Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.

В сфере гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана. Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами. Развитие народного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки. Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была Производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством. В 1938г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д. Нормы семейнозо права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины. Вводился институт потроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях - представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность - лишение свободы на срок до двух лет.

63. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.

Коллективизация (К) - производственное кооперирование крестьянских хозяйств. Ее проведение провозгласил XV съезд партии в 1927 г., правовой основой К являлся закон ≪Об общих началах землепользования и землеустройства≫ 1928 г., на основании которого колхозампредоставлялись налоговые и кредитные льготы, льготыпо получению в пользование земель, кулаки, наоборот,ограничивались в правах аренды земли. Закон также определил, что право собственности на всю землю в составе Союза принадлежит СССР и создал правовую базу дляучреждения общесоюзной централизованной системыуправления сельским хозяйством.

Проведение К предполагалось на основе принциповдобровольности и постепенности, однако кризисхлебозаготовок 1927-1928 гг. подтолкнул власти на проведениепринудительной ускоренной коллективизации. Данное решение было принято Пленумом ЦК Коммунистическойпартии в ноябре 1929 г.Для государственного управления процессом К и в целом сельскохозяйственным производством был созданНаркомзем СССР, в состав которого вошел КолхозцентрСССР.

Проведение К регламентировалось принятым 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР законом ≪О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством≫и соответствующей Инструкцией ЦИК СССР от 4 января 1930 г.

Процесс К сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества иих переселением, задачамикоторого было создание материальной базы колхозов,освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства.

В задачи колхозного и земельного права входилоукрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись ≪Примерный устав сельскохозяйственной артели≫ от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съездеколхозников.

Примерный устав устанавливал организационно-правовые основы существования и деятельности колхозов,определял, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит купле-продаже илисдаче в аренду. Устав определял перечень имущества,подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз,порядок распределения доходов колхоза, членство.

Фактически колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности.

64. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР,целью которой было полное уничтожение как государстваСССР, так и ее народов. Развернулась борьба за перестройку всей жизни страны на военный лад, за укрепление Красной Армии и обороны.

Основной функцией Советского государства стала организация ведения войны, все остальные функцииявлялись вспомогательными.Страна превратилась в единый военный лагерь.Все народное хозяйство было перестроено для удовлетворения нужд фронта и обороны.

Война стала серьезной проверкой на состоятельностьсоветской системы в управлении государством и организации советского общества, показала эффективность работы государственного аппарата, оправданность плановой системы хозяйствования, идеологическую и социальную устойчивость советского государства, подтвердилаправо СССР на мировое признание.

Коммунистическая партия и государство предписывали партийным и советским органам принимать меры, направленные на укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовыватьвсе силы на разгром врага. Данный призыв содержалсяв Указе≪О военном положении≫, принятом ПрезидиумомВерховного Совета СССР 22 июня 1941 г.

Перестройка государственного аппарата была направлена на усиление роли центральных органов власти иуправления, упрощение системы государственных органов, сокращение штатов.В условиях войны продолжали действовать созданныеранее общесоюзные, республиканские и местные органывласти и управления. На послевоенное время были перенесены выборы в ВС СССР.

Создавались чрезвычайные органы:Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО),руководимый И.В. Сталиным, сосредоточил всю полнотувласти в государстве, его постановления имели силу законов военного времени. ГКО не имел своего аппарата,а использовал аппарат СНК СССР и ЦК ВКП(б). На местахсоздавались городские комитеты обороны.

При СНК СССР были созданы:Совет по эвакуации - руководил эвакуацией промышленности;снабжением народного хозяйства занимались Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и т. д.;Управление по эвакуации населения;Комитет по учету и распределению рабочей силы;Управление по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих;Совинформбюро- проводило информационно-пропагандистскую работу.

Для руководства вооруженными силами была созданаСтавка Верховного Главнокомандования.

Развитие права в данный период было подчинено требованиям обстановки военного времени.

65. Изменение в праве В гражданском праве оправдывается принцип единства государственной собственности, позволявший государству оперативно и быстро распоряжаться своей собственностью в целях налаживания военной экономики,мобилизации всех существующих ресурсов на борьбус фашизмом.Сокращаются договорные отношения, возрастаетроль административных актов и плановых заданий. Вводится квартальное, месячное и декадное планирование.В особом порядке защищаются права военнослужащих и членов их семей.

Были расширены права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности, в круг наследников были включены трудоспособные родители,братья и сестры.

В семейном праве закреплялся институт официального брака, усложнялся процесс развода, поощрялисьмногодетные семьи, рождаемость, увеличивается государственная помощь беременным, многодетным и одиноким матерям.

Трудовое право было призвано решать задачи трудовой мобилизации военного времени с применением чрезвычайных мер.

Указ Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. ввелмобилизацию трудоспособного населения, не занятогов учреждениях и на предприятиях. Мужчины от 16 до 55лет, а женщины с 16 до 50 лет обязаны были трудиться напроизводстве и строительстве.

Для выполнения оборонных работ, заготовки топлива,охраны важных объектов на срок до 2 месяцев допускалась трудовая повинность.

Вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, право на отпускимели лишь подростки до 16 лет, остальные работникиполучали денежную компенсацию за отпуск, которая переводилась в сберегательные кассы. Устанавливаласьуголовная ответственность за нарушения в сфере труда(прогул, опоздание).Вводилась система материального стимулирования затрудовые успехи, обычной нормой становится трудовойподвиг и энтузиазм.

В уголовном праве была повышена ответственностьза ряд преступлений, общественная опасность которыхусиливалась в условиях военного времени, вводились новые составы, характерные для военной обстановки.Заключением на срок от 2 до 5 лет наказывается распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения.

Усиливается ответственность (лишение свободы до 10лет) за разглашение государственной тайны, хищение государственной и общественной собственности.

Наши рекомендации