее роль судебной практики как источника права, тем больше правовые различия, ибо судебная практика больше подвержена влиянию изменяющихся условий, чем стабильные кодификации.

Контрольные вопросы:

1. Какова роль рецепции римского права в развитии романо-германской правовой семьи?

2. Какие обстоятельства способствовали укреплению юридического позитивизма в европейских государствах?

3.В чем проявляется внутренняя противоречивость статуса прецедента в континентальной правовой семье?

4. Как соотносятся общее и особенное в правовых системах романо-германской правовой семьи?

5. Какие специфические черты присущи правовым системам Скандинавских стран и правовым системам Латинской Америки?

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: ООО «Городец-издат», 2002, с. 481-612.

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003, с.154-197.

Дополнительная:

Аннерс Э. История европейского права. - М.: Прогресс, 1994. Ч. 1. § 5-9. Ч. 2. §1,2,6-9.

Барабанов О.Н. Бартоломео Боско - генуэзский юрист XIV - XV веков: теория и практика гражданского судебного процесса. - СПб.: Алетейя, 2002.

Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

Боботов С. В. Конституционная юстиция. М., 1994.

Вишневский А.А. Каноническое право в Западной Европе. М., 1994.

Германское право. - М.: Международные отношения, 1996. Ч. 1-2.

Голландская правовая культура / Отв. ред. В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова. М., 1998.

Гражданское и торговое право капиталистических государств. - М.: Международные отношения, 1993.

Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. - М.: Книжная находка, 2002.

Дигесты Юстиниана. Т. 1. М.: МГУ, 2002.

Дождев Д.В. Римское частное право. -М.: Норма, 1996.

Дусаев Р.Н Эволюция уголовного права стран Западной Европы и США. Ч. 1. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1999.

Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. - М.: Спарк, 2001.

Институции Юстиниана. - М.: Зерцало, 1998.

Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. - М.: Статут, 2000.

Кашанина ТВ. Происхождение государства и права. - М.: Юрист, 1999.

Кох X., Магнус У, Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. - М.: Международные отношения, 2001. § 14, 16.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: Проспект, 2001. Гл. 10, 12.

Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - СПб.: Лань, 1999.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и особенная части: Учебн.-практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002, с. 34-40.

Покровский И.А. История римского права. - СПб.: Летний сад, 1998.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 1998.

Право в средневековом мире. Сборник статей. - СПб.: Алетейя, 2001.

Правовая система Нидерландов. - М.: Зерцало, 1998.

Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2003.

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М.: Юридическая литература, 1993.

Савельев В.А. Германское гражданское уложение. М., 1983.

Саидов А.Х Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

Судебные системы западных государств. М., 1991.

Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

Уголовный кодекс Испании. - М.: Зерцало, 1998.

Уголовный кодекс Франции. - СПб.: Юридический центр, 2002.

Уголовный кодекс ФРГ. - М.: Зерцало, 2000.

Хартли Т.К. Основы права европейского сообщества. М., 1998.

Хвостов В.М. Система римского права. - М.: Спарк, 1996.

Цвайгерт К, Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2 томах. - М.: Международные отношения, 1998. Т. 1. Раздел Б. Гл. 1,2.

Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004, с. 29-48.

Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (УII – ХХ вв.). СПб., 1996.

Тема 5:

Англо-саксонская семья (семья общего права)

Раскрыть следующие понятия: общее право, право справедливости, статутное право, судебный прецедент.

Религиозные правовые семьи

Раскрыть следующие понятия: сунна, иджма, кийас, фикх, шариат, адат, иджтихад, халифат, каста, варна, артха, дхарма, рита, раштра.

Правовая система Японии

Становление японского права началось в эпоху раннего средневековья (7-8 вв.). Первоначально право не выделялось из неразрывной слитности социальных, религиозных и этических воззрений. Они были связаны с такими представлениями как грех, «божий суд», кара. Все эти понятия носили сакральный характер. Развитие собственно правовых представлений шло главным образом в уголовном праве. До 7 века господствовало обычное право. Первые кодексы появились во второй половине 7 века под непосредственным влиянием Китая. Также как и в Китае, в Японии основное внимание было уделено уголовному и административному законодательству. В 701 году был составлен кодекс «Тайхо рицурё» («Уголовный и административный кодекс городов Тайхо»). В 718 году принимается кодекс «Ёро-рицурё» («Уголовный и административный кодекс городов Ёро»). Кроме данных кодексов, к ним были написаны комментарии «Рё-но гиге» (833 г.) и «Рё-но сюгэ» (920 г.). введение в действие указанных правовых актов открыло эпоху «правового государства» («рицурё кокка»), продолжавшуюся с 8 по 10 века. Текущее законодательство осуществлялось в форме императорских указов («кяку») и постановлений («сики»), которые периодически объединялись в сборники. Основные нормы, применяемые в практической деятельности, были уголовно-правовыми («рицу») и административно-правовыми («рё»). В эпоху феодализма (10 – середина 19 вв.) право было вытеснено правилами приличия («гири»), которые заменяли и его и мораль. Их несоблюдение вело к общественному порицанию.

С 1868 г. в Японии началась эпоха Мэйдзи, приведшая к модернизации практически всех сфер жизни общества. Начало складываться современное право, основанное на рецепции основных принципов романо-германской правовой семьи. В правопонимание были включены понятия субъективного права («кэнри») и юридической обязанности («гиму»), отсутствовавшие в традиционном праве. с 1872 г. велась разработка основных кодексов, которой руководил французский юрист Г. Буассонад. В 1882 г. были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а в 1890 г. – Закон о судоустройстве и Гражданско-процессуальный кодекс. В 1898 г. был введён в действие Гражданский кодекс, на который сильное влияние оказало Германское гражданское уложение 1896 г. Сферу частного права, кроме ГК, составляется и Торговый кодекс 1899 г. Он вобрал в себя многие положения аналогичного французского кодекса. Торговый кодекс применяется по специальному правилу, сформулированному в ст. 1, которая гласит: «К торговым отношениям, не урегулированным настоящим кодексом, должны применяться правовые обычаи торговли, а при их отсутствии – нормы Гражданского кодекса». В последствии, под влиянием системы общего права, в действующее законодательство были внесены существенные изменения. Прежде всего была заимствована система доказательств в уголовном и гражданском процессе.

Источниками современного японского права кроме законодательства являются действующие обычаи и нормы морали, однако сфера их применения неуклонно сужается. Решения судов формально не являются источниками права, однако, практически постановления вышестоящих судов (прежде всего Верховного Суда) воспринимается субъектами права как нормативные акты, подлежащие неукоснительному исполнению.

Говоря о новых отраслях права, следует отметить бурное развитие трудового права после второй мировой войны. Оно основано на ряде значительных нормативных актов:

- Законе о трудовых кодификациях 1946г.;

- Законе об условиях труда 1947 г.;

- Законе о трудовых стандартах 1947 г.;

- Законе о профсоюзах 1949 г.

В целом современное право Японии примыкает к романо-германской правовой семье. Оно также подразделяется на публичное и частное право. Однако есть определённые особенности в понимании сущности права. любое противостояние сторон, конкуренция между ними считаются нежелательными. Основой поведения является не позитивное право, а уже упоминавшиеся социальные нормы – «гири», установленные для каждого вида человеческих отношений традицией и исходящие из существования (по крайней мере – внешнего) чувства привязанности – «нинхо», которое объединяет людей в их взаимоотношениях. Поэтому конфликтующие стороны прилагают максимум усилий для заключения мирового соглашения. По мнению многих японцев субъективное право обезличивает человеческие отношения, оно ставит всех людей в положение равенства вопреки иерархическому порядку, который, согласно конфуцианской доктрине, существует в мире. Законодательство предусматривает различные виды мировых соглашений. На досудебной стадии используется процедура «ёдан». Она предусматривает обращение сторон к посреднику. Если конфликт не удалось разрешить, то стороны могут обратиться в суд. на основании ст. 136 ГПК судья должен стремиться в ходе процесса привести стороны к примирению. Эта процедура называется «викай». Судья сам осуществляет роль посредника на любой стадии процесса. Кроме того, стороны, обратившиеся в суд, могут просить не вынесение решения по делу, а создания примирительной комиссии, которой поручается предложить сторонам возможное мировое соглашение. В состав комиссии входят два посредника и судья, однако последний не участвует в заседаниях, чтобы не влиять на процесс выработки соглашения. Такая процедура называется «шотей». По определённым категориям дел (семейным, трудовым) она является обязательной. Если сторонам не удалось достичь мирового соглашения, то дело будет рассмотрено судом по одному из двух вариантов: либо с использованием действующего законодательства, либо путём подтверждение мирового соглашения, предложенного посредниками.

Смешанные правовые системы

Российская правовая система

Раскрыть следующие понятия: регламент, манифест, именной указ, кодификация, частное право, публичное право, закон, подзаконный акт, договор, советское право, социалистическая правовая семья,

Пояснительная записка

Цель самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.

План изучения темы, данный преподавателем во время лекции, предусматривает, что часть вопросов подробно освещается во время лекционного занятия, а другая часть – в процессе самостоятельной работы по теме. Поэтому, помимо подготовки по конспектам лекции, необходимо изучить рекомендуемую обязательную литературу по теме, а также некоторые из рекомендованных материалов из списка дополнительной литературы.

Материал, из

Наши рекомендации