Гос. регулирование отношений недропользования.
Гос. регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:
• управления,
• лицензирования,
• учета
• и гос. надзора.
Гос. управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исп. власти субъектов РФ, а также фед. органом управления гос.фондом недр и органами гос. горного надзора.
Статья 3. Полномочия фед. органов гос. власти в сфере регулирования отношений недропользования
К полномочиям фед. органов гос. власти органов гос. власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
2) определение и реализация фед.политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации фед. программ;
3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
3.1) установление порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр;
4) создание и ведение единой системы фед.и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет гос. средств;
5) гос. экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения;
6) официальное опубликование перечня участков недр фед.значения в официальном издании, определенном Правительством РФ, формирование фед.фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
6.1) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;
6.2) согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исп. власти субъектов РФ, или отказ в согласовании указанных перечней;
6.3) установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исп. власти субъектов РФ, или отказа в согласовании указанных перечней;
7) составление и ведение гос. баланса запасов полезных ископаемых; гос. учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; составление и ведение гос. кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; гос. регистрация работ по геологическому изучению недр; установление порядка составления и ведения гос. баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения гос. кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых;
7.1) установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами;
8) распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны о/с;
10) распоряжение совместно с субъектами РФ гос.фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ;
11) утверждение соглашений на условиях раздела продукции;
12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
13) защита прав пользователей недр и интересов гр-н РФ;
14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;
15) заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр;
16) установление порядка осуществления гос. надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление фед.гос. надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
17) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр;
18) установление порядка организации и осуществление фед.гос. надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее - гос. горный надзор);
19) установление порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода;
20) рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;
21) установление порядка подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;
22) установление порядка размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья.
Реализация общей фед.политики недропользования в РФ возлагается на фед. орган управления гос.фондом недр и его территориальные органы.
РФ может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам РФ.
Статья 4. Полномочия органов гос. власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования
К полномочиям органов гос. власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих терр-х относятся:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;
2) участие в разработке и реализации гос. программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов;
5) участие в гос. экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым гос.фондом недр на своих терр-х, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;
7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с фед. органом управления гос.фондом недр или его территориальными органами;
8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
9) установление порядка пользования участками недр местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов гр-н, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
12) участие субъектов РФ в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
14) организация и осуществление регионального гос. надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
14.1) проведение гос. экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и эк. информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
15) регулирование др. вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.